Статья "Развитие учебной мотивации на уроках математики "
Залифа Гайсина
21.12.2016
3326
14
Мотивация учащихся
Гайсина Залифа Шакуровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории,
МОБУ СОШ село.Ишемгул
Зианчуринский район
Республика Башкортостан
учитель математики
высшей квалификационной категории,
МОБУ СОШ село.Ишемгул
Зианчуринский район
Республика Башкортостан
Развитие учебной мотивации на уроках математики
«Большинство учителей теряют время на спрашивание, и спрашивают они, чтобы выведать, чего ученик не знает; а ведь настоящее-то искусство спрашивания ставит себе целью узнать, что другой знает или способен знать. Где ученье не клеится – а это бывает со всеми предметами, – там главная вина падает на учителя...
Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом; но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если преподаватель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере всё хиреет. Умеет учить лишь тот, кто учит интересно, кто излагает свой предмет, хотя бы и самый отвлечённый, так, чтобы в душе ученика зазвучали ответные струны и ни на минуту не засыпала его любознательность». (А.Эйнштейн)
Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом; но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если преподаватель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере всё хиреет. Умеет учить лишь тот, кто учит интересно, кто излагает свой предмет, хотя бы и самый отвлечённый, так, чтобы в душе ученика зазвучали ответные струны и ни на минуту не засыпала его любознательность». (А.Эйнштейн)
В школе работаю 35-й год. За время работы убедилась, что на вопрос ученикам, какой предмет больше нравится, ученики начинают перечислять такие предметы, как физкультура, рисование и т.д. Среди учеников вряд ли кто-то назовет математику любимым предметом. Одни из них считают, что математические знания им вообще не понадобятся в жизни, а другие утверждают, что для изучения математики нужно приложить слишком много усилий.
С чего же начинается математика?
Математика начинается со счета. Ребёнок считает и перекладывает формочки, конфеты, игрушки, книги. Ребёнок играет в детский сад. Сколько у него воспитанников? В процессе игры дети делают собственные умозаключения, пытаются логически рассуждать, анализировать. Простейшая математика нуждается в наблюдении и эксперименте. Дальше – больше. Желание развиваться, совершенствоваться заложено в человеке. Главное, правильно растить ростки. Действительно, овладение математическими знаниями- огромный труд. Но при изучении математики развивается гибкость мышления, умение логически рассуждать, способность прогнозировать определенные ситуации , что особенно важно, и обязательно пригодится в жизни каждого человека.
Да, скорее всего, для многих из нас математика не станет профессией, но человек, добросовестно изучавший математику, встаёт на определённую ступень своего развития, с которой он (в большинстве случаев) вряд ли сойдёт. И чем бы в дальнейшем он ни занимался, он будет стараться делать всё обдуманно, пытаться находить закономерности, удерживать в голове определённые последовательности.
Без навыков математического мышления в XXI веке прожить сложно. Математика способствует развитию целого ряда качеств человека, таких как способность к анализу, умение применять свои знания на практике, находить закономерности, мыслить стратегически и логически.
Т.е. даже тот, кто свое будущее не связывает с математикой, обязательно должен помнить, что без знания этого важного предмета он не сможет быть успешным в жизни.
"Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе". Михаил Ива́нович Кали́нин
Развитая и сформированная личность – это активный творец своей жизни, а одним из важнейших условий воспитания такой личности является развитие ее уникальности и индивидуальности. Реализация этого невозможна без правильной мотивации к обучению и развития интереса к нему.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» (Дж.Равен) и «И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».(Коэльо Паоло). Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
В.А.Сухомлинский справедливо замечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поютому и воспитание заинтересованного отношения к учению – проблема, которая проходит через всю историю школы. А наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся.
В педагогическом словаре слова «мотив» и «мотивация» трактуются так:
Мотив - (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется впроцессе социализации личности, ее становления и воспитания.
Мотивация- (от лат. movere — приводить в движение, толкать) -совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность.
Таким образом, мотивация – общее название процессов, методов, способов побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активного усвоения содержания образования. Мотивация ответственна за активную жизненную позицию ребенка в обучении и личностном развитии.
Можно выделить несколько методов и способов повышения мотивации к изучению математики:
1.Учет возрастных особенностей;
2.Выбор способов действий в соответствии с возможностями учащихся;
3.Использования эффекта удивления;
4.Создание проблемной ситуации;
5.Проведение эвристических бесед;
6.Создание на уроке ситуации успеха;
7.Использование коллективных и групповых форм работы;
8.Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
9.Использование метода анализа жизненных ситуаций;
10.Использование аналогии, сравнения, противопоставления;
11.Использование наблюдений; эксперимента;
12.Проведение познавательных игр;
13.Использование открытой информации;
14.Поощрения;
15.Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Т.е. урок в 5-х, 6-х классах можно начать, н-р, с арифметической минутки, предлагая для решения задания устного счета, тем самым включая в работу весь класс. В зависимости от темы урока, можно предлагать задания, решение которых возможно несколькими способами. При этом важно создать условия, при которых ребята свободно высказывают свои идеи, предложения и в результате их обсуждения получают конечный продукт.
Большой эффект дает и наглядность (в сочетании с живым словом учителя), использование исторического материала.
Очень важно, чтобы формирование мотивации занимало важное место в работе учителя по конструированию процесса обучения.
Если мы будем формировать у учащихся позитивные эмоции от математической деятельности, это и будет содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.
С чего же начинается математика?
Математика начинается со счета. Ребёнок считает и перекладывает формочки, конфеты, игрушки, книги. Ребёнок играет в детский сад. Сколько у него воспитанников? В процессе игры дети делают собственные умозаключения, пытаются логически рассуждать, анализировать. Простейшая математика нуждается в наблюдении и эксперименте. Дальше – больше. Желание развиваться, совершенствоваться заложено в человеке. Главное, правильно растить ростки. Действительно, овладение математическими знаниями- огромный труд. Но при изучении математики развивается гибкость мышления, умение логически рассуждать, способность прогнозировать определенные ситуации , что особенно важно, и обязательно пригодится в жизни каждого человека.
Да, скорее всего, для многих из нас математика не станет профессией, но человек, добросовестно изучавший математику, встаёт на определённую ступень своего развития, с которой он (в большинстве случаев) вряд ли сойдёт. И чем бы в дальнейшем он ни занимался, он будет стараться делать всё обдуманно, пытаться находить закономерности, удерживать в голове определённые последовательности.
Без навыков математического мышления в XXI веке прожить сложно. Математика способствует развитию целого ряда качеств человека, таких как способность к анализу, умение применять свои знания на практике, находить закономерности, мыслить стратегически и логически.
Т.е. даже тот, кто свое будущее не связывает с математикой, обязательно должен помнить, что без знания этого важного предмета он не сможет быть успешным в жизни.
"Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе". Михаил Ива́нович Кали́нин
Развитая и сформированная личность – это активный творец своей жизни, а одним из важнейших условий воспитания такой личности является развитие ее уникальности и индивидуальности. Реализация этого невозможна без правильной мотивации к обучению и развития интереса к нему.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» (Дж.Равен) и «И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».(Коэльо Паоло). Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
В.А.Сухомлинский справедливо замечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поютому и воспитание заинтересованного отношения к учению – проблема, которая проходит через всю историю школы. А наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся.
В педагогическом словаре слова «мотив» и «мотивация» трактуются так:
Мотив - (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется впроцессе социализации личности, ее становления и воспитания.
Мотивация- (от лат. movere — приводить в движение, толкать) -совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность.
Таким образом, мотивация – общее название процессов, методов, способов побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активного усвоения содержания образования. Мотивация ответственна за активную жизненную позицию ребенка в обучении и личностном развитии.
Можно выделить несколько методов и способов повышения мотивации к изучению математики:
1.Учет возрастных особенностей;
2.Выбор способов действий в соответствии с возможностями учащихся;
3.Использования эффекта удивления;
4.Создание проблемной ситуации;
5.Проведение эвристических бесед;
6.Создание на уроке ситуации успеха;
7.Использование коллективных и групповых форм работы;
8.Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
9.Использование метода анализа жизненных ситуаций;
10.Использование аналогии, сравнения, противопоставления;
11.Использование наблюдений; эксперимента;
12.Проведение познавательных игр;
13.Использование открытой информации;
14.Поощрения;
15.Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Т.е. урок в 5-х, 6-х классах можно начать, н-р, с арифметической минутки, предлагая для решения задания устного счета, тем самым включая в работу весь класс. В зависимости от темы урока, можно предлагать задания, решение которых возможно несколькими способами. При этом важно создать условия, при которых ребята свободно высказывают свои идеи, предложения и в результате их обсуждения получают конечный продукт.
Большой эффект дает и наглядность (в сочетании с живым словом учителя), использование исторического материала.
Очень важно, чтобы формирование мотивации занимало важное место в работе учителя по конструированию процесса обучения.
Если мы будем формировать у учащихся позитивные эмоции от математической деятельности, это и будет содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.
Литература:
1. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. Для учащихся, - М.: Академия, 2005.
2. Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. Пособие. – К.: Рад. школа, 1983.
3. Детский час [Электронный ресурс]. За что я люблю математику? Сочинение - рассуждение - 2014 год, URL: http://detskiychas.ru/rasskazy/za_chto_lyublyu_matematiku/
1. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. Для учащихся, - М.: Академия, 2005.
2. Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. Пособие. – К.: Рад. школа, 1983.
3. Детский час [Электронный ресурс]. За что я люблю математику? Сочинение - рассуждение - 2014 год, URL: http://detskiychas.ru/rasskazy/za_chto_lyublyu_matematiku/
Другие статьи
- Возможность для самореализации
- Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- Использование мультимедиа презентации во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации и введении федеральных государственных образовательных стандартов на примере специальной коррекционной школы – интерната №4
- Приоритетное направление развития информационной среды в системе образования
- Проектная деятельность как способ организации воспитательного процесса в условиях ФГОС
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
- Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках курса ОРКСЭ
- Методика применения ЭОР при обучении информатике на базовом курсе
- Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Хороший материал! С удовольствием прочитала. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 25.12.2016 в 11:29
#2 Математика - это одна из сложных учебных дисциплин. Далеко не у всех учащихся есть математические способности. Но знания математики нужны каждому человеку. Затронутая в статье тема актуальна. Учебная мотивация способствует не только усвоению материала, но и развитию познавательного интереса.
Наталья Брязгунова, дата: 04.01.2017 в 4:53
#3 Спасибо за комментарии, уважаемые коллеги! По словам русского и советского кораблестроителя, механика и математика А.Н. Крылова "Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле" и это правда!
Залифа Гайсина, дата: 18.01.2017 в 21:47
#4 Очень интересный и полезный материал.Успехов и хороших результатов на ЕГЭ.
Валентина Титова, дата: 05.02.2017 в 16:09
#5 Спасибо большое, Валентина Николаевна, за комментарий, за добрые пожелания! В этом году у меня и 9-й, и 11-й!
Залифа Гайсина, дата: 23.02.2017 в 17:48
#6 Очень хорошо сказано о полезности и нужности математических умений и знаний. Но, почему с каждым годом всё труднее мотивировать на успешное овладение математикой. Работаю в сельской школе.Как приходится изощряться...
Ольга Конотопова, дата: 17.01.2018 в 21:22
#7 Мотивация- мощнейший стимул для движения вперед, к цели. Отсутствие её-катастрофа для любой деятельности, для учебной тем более, ведь мы говорим о детях, о формирующейся, ещё незрелой личности. Конечно, для них это архиважная составляющая на пути к успеху. Создать необходимые условия для ее формирования- вот задача, которую мы решаем ежедневно с вами, коллеги. И совсем неважно с каким возрастом работаем и в какой предметной области. Сколько уже в нашем арсенале накопилось различных приемов, методов и целых технологий, а мы продолжаем искать, опробировать, оттачивать свое мастерство и снова искать, искать и искать. Время требует идти с ним в ногу. И мы стараемся! А порой,чтобы искорку заинтересованности "зажечь", а затем и зерна крепкого интереса заложить достаточно и доброго слова, какого-то простого человеческого тепла, участия или внимания своему ученику. Ведь, любить надо не только свой предмет, но и того, кому его преподаешь, не так ли?!
Ольга Турова, дата: 18.01.2018 в 7:42
#8 Как известно, математика-царица всех наук! Очень люблю ее, стараюсь пробудить к ней интерес, создать ситуацию успеха, обязательно найти применение этого знания в повседневной жизни на любом своем уроке открытия ли нового знания, урока рефлексии или обобщающего ли контроля... Главное, организовать рабочую атмосферу со вкусом праздника: учебная деятельность ребят-все внимание ей! Спасибо, Залифа Шакуровна, мы делаем с Вами общее дело.
Ольга Турова, дата: 18.01.2018 в 8:58
#9 По моему мнению, один из способов развития мотивации на уроках математики - это дать ученикам интеллектуальный вызов:такие вызовы дети встречают с энтузиазмом. Очень важно верно подобрать вызов. Пример (если для вызова выбран именно он) должен быть связан с темой урока и быть по силам ученикам. Вызов не должен отвлекать от занятия, а плавно приводить к нему.Учителя математики должны понимать, какие мотивы есть у их учеников на данный момент. На основе этих данных учитель может увеличивать вовлечение учеников в предмет и повышать эффективность образовательного процесса.
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 19:47
#10 При изучении математики для подростков значительную роль играет система познавательных мотивов, в том числе мотивов достижения успехов в учебе. В силу абстрактности предмета математики, строгой дедукции, линейности ее построения, обучающиеся испытывают настоятельную потребность в достижении успехов и преодолении трудностей в ее изучении. Задача учителя состоит в применении эффективных приемов мотивации обучающихся, используемых на уроках математики.
Мотивация предполагает возникновение у обучающихся вопроса, проблемы, затруднения в выполнении учебного действия. Опыт и талант учителя позволяют ему планировать и организовать такие условия на уроке, что дети видят, в чем же у них возникло затруднение, сами формулируют учебную проблему и ищут пути ее разрешения.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 07.02.2019 в 20:20
#11 Хороший материал! Действительно, очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я считаю, что нужно продумывать моменты, показывающие, почему это очень важно знать.
Любовь Пестрякова, дата: 09.02.2019 в 23:58
#12 Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Олеся Фёдорова, дата: 15.02.2019 в 14:16
#13 Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.
Дарья Перова, дата: 20.02.2019 в 19:50
#14 Спасибо Вам за Ваши тёплые отзывы к моей статье, коллеги-математики! Спасибо за то, что не оставляете без внимания и учебные материалы. Удачи всем в вашем нелегком труде, успехов в оформлении портфолио, т.к. многие тут начинающие! У Вас всё получится!
Залифа Гайсина, дата: 25.02.2019 в 7:07
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.