Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях цифровизации образования"
Ирина Воронина
18.04.2022
1405
3
Дошкольное образование
Воронина Ирина Леонидовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область.
воспитатель
высшей квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область.
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях цифровизации образования
Дошкольное образование, как первая ступень общего образования, призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном культурном обществе. Дети, посещающие детский сад, узнают много нового. Однако бывают случаи, когда очное посещение образовательного учреждения невозможно по разным причинам. В условиях современной реальности этот вопрос стал особенно острым. Поэтому на сегодняшний день очень востребованными являются дистанционные формы сотрудничества с семьей: они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Преимуществом дистанционного обучения детей дошкольного возраста является возможность установления оптимального режима обучения с учетом особенностей каждого ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие персонального компьютера и доступа к сети Интернет.
Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует:
- формированию у родителей положительной мотивации к участию в воспитательно-образовательной работе дошкольной образовательной организации;
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОО;
- гармонизации детско-родительских отношений.
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. В отличие от школьников, которые могут взаимодействовать с онлайн-сервисами и выполнять задания самостоятельно, и где помощь взрослого может быть минимальной (включить компьютер, помочь выйти в Интернет и пр.), организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста требует непременного участия взрослого и его «включенности» в образовательный процесс, так как дошкольник зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. В противном случае уровень освоения знаний ребенком будет крайне низкий.
В настоящее время существует большое количество онлайн-сервисов и платформ, позволяющих педагогу организовать взаимодействие с родителями воспитанников в зависимости от задач, которые необходимо решить в процессе обучения, а также от уровня технической подготовленности педагога и родителя. Рассмотрим подробнее самые популярные из них.
Учи.ру – крупнейшая образовательная онлайн - платформа, на которой занимается более 8 млн учеников со всей страны. Эта платформа позволяет изучать в интерактивной игровой форме школьные предметы, а также позволяет пройти курс «Подготовка к школе», который подходит для детей старшего дошкольного возраста. Данный курс включает в себя занятия по математике. Ребенок познакомится с цифрами, закрепит счет, научится решать простые задачи. Так же ребенку откроются развивающие игры «Счет на лету» и игра на развитие логики «Пентамино».
Безусловный плюс данной платформы в том, что каждый ребенок занимается по индивидуальной траектории.
Зарегистрироваться на платформе могут как педагоги, так и родители.
Педагоги после регистрации могут создать свой класс, куда можно добавить своих воспитанников и сообщить родителям индивидуальный логин и пароль для входа на платформу. Родители могут зарегистрировать своего ребенка самостоятельно.
В личном кабинете ребенка доступна информация о прогрессе прохождения курса, его успехах, а также все награды, которые ребенок заработал во время занятий. Педагогу в своем личном кабинете также доступна информация о том, кто из детей выполняет задания, какие темы пройдены, каковы успехи ребенка.
Данная платформа платная, но каждый день ребенку предоставляется 20 бесплатных заданий в той области знаний (окружающий мир, математика, русский язык), которая ребенку больше нравится, а также участие в олимпиадных заданиях, которые проводятся довольно часто. Перед олимпиадой есть возможность пройти бесплатно пробный тур, в котором ребенок сможет научиться решать некоторые задания олимпиады. Время прохождения олимпиады ограничено и составляет 60 минут, но этого вполне достаточно для выполнения и проверки. По истечении этого времени взрослый сможет увидеть результат - насколько успешно ребенок справился с заданиями.
Платная версия дополняется курсом по программированию, олимпиадными заданиями прошлых лет, «тайной лабораторией» - разделом с заданиями повышенной сложности.
Интерфейс платформы интуитивно понятен для ребенка. Все задания интересные и красочно оформленные, если ребенок легко справляется с заданием, то он сразу переходит к следующему, а если допускает ошибку, то правильное решение сопровождается объяснением с использованием наглядного материала.
Кроме того, педагог может давать задания для закрепления материала. Они высвечиваются в личном кабинете ребенка как «Задания от учителя».
Занятия на этой образовательной платформе удобны в дистанционной работе педагога и очень нравятся детям.
Однако, при всем разнообразии обучающих платформ, иногда педагогам приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда нужно определенное задание на закрепление конкретных знаний, умений, навыков, а готовые задания обучающих платформ не подходят для решения поставленных задач. Наилучшим выходом из ситуации является самостоятельное создание обучающих материалов. Для этого подойдут следующие сервисы:
Canva. Сейчас сервис находится на пике своей популярности. В течение ряда лет Canva был известен как сервис для создания инфографики, открыток и онлайн-презентаций. Большое количество шаблонов позволяет быстро создавать весьма привлекательные слайд-шоу. Сравнительно недавно в Canva появилась новая функция, с помощью которой возможно записать видеопрезентацию или видеоурок. Точнее, создав онлайн презентацию в Canva, можно озвучить её.
Но есть и другой путь создания учебного видео. Он основан на изначальной обработке записанных пользователем видеороликов. Видео обязательно должно сопровождаться текстом, изображениями, диаграммами и другими мультимедийными объектами, так как ведущим видом мышления у детей старшего дошкольного возраста является наглядно – действенное мышление, поэтому для успешного выполнения заданий необходима опора на наглядность. Кроме того, участие в работе нескольких центров головного мозга ведет к лучшему запоминанию информации.
Canva подготовила ряд обновлений к новому учебному году. В этих целях была создана Canva for Education (Canva для образования). Она полностью бесплатна для преподавателей и учащихся. Создание бесплатного аккаунта предоставляет пользователям доступ к ряду интересных функций, включая создание анимаций в презентации и совместную работу.
Большие возможности для работы с детьми и родителями в дистанционном режиме предоставляет интерактивный плакат. Его можно использовать для закрепления изученного материала и для знакомства с новым материалом. Для создания интерактивного плаката можно использовать разные программы, но наиболее удобны в этих целях, на наш взгляд, инструменты Google.
Google - инструмент, который прост и удобен в работе и может быть использован для создания образовательных интерактивных единиц с графикой различного назначения. Причём для их создания нет необходимости обладания какими-либо навыками в области графического дизайна. Речь пойдёт об одном универсальном инструменте, находящемся в линейке Google для образования – это Google-рисунки.
Сервис Google-рисунки позволяет поместить в плакат рисунки (картинки либо фото), сохраненные на компьютере, а также вставить рисунки непосредственно из сети Интернет. Для оформления плаката возможно также использовать таблицы, диаграммы, различные фигуры, возможна и вставка ссылок на разработанные в сторонних интернет-сервисах интерактивные игры и упражнения. Интерфейс сервиса Google-рисунки прост и интуитивно понятен, поэтому у педагога не возникнет проблем с освоением нового сервиса.
Созданный плакат можно распечатать, сохранить как изображение, встроить в Интернет-ресурс или переслать ссылку родителям. Интерактивные плакаты являются отличным помощниками воспитателя: они не только могут содержать гораздо больше интересного материала, чем обычные плакаты, но и способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме.
Таким образом, освоение новых сервисов и образовательных платформ позволяет разнообразить и существенно облегчить дистанционную работу педагога с детьми старшего дошкольного возраста и родителями.
Источники литературы:
- Дистанционное образование в ДОУ. [Электронный ресурс] /МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Булуучээнэ» – 20.11.2020, Режим доступа: https://dsbuluchene.saha.prosadiki.ru/media/2020/11/20/1242141170/Distancionnoe_obuchenie_v_DOU.pdf
- Дистанционное образование в ДОУ. Методические рекомендации. [Электронный ресурс] МБДОУ №55 «Радуга» / Режим доступа: http://raduga-55.ru/index.php?com=web&ctrl=article&task=show&id=1420
Другие статьи
- Моя педагогическая династия
- Развитие интеллектуальных способностей ученика
- Тактильные книги для детей с нарушениями зрения
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Молодежная научно-социальная программа «Шаг в будущее»:эффективность и перспектива развития
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Школьный музей МБОУ СОШ №21 как средство повышения эффективности преподавания изобразительного искусства
- Влияние музыки на развитие ребенка
- Пассивное внимание
- Психодиагностическое исследование внутрисемейной обстановки учащихся (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ирина Леонидовна, добрый вечер! Спасибо за познавательную и, на сегодняшний день, актуальную информацию. Ваша статья раскрывает особенности дистанционного образования!
Ольга Будаева, дата: 19.04.2022 в 19:40
#2 Ирина Леонидовна, интересная, познавательная статья. На сегодняшний день очень востребованными являются дистанционные формы сотрудничества с семьей, но не все родители откликаются на такое обучение в силу различных обстоятельств: нехватки свободного времени для занятий с ребёнком, нежелании уделить ребёнку-дошкольнику время, из-за отсутствия компьютера или интернета. Спасибо за статью, многое взяла себе на заметку!
Елена Сигаева, дата: 21.04.2022 в 17:57
#3 Ирина Леонидовна, добрый вечер. Информации много и вся необходимая для внимательного, можно сказать, с карандашом, с выходом на сайты, ознакомления. Обязательно воспользуемся вашими советами. Спасибо вам.
Татьяна Мазурова, дата: 22.12.2022 в 18:28
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.