С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Применение дистанционных технологий в обучении детей с нарушениями развития"

 Автор: Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр
специального образования и развития
"Открытый мир"
Забайкальский край, г. Чита

 

Применение дистанционных технологий в обучении детей с нарушениями развития
 

   Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. 
   
В ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» структурное подразделение «Центр дистанционного образования» (ЦДО) осуществляется дистанционное обучение в режиме реального времени – on-line общение с применением технологии Skype. Обучение строится на основе современных технологий, в том числе и информационных, педагогических методов, приёмов, средств обучения, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого. Электронные доски Linoit, Twiddla, образовательные порталы УчПортфолио, РЭШ (российская электронная школа), цифровые образовательные ресурсы LearningApps, тренажёры ЛогоМиры, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, используемые педагогом в образовательном процессе, способствуют развитию, воспитанию, эффективному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный материал систематизирован и размещён на сайте педагога Всероссийского портала УчПортфолио, на платформе «Система дистанционного обучения Забайкальского края». Оба сервиса удобны в применении, доступны для обучающихся с нарушениями развития.
    
Технология Skype позволяет осуществить связь между учителем и обучающимся. В Skype отправляются скриншоты, файлы с документами, ссылки на сайты, видео и аудио записи, электронные книги и учебные пособия.

 

     Файлы и скриншоты сохраняются в течение длительного времени, для детей с нарушениями развития важно многократное повторение учебного материала. Ребята могут воспользоваться правилами, таблицами, схемами, сохранёнными в Skype, при актуализации, повторении тем, подготовке к выпускному экзамену.

     В Skype есть функция — сообщение, где осуществляется письменный учебный диалог, обмен информацией. Учитель прописывает число, вид работы, тему урока, алгоритм работы, предложения, в которых нужно поставить запятые и аргументировать их и т. д. Ученик также может писать предложения, тексты, правила и др.

       В Skype есть возможность исправления написанного в сообщении. 

Основная часть письменной работы выполняется учеником в тетради. Домашние и классные работы сканируются и отправляются в Skype для проверки.

   Через демонстрацию экрана также передаётся разная информация, например, видео: фрагмент урока РЭШ, эпизод спектакля, фильма, музыкальная композиция, текстовый документ: страницы учебника, блога, словаря и другой литературы. У учителя есть возможность проверить работу ученика, когда он, включая демонстрацию экрана, работает в текстовом документе. В Skype можно проводить уроки с несколькими обучающимися. Создаётся аккаунт так же, как и для конференции Zoom.
     
Программа для онлайн-занятий Zoom является лидером в области современных средств видеосвязи. Zoom удобен для проведения занятий кружков, дистанционных уроков в классе общеобразовательной школы. Обмен информацией осуществляется в чат-конференции, показом учебного материала через демонстрацию экрана.
      
Сервис Google (документы, презентации, таблицы) используется на дистанционных уроках русского языка в качестве электронной доски для совместного пользования, инструмента, где обучающиеся читают, изучают информацию, рассматривают иллюстрации, работают с текстом, выполняя комплексный анализ, прописывают свои предложения, тексты. Двусторонняя связь позволяет определить правильность выполненного задания. Учитель видит работу ученика, которая проявляется другим цветом. Данный сервис удобен тем, что можно редактировать тексты, созданные в течение нескольких лет. Для детей с нарушениями зрения есть возможность увеличить шрифт, таких условий нет в Skype. Создаваемые в процессе обучения файлы хранятся на Google Диске. Для совместной работы учителя и ученика необходима регистрация обучающегося, аккаунт в Google, ссылка учителя для разрешения редактировать документ.

    В Центре дистанционного образования используемая доска Линоит (англ. Linoit) выполняет роль онлайн доски, с помощью которой создаются холсты или полотна (canvas), на которые крепятся листы стикеры (stickies). Существует возможность не только размещения изображений, видеофрагментов, документов различного формата, но и обмен ими. Можно предоставить доступ к доске всем, кому пожелаете, и работать коллективно.
   
Учителем создан комплект уроков по разным темам русского языка с разнообразным учебным материалом. Ссылка на холст доски отправляется ученику в Skype.

 

    Уроки, составленные в соответствии с ФГОС, нацелены на формирование предметных и метапредметных навыков обучающихся: на формулировку темы урока, орфографического или пунктуационного правила учеником, определение цели и задач, исследование и объяснение темы, умение пользоваться алгоритмом, схемой, таблицей, умением читать и изучать информацию, перерабатывать её, обобщать и анализировать, работать с текстом. Материал вариативный, разнообразный, дифференцированный. Целесообразно используются цифровые образовательные ресурсы: LearningApps, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, тренажёры ЛогоМиры, образовательные порталы: Российская электронная школа, УчПортфолио.
 


 

  Подобраны упражнения на развитие орфографической зоркости, формирование и совершенствование пунктуационных навыков.
 

     Музыкальные композиции, расположенные на доске, используются во время урока не только как динамическая пауза, но и как средство обучения. Задания составляются в соответствии с индивидуальными особенностями детей с нарушениями развития. Например: составить предложение, написать сочинение-миниатюру «Слушая музыку», написать зарисовку о природе и др.
 


    Технология использования тренажёров на дистанционных уроках русского языка - один из эффективных способов совершенствования предметных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий. Преимуществом таких тренажёров является то, что их можно использовать на разных этапах урока.
   
В дистанционном режиме реального времени в Skype ученику отправляется скриншот рисунка, файл. Некоторым ученикам бывает сложно ориентироваться в нескольких файлах. А в данных тренажёрах на одном слайде размещён и теоретический, и практический материал.
 


   Интересные содержательные тексты из художественной литературы, размещённые в тренажёрах, развивают творческое, ассоциативное мышление, эстетическое восприятие. Известно, что у детей с ЗПР, НОДА недостаточно развиты эмоции, чувства, воображение. 
 

   Правила по орфографии, морфологии, синтаксису представлены в виде схем, краткой записи и удобны для запоминания. Записывая упражнение, ученик заглядывает в схемы и проверяет правильность выполнения каждого задания. Таким образом, у школьников с нарушениями развития вырабатывается непроизвольная память, формируется навык орфографической зоркости.
 
Тренажёры расположены на странице сайта педагога (платформа УчПортфолио»)https://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=21418 Обучающемуся отправляется ссылка, по которой он заходит и работает. 
  Технология работы с цифровым инструментом
learningapps.org дает возможность разнообразить урок, сделать его увлекательным, а процесс обучения простым и доступным для понимания каждому обучающемуся. Коллекция заданий learningapps.org: викторины, тексты, тесты, игры и др. расположены на странице сайта учителя https://uchportfolio.ru/boriskina1963/?page=21472. Обучающийся заходит по ссылке на страницу, выбирает нужное упражнение и выполняет его, включая демонстрацию экрана.
     
В общеобразовательной школе учитель также имеет возможность получения обратной связи с помощью сервиса LearningApps. Для этого необходимо быть зарегистрированным пользователем и создать свой виртуальный кабинет, в котором необходимо создать классы со списком класса. При создании списка класса сервис автоматически генерирует логины и пароли для обучающихся. Авторизованные обучающиеся входят в свою классную комнату и выполняют задания, предложенные ему учителем. С помощью инструмента «Статистика» преподаватель имеет возможность отследить, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто столкнулся с трудностями при их выполнении.  Технологии дистанционного обучения позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, повышают интерес к урокам русского языка, активизируют познавательную, мыслительную деятельность, творческий потенциал обучающихся с нарушениями развития. Средствами коммуникаций дистанционного обучения в общеобразовательной школе могут быть электронная почта, видео — конференции, текстовые конференции, веб-конференция Zoom, социальные сети, мессенджеры WhatsApp, Viber, виртуальные доски, Google — документы, презентации.


Литература:
 

1. Афанасьева Э.М. Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики / Э.М. Афанасьева. - М.: Гос. ИРЯ им. Пушкина, 2018, 172 с.
2. Буханцева Н.В. Электронные образовательные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н.В. Буханцева.- Волгоград: Волгоградский гос. ун., 2014, 402 с.
3. Зырянова Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку / Е.В. Зырянова И.Г. - М.: Флинта, Наука, 2016, 366 с.
4. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. Теория и практика / С.В. Титова. - М.: Икар, 2014. -240 с.


 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Галина Георгиевна, очень хороший опыт работы предоставлен в вашей статье. Честь и хвала тем педагогам, которые имеют безграничное терпение работать с детками с нарушениями развития. Спасибо за материал!
Елена Маратовна Онищук, дата: 23.11.2021 в 10:50  
#2 Галина Георгиевна, спасибо за статью! Подробно и наглядно представлен материал.
Ольга Будаева, дата: 26.02.2022 в 21:32  
#3 Уважаемые коллеги, Елена Маратовна, Ольга Николаевна, большое спасибо за отклик на статью и добрые слова.
Галина Борискина , дата: 27.02.2022 в 7:05  
#4 Галина Георгиевна, спасибо за интересный материал. Доступно, понятно, современно! Буду изучать материал и применять в работе. Огромное спасибо!
Елена Шахурова, дата: 07.07.2022 в 1:48  
#5 Спасибо, Елена Ивановна, очень рада, что материал статьи вам понравился, и вы будете применять его в работе.
Галина Борискина , дата: 07.07.2022 в 3:27  
#6 Галина Георгиевна, с большим интересом прочитала вашу статью. Очень ценный материал для любого учителя. Информация отлично представлена. Галина Георгиевна, большое спасибо, что делитесь своим опытом работы.
Светлана Жарикова, дата: 07.07.2022 в 6:05  
#7 Светлана Семёновна, благодарю вас за комментарий. Ваш отзыв особенно ценен для меня.
Галина Борискина , дата: 07.07.2022 в 12:43  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ