
Статья "Экологические и экономическое воспитание учащихся на уроках технологии и во внеурочное время"
Автор: Григорь Сергей Иванович,
учитель технологии высшей
квалификационной категории
МОУ гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
учитель технологии высшей
квалификационной категории
МОУ гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
Экологическое и экономическое воспитание учащихся
на уроках технологии и во внеурочное время
(из опыта работы)
на уроках технологии и во внеурочное время
(из опыта работы)
Что мы понимаем под словом экология?
Экология - это наука о связях между человеком и природой. Если же мы попробуем перевести это слово как можно точнее, то увидим, что оно состоит из двух слов «экос», что означает жилище или дом, и «логос» - учение.
Значит, мы можем сказать, что ЭКОЛОГИЯ - это учение о совместном существовании (объединении) всего живого на планете, которая является нашим общим домом.
И наша задача научить ребят жить в мире и согласии со всей окружающей нас природой.
А так как специфика уроков технологии заключена в том, что мы изготавливаем изделия, имеющие практическое значение, мы решили выполнить на занятиях и во внеурочное время такую работу, которая непосредственно напрямую связана с окружающим нас миром живой природы.
В качестве примера теоретической и практической деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время может служить работа по изготовлению жилья для птиц, то есть скворечников.
Сначала мы изготавливали скворечники из досок, которые подвергали тщательной обработке, все детали были остроганы и отшлифованы. Такие жилища для птиц выглядели красивыми и аккуратными.
Но после наблюдений за расположенными в парках скворечниками ребята сделали неутешительное открытия, так как оказалось, что практически в 80% случаев птицы в такие домики не поселяются.
И мы начали думать, в чём состоит проблема.
Для решения этой задачи ребятам пришлось изучить большое количество литературы о птицах, их жизни в природе и особенностях выведения потомства.
Как оказалось, именно последний фактор является решающим для птиц при выборе места для своего будущего гнезда.
После проведения анализа нашей теоретической работы ребята пришли к следующим выводам:
1. то, что кажется красивым и аккуратным для человека, птиц может настораживать и даже отпугивать, так как обработанная древесина отличается по внешнему виду от окружающих деревьев;
2. обработанная поверхность древесины (оструганная и шлифованная) не подходит для выращивания будущего потомства.
И тогда мы решили изготовить скворечник из необстроганных досок, которые по своему внешнему виду меньше отличаются от окружающей среды, чем обработанная древесина.
Но, не смотря на то, что ребята, казалось, продумали все возможные варианты, нас опять ждало разочарование.
Позже, после проведенных наблюдений, выяснилось, что количество таких заселённых скворечников также невелико - примерно около 45%.
Проблема оказалась в том, что поверхность необработанных (необстроганных) досок обладает большой шероховатостью. Такая поверхность впитывает влагу из окружающего воздуха очень интенсивно, а в сухую жаркую погоду происходит обратный процесс. В результате чего доска коробится, и в скворечнике появляются щели и трещины. Естественно, что такое жилище, в котором постоянный сквозняк, не подходит для выведения потомства.
И тогда мы решили изготовить скворечник, который отвечает всем предъявляемым требованиям:
И наша задача научить ребят жить в мире и согласии со всей окружающей нас природой.
А так как специфика уроков технологии заключена в том, что мы изготавливаем изделия, имеющие практическое значение, мы решили выполнить на занятиях и во внеурочное время такую работу, которая непосредственно напрямую связана с окружающим нас миром живой природы.
В качестве примера теоретической и практической деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время может служить работа по изготовлению жилья для птиц, то есть скворечников.
Сначала мы изготавливали скворечники из досок, которые подвергали тщательной обработке, все детали были остроганы и отшлифованы. Такие жилища для птиц выглядели красивыми и аккуратными.
Но после наблюдений за расположенными в парках скворечниками ребята сделали неутешительное открытия, так как оказалось, что практически в 80% случаев птицы в такие домики не поселяются.
И мы начали думать, в чём состоит проблема.
Для решения этой задачи ребятам пришлось изучить большое количество литературы о птицах, их жизни в природе и особенностях выведения потомства.
Как оказалось, именно последний фактор является решающим для птиц при выборе места для своего будущего гнезда.
После проведения анализа нашей теоретической работы ребята пришли к следующим выводам:
1. то, что кажется красивым и аккуратным для человека, птиц может настораживать и даже отпугивать, так как обработанная древесина отличается по внешнему виду от окружающих деревьев;
2. обработанная поверхность древесины (оструганная и шлифованная) не подходит для выращивания будущего потомства.
И тогда мы решили изготовить скворечник из необстроганных досок, которые по своему внешнему виду меньше отличаются от окружающей среды, чем обработанная древесина.
Но, не смотря на то, что ребята, казалось, продумали все возможные варианты, нас опять ждало разочарование.
Позже, после проведенных наблюдений, выяснилось, что количество таких заселённых скворечников также невелико - примерно около 45%.
Проблема оказалась в том, что поверхность необработанных (необстроганных) досок обладает большой шероховатостью. Такая поверхность впитывает влагу из окружающего воздуха очень интенсивно, а в сухую жаркую погоду происходит обратный процесс. В результате чего доска коробится, и в скворечнике появляются щели и трещины. Естественно, что такое жилище, в котором постоянный сквозняк, не подходит для выведения потомства.
И тогда мы решили изготовить скворечник, который отвечает всем предъявляемым требованиям:
- он не должен отличаться от окружающей природы;
- он должен подходить для выведения потомства;
- он не должен бояться никаких погодных изменении;
- процесс изготовления скворечника должен быть как можно более экономичным, с точки зрения энерго- и трудозатрат, а также возможности изготовления его из некондиционного материала.
Всем вышеперечисленным требованиям отвечает скворечник, выполненный из цельного куска ствола дерева.
Такое жилище для птиц называется - ДУПЛЯНКА. Дуплянка вписывается в экологическую систему практически идеально.
1. Внешний вид её не настораживает птиц, так как наружная поверхность не отличается от стволов окружающих деревьев и по своему внешнему виду (кора), и по цвету.
2. Дуплянка является идеальным жилищем для выведения птенцов так как:
- температурный режим сохраняется хорошо, ведь дуплянка в отличие от других скворечников имеет два теплоизолирующих слоя (древесина и кора);
- внутренняя поверхность шероховата, что очень близко к естественным дуплам в деревьях, и это позволяет птенцам самостоятельно выбираться наружу цепляясь коготками за неровности стенки;
- соблюдаются все необходимые защитные условия:
а) козырёк дуплянки не дает хищникам дотянуться до птенцов;
б) отверстие для птиц небольшого диаметра, что не даёт хищнику возможности забраться внутрь гнезда;
в) перед отверстием для птиц отсутствует опора, что так же затрудняет хищнику проникновение внутрь жилища.
3. Дуплянка не подвержена изменениям влажности окружающей среды, так как кора является естественным изолятором от проникновения влаги, поэтому не дает древесине растрескиваться.
4. Изготовление дуплянки оказалось наиболее эффективным и с экономической точки зрения.
Для изготовления других видов скворечников идет доска, которая уже имеет свою денежную стоимость в силу того, что она прошла определённую обработку и на неё были потрачены некоторые ресурсы (трудозатраты и энергозатраты).
Если же мы будем ещё и строгать доски, то трудозатраты и энергозатраты возрастают, что, в конечном итоге, увеличивает его себестоимость.
А дуплянка, при всей своей простоте и отсутствии экономических затрат на пиломатериалы, имеет ряд преимуществ:
Такое жилище для птиц называется - ДУПЛЯНКА. Дуплянка вписывается в экологическую систему практически идеально.
1. Внешний вид её не настораживает птиц, так как наружная поверхность не отличается от стволов окружающих деревьев и по своему внешнему виду (кора), и по цвету.
2. Дуплянка является идеальным жилищем для выведения птенцов так как:
- температурный режим сохраняется хорошо, ведь дуплянка в отличие от других скворечников имеет два теплоизолирующих слоя (древесина и кора);
- внутренняя поверхность шероховата, что очень близко к естественным дуплам в деревьях, и это позволяет птенцам самостоятельно выбираться наружу цепляясь коготками за неровности стенки;
- соблюдаются все необходимые защитные условия:
а) козырёк дуплянки не дает хищникам дотянуться до птенцов;
б) отверстие для птиц небольшого диаметра, что не даёт хищнику возможности забраться внутрь гнезда;
в) перед отверстием для птиц отсутствует опора, что так же затрудняет хищнику проникновение внутрь жилища.
3. Дуплянка не подвержена изменениям влажности окружающей среды, так как кора является естественным изолятором от проникновения влаги, поэтому не дает древесине растрескиваться.
4. Изготовление дуплянки оказалось наиболее эффективным и с экономической точки зрения.
Для изготовления других видов скворечников идет доска, которая уже имеет свою денежную стоимость в силу того, что она прошла определённую обработку и на неё были потрачены некоторые ресурсы (трудозатраты и энергозатраты).
Если же мы будем ещё и строгать доски, то трудозатраты и энергозатраты возрастают, что, в конечном итоге, увеличивает его себестоимость.
А дуплянка, при всей своей простоте и отсутствии экономических затрат на пиломатериалы, имеет ряд преимуществ:
- Возможность изготовления из подручного некондиционного материала либо из отходов производства, идущих на дрова.
- Минимальные энерго- и амартизационные затраты.
- Трудозатраты существенно ниже, чем при изготовлении из пиломатериалов,
Из всего вышесказанного делаем вывод, что изготовление такого вида скворечника, как дуплянка, прекрасно подходит для экологического и экономического воспитания на уроках технологии и во внеурочное время.
Одной из составляющих экономического воспитания на занятиях технологии является обучение учащихся экономному отношению к оборудованию мастерских и материалам, из которых выпускается определённая продукция.
Экономичное отношение к материалу подразумевает такое его использование, в результате которого в конце технологического процесса производства остаётся минимальное количество отходов.
Этого можно добиться с помощью определённых методов разметки, при которых появляется возможность разместить наибольшее количество деталей на заданной поверхности. Такая разметка также позволяет уменьшить количество операций при механической обработке детали.
Наглядным примером может служить разметка ламинированной древесно-стружечной плиты (ЛДСП) при изготовлении предметов мебели для школы.
Также более экономичным методом разметки является разметка по шаблону. Однако у этого метода есть как неоспоримые достоинства, так и недостатки.
К достоинствам можно отнести быстроту и точность разметки, а к недостаткам - целесообразность использования его только при массовом выпуске определённого вида продукции.
Однако даже при самой точной и экономичной разметке остаётся большое количество отходов.
Их количество тем больше, чем крупнее детали изготавливаемых изделий. Кроме того, количество отходов зависит от формы, которую имеет деталь.
Последние годы в нашей школе появилось много новой мебели, которая была изготовлена в школьных мастерских. Это и комплекты ученической мебели (парты и стулья), и различные подставки для карт и таблиц, компьютерные столы и столы для оргтехники, и многое другое. Например, вся, без исключения, обстановка школьного музея была изготовлена учащимися в школьной мастерской.
Естественно, количество отходов при таком производстве мебели достаточно велико. И чтобы пустить их в дело, ребята на уроках технологии и во внеурочное время разрабатывают различные проекты по изготовлению из этих отходов предметов интерьера небольшого размера. Это всевозможные полочки и подставки для цветов, небольшие полки для книг и телефонов, подставки для компакт-дисков и многое другое - то, что украшает интерьер нашего жилища
Одной из составляющих экономического воспитания на занятиях технологии является обучение учащихся экономному отношению к оборудованию мастерских и материалам, из которых выпускается определённая продукция.
Экономичное отношение к материалу подразумевает такое его использование, в результате которого в конце технологического процесса производства остаётся минимальное количество отходов.
Этого можно добиться с помощью определённых методов разметки, при которых появляется возможность разместить наибольшее количество деталей на заданной поверхности. Такая разметка также позволяет уменьшить количество операций при механической обработке детали.
Наглядным примером может служить разметка ламинированной древесно-стружечной плиты (ЛДСП) при изготовлении предметов мебели для школы.
Также более экономичным методом разметки является разметка по шаблону. Однако у этого метода есть как неоспоримые достоинства, так и недостатки.
К достоинствам можно отнести быстроту и точность разметки, а к недостаткам - целесообразность использования его только при массовом выпуске определённого вида продукции.
Однако даже при самой точной и экономичной разметке остаётся большое количество отходов.
Их количество тем больше, чем крупнее детали изготавливаемых изделий. Кроме того, количество отходов зависит от формы, которую имеет деталь.
Последние годы в нашей школе появилось много новой мебели, которая была изготовлена в школьных мастерских. Это и комплекты ученической мебели (парты и стулья), и различные подставки для карт и таблиц, компьютерные столы и столы для оргтехники, и многое другое. Например, вся, без исключения, обстановка школьного музея была изготовлена учащимися в школьной мастерской.
Естественно, количество отходов при таком производстве мебели достаточно велико. И чтобы пустить их в дело, ребята на уроках технологии и во внеурочное время разрабатывают различные проекты по изготовлению из этих отходов предметов интерьера небольшого размера. Это всевозможные полочки и подставки для цветов, небольшие полки для книг и телефонов, подставки для компакт-дисков и многое другое - то, что украшает интерьер нашего жилища
Другие статьи
- Проектная технология
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- Организация парной работы на уроках математики
- Оптимизированный метод отображения для решения задачи 23 из КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ
- Обучения детей с задержкой психического развития
- Эстетическое развитие на уроках математики
- Об информационной культуре
- Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)
- Использование карточных игр Пряжникова в профориентационной работе со старшеклассниками
- Организация исследовательской деятельности с обучающимися воспитанниками с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС НОО
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии

#1 Экология и экономика. Вы изложили весьма интересные мысли в этой статье. И очень даже практичные. Дуплянка - это здорово! Спасибо за статью, за то, что щедро поделились своими идеями, Сергей Иванович.
Ольга Степанова, дата: 23.10.2020 в 21:42
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.