С нами 16560 учителей, 6501 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Организация деятельности в школе по профилактике наркомании"

Автор: учитель истории и обществознания
Хайсарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск

                           Организация деятельности в школе по профилактике наркомании
 
      Наркомания – одна из острейших проблем современности. За ней – пагубное и массовое воздействие на здоровье людей, особенно молодежи, рост преступности, теневой экономики, насилия, истощение людских, природных и финансовых ресурсов страны.
В.И. Рерке считает, что из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в профилактике наркомании подростков, образовательное учреждение обладает уникальными возможностями в реализации ее задач [11, с. 48].
Более того, системе образования принадлежит ведущая роль в предотвращении наркомании подростков. Именно усилиями школы при поддержке других социальных институтов возможно организовать работу по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ в ходе учебно-воспитательного процесса.
Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы профилактики наркомании подростков изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой и др.
Под педагогической профилактикой наркомании подростков мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди подростков, путем создания социального пространства, защищающего их от потребления наркотиков и способствующего повышению антинаркотической устойчивости [1, 323].
      В школе большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Для этого ведётся большая работа по профилактике наркомании и вредных привычек. Она затрагивает как работу педагогов в учебном процессе, так и на внеклассных мероприятиях.
На учебных занятиях, особенно касающихся здоровья, биолого-физиологических уроках, но тексты воспитывающий и дающий идеал здорового образа жизни человека можно встретить на уроках гуманитарно-фиолологической направленности. Поэтому можно сделать  вывод, что составители школьной программы делают акцент на профилактике здорового образа жизни.
Во внеклассных мероприятиях организуются различные направленности работы, как классных руководителей, так и социального педагога и психолога:
- воспитательные мероприятия, где направленность идет против наркотиков и психотропных вещест;
- различные социальные акции против наркотиков;
- мероприятия за здоровый образ жизни;
- досуговая занятость школьников.
Все акции и мероприятия проходят как на уровне на школьников школы, так и муниципальном и  региональном уровне.
Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненых программ, различных по концептуальной основе и структуре.
Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия – развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая – развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая – разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ[5;193].
   В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований [8;66].
Перечислим существующие программы профилактики:
1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.
2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.
3 Коррекционные, модификационные программы.
4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.
5 Программы развития социально- поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов).
Профилактика зависимости от наркомании и токсикомании – одно из важнейших направлений профилактики неинфекционной патологии. Основной концептуальной модели профилактики зависимости от наркомании и других психоактивных веществ являются превентивные подходы. Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной и третичной [6;195].
К технологиям первичной профилактики относят. Социальные и педагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.
Медико- психологические – цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.
Медико–биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне [4;150].
К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения [3;36].
Медико – психологическая технология – цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.
Медико – биологическая технология – цель нормализация физического и психического развития, био – химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.
Технология третичной профилактики: Медико–психологические и психотерапевтические – цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренинг когнитивного развития.
Социальные и педагогические – цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков.
Медико – биологическая технология – цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия [9;55].
Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям.
Для современного педагога важно уловить коренные изменения в обществе, понять его новые требования к входящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы минимизировать их трудности приспособления к взрослой жизни, уберечь от неверного пути. Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка, в котором особенно нуждаются дети с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение предполагает прежде всего сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенно характера, темперамента, другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. В целом там, где противоречия в отношении к миру и себе становятся конфликтными, углубляются и обостряются, а не разрешаются, возникают внутренние предпосылки для отклонения в поведении, а затем и для образования недостатков, отрицательных качеств [7;201].
Чаще всего искажено отношение к себе, оно настолько сложно, что его нельзя назвать двойственным: «неполноценности», привычки, негативные способы самоутверждения, неадекватная самооценка, желание выделиться и в то же время стремление быть «как все». На это все накладывается подростковый максимализм. Налицо проявление таких отрицательных качеств, как завышенная самооценка, отсутствие самодисциплины, самокритичности, требовательности к себе, субъективизм в оценке других, погоня за удовольствием сомнительного типа.
К сожалению, наркотики уже давно стали частью современной жизни. Каждый второй несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати лет до восемнадцати лет может легко назвать знакомых или друзей, употребляющие те или иные наркотических веществ. Кто-то из них доволен своей жизнью и не видит причин отказываться от пагубного пристрастия, кто-то давно и безрезультатно пытаются «завязать», а кого-то уже нет на этом свете. Столкнувшись впервые с серьезной проблемой своей наркозависимости, подросток не знает, как ему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдь не желает себе вреда. Для большинства детей это лишь любопытный эксперимент со своим сознанием, который, как считают начинающие наркоманы, в любой момент можно прекратить. Но в своих играх с разумом они часто заходят слишком далеко, и даже тогда, когда очень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад. Чаще всего школьникам не к кому обратиться. Сегодня учитель должен быть «всезнающим оком» и другом для учащихся, так как родители не могут уделить нужного внимание ребенку и дитя растет «сам по себе», т.е. авторитет для них их друзья и знакомые, а также телевиденье. Подражая своим псевдодрузьям, думаю, что приобщаясь к наркотикам и другим вредным веществам, они выглядят взрослее, не задумываются о дальнейшей жизни. Поэтому современная школа должна уделить внимание проблеме профилактике наркомании.
 
Литература:
  1. Булычева Е. С. Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи [Текст] / Е. С. Булычева // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 323-325.
  2. Василькова Ю.В., Т.А. Василькова – Социальная педагогика; курс лекций М: Издательский центр « Академия», 2008-440с.
  3. Нейк А.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с.
  4. Сирота М.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр « Академия», 2007-176с.
  5. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках. М: АСТ – Пресс Книга, 2008- 288с.
  6. М.В.Шакурова- Методика и технология работы социального педагога. М: Издательский центр « Академия», 2008-272с.
  7. Как бросить наркотики. М: Экско, 2007-256с
  8. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия для педагогов и родителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с.
  9. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. . М: ТЦ.Сфера,2002-64с.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации. М:ГроссМедиа, 2007- 176с.
  11.  Рерке, В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика [Текст] / В.И. Рерке. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. – 318 с.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ