Статья "Роль семьи в развитии личности ребенка "
Ирина Ноздрачева
08.02.2016
2428
10
Семья
Ноздрачева Ирина Сергеевна
воспитатель
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6"
п. Пролетарский Ракитянского района
Белгородской области
воспитатель
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6"
п. Пролетарский Ракитянского района
Белгородской области
Роль семьи в развитии личности ребенка
Одним из главных требований предъявляемых к детским садам, является развитие полноценной личности ребенка; обеспечение благоприятного взаимодействия с семьей.
В динамично развивающемся мире, где существует множество социальных институтов, семья стоит на первом месте по влиянию на личностное развитие ребенка. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами близких ребенку людей.
С самых первых дней ребенок смотрит на мир с любопытством, и старается подрожать тому, что происходит вокруг него. Дошкольный период – это время активной социализации, развития и приобщения ребенка к гуманным, патриотическим нормам и правилам. И основы этого заложены именно в семье. Ведь от того, как будет развиваться дошкольник, зависит его будущее. Все плохое и хорошее, что есть в ребенке, зависит от социума, в котором он находится, то есть, главным образом от семьи. Культом для дошкольника являются его родители, а именно, их воспитание и влияние накладывает отпечаток на всю последующую жизнь – именно в этой среде закладывается основы нрава, характера, эмоций – личности ребенка.
Все плохое, и все хорошее, что есть в ребенке, складывается главным образом из того, что он получает в семье. Здесь срабатывает принцип моделирования. Здесь может иметь место фактор, как положительного влияния, так и отрицательного. Как плюс – ребенок окружен заботой лаской, вниманием, нежностью. Как минус – чрезмерная опека, жесткие ограничения, либо полное отсутствие контроля со стороны родителей. Жесты, мимика, взгляды, эмоциональное состояние с самых первых дней сказывается на ребенке, его состоянии. Восприятия себя как человека происходит от контакта с родителями. Недостаток такого контакта оказывает отрицательное воздействие. Ограничение со стороны родителей потребностей ребенка, оказывает отрицательное воздействие на здоровье ребенка.
Единственно правильной позиций родителей должно быть достижение одного эмоционального состояния с ребенком, единых целей нравственных, гуманистических, патриотических, одной линии развития. Нехватка эмоционального развития ведет к ограниченным контактом ребенка с социумом, как следствие, ожесточенность и замкнутость. А если же наоборот, с самого раннего детства был получен только положительный комфорт, то в такой семье ребенок вырастет целеустремленным, жизнерадостным с четко сформированной жизненной позицией.
В процессе общения в семье четко вырисовываются «границы дозволенного», рамки, нормы и правила поведения. Отсюда берет начало дальнейшее поведение. Первый жизненный опыт, первые победы и первые поражения, это результат воздействия семьи. Родителям очень важно учесть, что в данном возрасте каждый шаг и поступок ребенка должен стимулироваться и подкрепляться, в таком случае он будет видеть, что поступает правильно, и получать эмоциональный комфорт от своих действий. И наоборот получать совет и негативное отрицание неправильных поступков.
Еще одним важным фактором служит личный пример родителей. Если родители твердят ребенку о невозможности выполнения некоторых поступков, то не совершать их они просто обязаны, что бы их слова не отличались от практики.
Нельзя не сказать о таком успешном условии развития ребенка, как родительская любовь. Это важнейший, и пожалуй самый главный фактор полноценно сформированной, гармоничной, благополучно развитой личности ребенка. В семье не должно быть дефицита любви, и дефицита внимания. В ребенка должна быть создана основа из любви, понимания и гармоничного взаимодействия. В этом возрасте ему просто необходимо знать, что его любят, заботятся о нем, и понимают его. Родительская любовь одна из главных составляющих психического здоровья ребенка.
Отрицательное влияние на гармонично развитую личность может оказать разные позиции в воспитании членов семьи. Мама может прививать ребенку чуткость, доброту, отзывчивость, заботу о близких. А отец, в противовес матери, жесткость и настойчивость в своих действиях. В таком случае первоначально должны определиться родители в одной в одной цели воспитания.
В воспитании ребенка участвуют как правило оба родителя, и каждый вносит свой вклад. Роль матери несомненно велика, ведь первое что видит ребенок, это улыбка матери, слышит стук её сердца. С материнской линии всегда получает развитие моральных, эмоциональных качеств. А от отцовской линии прямолинейность, порядок и дисциплинированность.
Что бы воспитать гармонично развитую творческую личность, должны быть созданы все необходимые условия: положительный микроклимат в семье, забота о ребенке, вера в него. Родители должны жить жизнью ребенка, радоваться его первым рисункам, и продуктам деятельности. Его первые детские победы должны быть победами семьи, и ребенок должен это понимать и чувствовать, что им гордятся, должен быть главной частью семьи. Этому будут способствовать семейные праздники, посещение культурно массовых мероприятий, театров, спортивных соревнований. Именно во время семейного времяпровождения складывается мировоззрение ребенка, социально личностное развитие и складываются в норме психические процессы.
Коммуникативные отношения в социуме являются результатом общения в семье. В семье, где члены семьи с уважением относятся друг к другу, и ребенок переносит эти отношения на взрослых и сверстников. И дальнейшее отношение будет только положительным и дружелюбным.
В период дошкольного детства семья служит как бы неким «окном», через которое ребенок смотрит на мир. Взаимодействие дошкольника с художественной литературой, творчеством, музыкой, телевидением, компьютерными технологиями, окружающими людьми осуществляется посредством семьи. В результате этого взаимодействия складывается мнение ребенка об окружающем его мире. Благодаря коммуникативной функции семьи складывается положительный психологический и эмоциональный климат. А в динамично развивающемся мире это самый главный компонент развития семьи как благополучно развитой частицы общества.
Чем старше становится ребенок, тем шире становится его круг общения: детский сад, спортивные секции, художественные и творческие кружки, и в такой ситуации главной задачей родителей является адаптация ребенка к таким новшествам. Доброжелательные отношения к окружающим, навыки общения должны быть сформированы родителями и корректироваться в процессе общения ребенка с окружающими его людьми. И чем шире круг общения, тем больше ребенок приобретает опыт общения, выбирает стиль общения.
Отношения ребенка и родителей должны быть доброжелательными, ведь ребенок верит в своих родителей, слушает их советы, берет пример с их поступков. На основе этого формируется его первый жизненный опыт.
Участие родителей в жизни ребенка поможет ему реализоваться как личности, а так же увидеть все многообразие современного мира. Очень важным компонентом является отношение к ребенку, как к равному, развивать его сильные стороны. Мотивы поведения, духовное воспитание, является результатом такого отношения. Ведь во многом от того, как будет развита личность ребенка зависит сможет ли он в последующем решать сложные жизненные ситуации.
Родители должны «растить» в своем ребенке любовь к собственной Родине, учить его быть патриотом своей страны; воспитывать в нем целеустремленность, дисциплинированность, организованность, нравственность.
Очень важно в нужный момент увидеть в своем ребенке ту искорку таланта и способностей, которая в нем заложена. Помочь развиваться этим увлечениям, не пропустить этот момент жизни. Не оставайтесь равнодушными к своим детям.
Источники:
В динамично развивающемся мире, где существует множество социальных институтов, семья стоит на первом месте по влиянию на личностное развитие ребенка. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами близких ребенку людей.
С самых первых дней ребенок смотрит на мир с любопытством, и старается подрожать тому, что происходит вокруг него. Дошкольный период – это время активной социализации, развития и приобщения ребенка к гуманным, патриотическим нормам и правилам. И основы этого заложены именно в семье. Ведь от того, как будет развиваться дошкольник, зависит его будущее. Все плохое и хорошее, что есть в ребенке, зависит от социума, в котором он находится, то есть, главным образом от семьи. Культом для дошкольника являются его родители, а именно, их воспитание и влияние накладывает отпечаток на всю последующую жизнь – именно в этой среде закладывается основы нрава, характера, эмоций – личности ребенка.
Все плохое, и все хорошее, что есть в ребенке, складывается главным образом из того, что он получает в семье. Здесь срабатывает принцип моделирования. Здесь может иметь место фактор, как положительного влияния, так и отрицательного. Как плюс – ребенок окружен заботой лаской, вниманием, нежностью. Как минус – чрезмерная опека, жесткие ограничения, либо полное отсутствие контроля со стороны родителей. Жесты, мимика, взгляды, эмоциональное состояние с самых первых дней сказывается на ребенке, его состоянии. Восприятия себя как человека происходит от контакта с родителями. Недостаток такого контакта оказывает отрицательное воздействие. Ограничение со стороны родителей потребностей ребенка, оказывает отрицательное воздействие на здоровье ребенка.
Единственно правильной позиций родителей должно быть достижение одного эмоционального состояния с ребенком, единых целей нравственных, гуманистических, патриотических, одной линии развития. Нехватка эмоционального развития ведет к ограниченным контактом ребенка с социумом, как следствие, ожесточенность и замкнутость. А если же наоборот, с самого раннего детства был получен только положительный комфорт, то в такой семье ребенок вырастет целеустремленным, жизнерадостным с четко сформированной жизненной позицией.
В процессе общения в семье четко вырисовываются «границы дозволенного», рамки, нормы и правила поведения. Отсюда берет начало дальнейшее поведение. Первый жизненный опыт, первые победы и первые поражения, это результат воздействия семьи. Родителям очень важно учесть, что в данном возрасте каждый шаг и поступок ребенка должен стимулироваться и подкрепляться, в таком случае он будет видеть, что поступает правильно, и получать эмоциональный комфорт от своих действий. И наоборот получать совет и негативное отрицание неправильных поступков.
Еще одним важным фактором служит личный пример родителей. Если родители твердят ребенку о невозможности выполнения некоторых поступков, то не совершать их они просто обязаны, что бы их слова не отличались от практики.
Нельзя не сказать о таком успешном условии развития ребенка, как родительская любовь. Это важнейший, и пожалуй самый главный фактор полноценно сформированной, гармоничной, благополучно развитой личности ребенка. В семье не должно быть дефицита любви, и дефицита внимания. В ребенка должна быть создана основа из любви, понимания и гармоничного взаимодействия. В этом возрасте ему просто необходимо знать, что его любят, заботятся о нем, и понимают его. Родительская любовь одна из главных составляющих психического здоровья ребенка.
Отрицательное влияние на гармонично развитую личность может оказать разные позиции в воспитании членов семьи. Мама может прививать ребенку чуткость, доброту, отзывчивость, заботу о близких. А отец, в противовес матери, жесткость и настойчивость в своих действиях. В таком случае первоначально должны определиться родители в одной в одной цели воспитания.
В воспитании ребенка участвуют как правило оба родителя, и каждый вносит свой вклад. Роль матери несомненно велика, ведь первое что видит ребенок, это улыбка матери, слышит стук её сердца. С материнской линии всегда получает развитие моральных, эмоциональных качеств. А от отцовской линии прямолинейность, порядок и дисциплинированность.
Что бы воспитать гармонично развитую творческую личность, должны быть созданы все необходимые условия: положительный микроклимат в семье, забота о ребенке, вера в него. Родители должны жить жизнью ребенка, радоваться его первым рисункам, и продуктам деятельности. Его первые детские победы должны быть победами семьи, и ребенок должен это понимать и чувствовать, что им гордятся, должен быть главной частью семьи. Этому будут способствовать семейные праздники, посещение культурно массовых мероприятий, театров, спортивных соревнований. Именно во время семейного времяпровождения складывается мировоззрение ребенка, социально личностное развитие и складываются в норме психические процессы.
Коммуникативные отношения в социуме являются результатом общения в семье. В семье, где члены семьи с уважением относятся друг к другу, и ребенок переносит эти отношения на взрослых и сверстников. И дальнейшее отношение будет только положительным и дружелюбным.
В период дошкольного детства семья служит как бы неким «окном», через которое ребенок смотрит на мир. Взаимодействие дошкольника с художественной литературой, творчеством, музыкой, телевидением, компьютерными технологиями, окружающими людьми осуществляется посредством семьи. В результате этого взаимодействия складывается мнение ребенка об окружающем его мире. Благодаря коммуникативной функции семьи складывается положительный психологический и эмоциональный климат. А в динамично развивающемся мире это самый главный компонент развития семьи как благополучно развитой частицы общества.
Чем старше становится ребенок, тем шире становится его круг общения: детский сад, спортивные секции, художественные и творческие кружки, и в такой ситуации главной задачей родителей является адаптация ребенка к таким новшествам. Доброжелательные отношения к окружающим, навыки общения должны быть сформированы родителями и корректироваться в процессе общения ребенка с окружающими его людьми. И чем шире круг общения, тем больше ребенок приобретает опыт общения, выбирает стиль общения.
Отношения ребенка и родителей должны быть доброжелательными, ведь ребенок верит в своих родителей, слушает их советы, берет пример с их поступков. На основе этого формируется его первый жизненный опыт.
Участие родителей в жизни ребенка поможет ему реализоваться как личности, а так же увидеть все многообразие современного мира. Очень важным компонентом является отношение к ребенку, как к равному, развивать его сильные стороны. Мотивы поведения, духовное воспитание, является результатом такого отношения. Ведь во многом от того, как будет развита личность ребенка зависит сможет ли он в последующем решать сложные жизненные ситуации.
Родители должны «растить» в своем ребенке любовь к собственной Родине, учить его быть патриотом своей страны; воспитывать в нем целеустремленность, дисциплинированность, организованность, нравственность.
Очень важно в нужный момент увидеть в своем ребенке ту искорку таланта и способностей, которая в нем заложена. Помочь развиваться этим увлечениям, не пропустить этот момент жизни. Не оставайтесь равнодушными к своим детям.
Источники:
- Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
- Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. - №3
Другие статьи
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Методика организации и проведению активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня
- Организационно-педагогические условия военно-патриотического воспитания в общеобразовательной организации с кадетскими казачьими классами (на примере МКОУ «СОШ№1» ГО Ревда Свердловской области)
- Особенности обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Мой профессиональный путь
- Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках курса ОРКСЭ
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в начальной школе на примере специальной (коррекционной) школе интерната №4
- Модель киновоспитания подростков на примере создания Межрегионального кинофестиваля «И сказала Кроха»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Интересная статья, можно провести обсуждение её с родителями и коллегами. Предлагаю посмотреть мою статью "Некоторые подходы в воспитании ребёнка".
Валентина Титова, дата: 08.02.2016 в 17:50
#2 Первыми наставниками и воспитателями для детей являются родители. Воспитание личности – это вечная проблема в жизни человечества и самая важная. От родителей зависит судьба ребёнка, Редьяр Киплинг в стихотворении «Заповедь» отмечал:
Когда людей ты понял и обиды
Не нанесут ни враг, ни друг тебе;
Когда трудом ты каждый миг заполнил
И беспощадность Леты опроверг,
Тогда, мой сын. Земля твоя - запомни! -
И - более того - ты Человек! Если воспитатель так серьёзно и глубоко вникает в проблемы семейного воспитания, значит он на правильном пути. Удачи Вам и всех благ.
Валентина Титова, дата: 08.02.2016 в 17:56
#3 Думаю, что данную статью можно использовать на родительском собрании. Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера. Одни готовы друг за друга и в огонь, и в воду, а в другой семье считают, что каждый человек должен добиваться всего в жизни сам. От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие ребенка в семье, потому что он впитывает все увиденное и услышанное в себя, как губка, и оно прочно закрепляется в его сознании.
Наталья Фокина, дата: 14.02.2016 в 10:00
#4 Как говорят "Дерево начинается с корня", так и детство начинается с семьи. Согласна со многими мыслями автора о том, что родители должны и обязаны быть личным примером для ребёнка. Действительно, "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример тому". Я думаю, что данная статья будет полезна не только для педагогов дошкольных учреждений, но и педагогам начальной школы.
Наталья Чубаева, дата: 11.12.2016 в 20:17
#5 Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно здесь закладываются основы личности. Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания — непослушные, закомплексованные и проблемные дети. От того, каким будет воспитание, зависит и дальнейшее построение ребенком своей собственной семьи.
Светлана Жарикова, дата: 11.12.2016 в 20:31
#6 Действительно, роль семьи в развитии личности ребёнка велика! Очень много проблем у взрослых людей «родом из детства». Часто, патологические чувтсва вины и долга приобретённые в детстве, не дают быть счастливым человеку, который имеет всё, для этого. Неадекватные и несвоевременные оценки личных качеств, полученные в детстве, могут тормозить развитие личности, мешать проявиться истиным талантам человека.
Любовь Пестрякова, дата: 10.02.2019 в 0:39
#7 Роль семьи в жизни ребенка очень велика.Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. В семье формируется характер ребенка, его жизненные взгляды и ценности. Можно сказать, что ребенок изучает мир через свою семью.
Татьяна Косенкова, дата: 10.02.2019 в 1:43
#8 Как говорится: "ребенок учится тому,что видит у себя в дому".
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 11.02.2019 в 17:36
#9 Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта.
Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь.
Диана Хатаева, дата: 11.02.2019 в 21:40
#10 Положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать интеллектуальные и творческие способности.
Дарья Перова, дата: 16.02.2019 в 14:53
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.