С нами 15519 учителей, 5317 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Проектно-исследовательская деятельность по краеведению как средство патриотического воспитания школьников"

Ваторопина Елена Васильевна, 
учитель английского языка
МАОО СОШ № 1,
Свердловская область, 
г. Сысерть

 
Проектно-исследовательская деятельность по краеведению как средство патриотического воспитания школьников
 
       Изучение родного края – это необходимая предпосылка культурного развития каждого молодого человека. Знания о малой родине формируют у него чувства привязанности к земле, на которой он родился. Со временем это чувство распространяется и на всю его страну, которую он начинает воспринимать как Родину.
     Сысерть – наш родной город. Это словно музей под открытым небом! Здесь можно увидеть целые кварталы старинных изб с резными наличниками и воротами, а каждое крыльцо – произведение искусства. Исторический центр Сысерти – старый завод, плотина, церковь Симеона и Анны, гора Караульная (в наст. время – Бессонова). Находясь здесь, ты как будто попадаешь в Россию XVIII-XIX веков – вместе с трудовым людом работаешь на одном из лучших уральских заводов, поражаешься красоте усадьбы-дворца Алексея Турчанинова с ботаническим садом, античными скульптурами и фонтанами, восхищаешься величием храма, который в сентябре 1824 г. посетил  император Александр I.
      История Сысерти – это история Урала, история всей страны. Её нужно знать, чтобы стать настоящим патриотом России, понимать перспективы развития родного края.
      В работе над исследовательским проектом приняли участие обучающиеся 5-11 классов СОШ № 1 г. Сысерть. Был разработан план проекта, ребята объединились в группы для изучения разных исторических периодов в жизни города.
Тема проекта: «Моя Сысерть – путешествие во времени».
Тип проекта: групповой.
Объект исследования: город Сысерть Свердловской области.
Предмет исследования: история развития и будущее г. Сысерти.
Цель: исследование истории и перспектив развития города Сысерти, популяризация информации о Сысерти в России и за рубежом.
Задачи:
  1. Изучить историю дореволюционной Сысерти.
  2. Изучить советский период развития Сысерти.
  3. Рассмотреть перспективы развития города.
  4. Опубликовать материалы работы в школьном журнале на английском языке, разместить на сайте журнала «Friendship», на сайте-портфолио  руководителя проекта, в сети интернет – на школьном YouTube канале «Дружба. Школьные Новости», на страницах международной социальной сети Facebook.
Краткая характеристика источников по изучаемой теме.
Изучением истории Сысерти занимались такие авторы как О.А. Бессонова, В.И. Еремин, Ф.Ф. Кузнецов, Е.Г. Неклюдов, М.Б. Ларионова, Е.П. Пирогова, А.Я. Савичев, Л.М. Сонин и др.
А.Я. Савичев в своих работах пишет об истории Сысерти, сысертского железоделательного завода, с которого и началось развитие города, об исторических личностях, сыгравших большую роль в его развитии, об учреждениях образования, о нашем великом земляке П.П. Бажове, о быте и нравах горожан, перспективах развития Сысерти и т. д. Особое внимание автор уделяет: проекту «Благоустройство набережной Сысерти» и восстановлению исторического центра города, а также проекту «Сысертский музей на заводе».
Е.Г. Неклюдов, М.Б. Ларионова, Е.П. Пирогова, Л.М. Сонин рассказывают об истории знаменитого рода Турчаниновых, их роли в становлении и развитии Сысерти и Урала.
О.А. Бессонова пишет о памятниках истории и культуры городов Свердловской области, в т. ч. Сысерти.
В.И. Еремин, Ф.Ф. Кузнецов рассказывают о истории уральских заводов.
В целом, история Сысерти довольно подробно рассматривается отечественными авторами. В то же время имеется не так много публикаций по истории города на английском языке. Поэтому мы решили опубликовать некоторые важные, с нашей точки зрения, события из истории Сысерти на английском языке с целью популяризации нашего города не только в России, но и за рубежом.
Методы исследования:
Изучение литературы по истории Сысерти, документов, проведение интервью с известным сысертским краеведом А.Я. Савичевым.
Практическая значимость работы:
Результаты исследования можно использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий по краеведению, истории, английскому языку (тема «My native land»).
Результаты исследования:
Подготовка работы для участия в конкурсе «Уральский характер» (направление «Летопись родного края»), опубликование результатов исследования в журнале
«Friendship» № 18 (декабрь, 2020 г.) на английском языке, размещение их в сети интернет.
      В ходе исследования мы рассмотрели некоторые важные исторические события из жизни Сысерти.
В дореволюционное время мы обратили внимание на то, как зарождался и развивался завод, как жили сысертчане в XVIII-XIX вв, а также на историю Церкви Симеона и Анны.
В советский период мы рассмотрели вклад Сысерти в победу нашего народа в Великой отечественной войне (1941-1945 гг.), рассказали о широко известном в России предприятии традиционного народного русского художественного промысла «Фарфор Сысерти», а также описали дом-музей П.П. Бажова и героев его сказов, запечатленных в памятниках и скульптурах Сысерти.
В третьем разделе мы рассказали о природных достопримечательностях Сысерти и её окрестностей, а также о проектах «Благоустройство набережной Сысерти», «Лето на заводе» и «Сысертский завод-музей». Интересные материалы были получены в ходе интервью с известным краеведом А.Я. Савичевым (опубликовано на школьном YouTube канале: часть 1, часть 2).
   Результатом нашего исследования явилась не только данная работа, но и подготовленные материалы по истории Сысерти для опубликования в школьном журнале на английском языке и размещения в сети интернет (анонс номера). Некоторые результаты исследовательской работы опубликованы на сайте УчПортфолио«Павел Бажов и Сысерть», «Сысерть в советское время», «Сысерть: путешествие во времени»«Сысерть современная».
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Васильевна, работы Ваших детей по изучению родного края очень интересны. Действительно, они формируют патриотизм у ребят, любовь к своей малой Родине. В работах чувствуется неподдельный интерес, а главное, что ребята видят выход своих трудов, что стимулирует на дальнейшие исследования.
Татьяна Медведева, дата: 07.01.2021 в 14:45  
#2 Елена Васильевна, спасибо за материал, который интересен всем. Урал- сердце русской глубинки. В его недрах хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Но главная загадка и сокровище Урала – уральский характер, люди, которые здесь живут, сказы П. П. Бажова. Все детство мне читала мама сказы. Волшебство наяву.
Ирина Алексеева, дата: 08.01.2021 в 12:54  
#3 Очень актуальная тема. С этого года в начальные школы нашего края введено краеведение. Правда изучаем интегрировано с окружающим миром. Но насколько интересна эта работа ребятам!
Юлия Пасынок, дата: 09.02.2021 в 14:10  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.