Статья "Портфолио как форма мониторинга развития личности учителя, учащегося, форма оценки образовательного учреждения"
Юлия Пасынок
23.08.2016
2122
7
Документация
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска,
Сахалинская область,
2016 год
Портфолио как форма мониторинга развития личности учителя, учащегося, форма оценки образовательного учреждения
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска,
Сахалинская область,
2016 год
Портфолио как форма мониторинга развития личности учителя, учащегося, форма оценки образовательного учреждения
Современные требования к образовательной системе выдвигают на первый план проблему мониторинга развития личности учителя, учащегося, а также проблему оценки образовательного учреждения. На сегодняшний день существуют различные формы качественной оценки участников образовательного процесса. Но одной из наиболее «популярных и востребованных» становится модель портфолио, как накопительная система, отражающая результативность деятельности по ряду показателей.
Портфолио (от французского porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной сфере.
На сегодняшний день можно говорить о следующих моделях портфолио:
- портфолио учителя,
- портфолио ученика,
- портфолио образовательного учреждения.
Можно выделить еще две модели – портфолио класса и семейное портфолио.
Актуальность работы по созданию портфолио уже не вызывает сомнений. И если в качестве портфолио образовательного учреждения мы можем рассматривать отчет по самообследованию, то требования к педагогическому портфолио претерпевают изменения, а портфолио ученика только начинает «набирать обороты».
Портфолио учителя – как система учета результативности педагогической деятельности позволяет не только объективно оценить деятельность педагога, но и создает условия для рефлексии собственной педагогической деятельности. Последнее время все чаще приходится слышать понятие «электронное портфолио». Электронное портфолио позволяет учителю выйти на совершенно новый уровень – ретрансляции и пролонгации собственного педагогического опыта за пределами образовательного учреждения, города и области. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к материалам всем участникам огромной «образовательной сети», что позволяет обмениваться опытом работы, «не выходя за пределы учебного кабинета». Мобильность ресурса, постоянное обновление и пополнение материалов показывают динамичность учителя. Постепенно электронное портфолио педагога «превращается» в веббазированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога. Тем самым, теперь оценка педагога, уровня его профессиональной компетентности становится более доступной (и не только для контролирующих и аттестующих организаций, но и для родительской общественности), позволяет провести всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников. Тем самым, портфолио становится некой визиткой педагога, инструментом публичной открытости. При системно организованной работе персональный интерне-ресурс становится и механизмом обратной связи.
Вопрос о формировании ученических портфолио стал подниматься в образовательной среде в связи с участием ребят в различных видах конкурсного отбора, а также при поступлении в образовательные учреждения повышенного уровня.
Так или иначе, портфолио останется весомым «документом» публичности и открытости. На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оформления и оценки портфолио. Главное, избежать ошибки формального накопления материалов.
В нашем образовательном учреждении на сегодняшний день разработаны формы ученического и педагогического портфолио.
Среди основных разделов учительского портфолио мы выделили следующие:
Раздел 1. Титульная (главная) страница
Раздел 2. Общие сведения об авторе
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
Раздел 4. Достижения учащихся
Раздел 5. Нормативные документы
Раздел 6. Фотогалерея
Ученическое портфолио, на наш взгляд, может содержать следующие разделы:
Раздел 1. Титульная (главная) страница
Раздел 2. Общие сведения об авторе
Раздел 3. Результативность участия в олимпиадах и иных интеллектуальных конкурсных мероприятиях
Раздел 4. Результативность участия в творческих конкурсах и мероприятиях
Раздел 5. Результативность участия в спортивных состязаниях
Раздел 6. Показатели успеваемости
Раздел 7. Внеурочная деятельность
Раздел 8. Исследовательские работы и проекты
Раздел 9. Фотогалерея
В рамках сотрудничества с кафедрой «Дошкольного и начального общего образования» Института развития образования Сахалинской области наша школа постоянно проводит открытые мероприятия для коллег. Одним из актуальных вопросов была и остается проблема портфолио. Очередной мастер-класс был посвящен теме «Электронного портфолио как средства мониторинга профессионального развития педагога». В ходе мероприятия учителям был рекомендован электронный ресурс УчПортфолио – как одна из популярных «платформ» создания собственного электронного портфолио.
Источники:
Горелова Т.И. Портфолио – альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой.-2009.-№6.-С.17;
Пасынок Ю.Ю. Портфолио как форма развития личности учителя // Завуч начальной школы. – 2015. - № 1. – С. 4 – 18
Пасынок Ю.Ю. Портфолио как форма развития личности учителя // Классный руководитель. – 2014. - № 7. – С. 63 – 76
Пасынок Ю.Ю. Портфолио учителя начальных классов // Управление начальной школой. – 2010. - № 11. – С. 15 – 22
Пасынок Ю.Ю. Модель «Портфолио» как системная оценка качества образования. Электронный ресурс:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2011/01/29/model-portfolio-kak-sistemnaya-otsenka
Пасынок Ю.Ю. Модель «Портфолио» как системная оценка качества образования. Электронный ресурс:
http://www.uchportfolio.ru/materials/show/72506
Пасынок Ю.Ю. Портфолио учителя. Электронный ресурс:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/01/18/portfolio-uchitelya
Пасынок Ю.Ю. Унифицированная форма «Портфолио ученика». Электронный ресурс: http://uchportfolio.ru/materials/show/82158
Портфолио. Структура и содержание. Электронный ресурс: http://www.myshared.ru/slide/374536/
Портфолио (от французского porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной сфере.
На сегодняшний день можно говорить о следующих моделях портфолио:
- портфолио учителя,
- портфолио ученика,
- портфолио образовательного учреждения.
Можно выделить еще две модели – портфолио класса и семейное портфолио.
Актуальность работы по созданию портфолио уже не вызывает сомнений. И если в качестве портфолио образовательного учреждения мы можем рассматривать отчет по самообследованию, то требования к педагогическому портфолио претерпевают изменения, а портфолио ученика только начинает «набирать обороты».
Портфолио учителя – как система учета результативности педагогической деятельности позволяет не только объективно оценить деятельность педагога, но и создает условия для рефлексии собственной педагогической деятельности. Последнее время все чаще приходится слышать понятие «электронное портфолио». Электронное портфолио позволяет учителю выйти на совершенно новый уровень – ретрансляции и пролонгации собственного педагогического опыта за пределами образовательного учреждения, города и области. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к материалам всем участникам огромной «образовательной сети», что позволяет обмениваться опытом работы, «не выходя за пределы учебного кабинета». Мобильность ресурса, постоянное обновление и пополнение материалов показывают динамичность учителя. Постепенно электронное портфолио педагога «превращается» в веббазированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога. Тем самым, теперь оценка педагога, уровня его профессиональной компетентности становится более доступной (и не только для контролирующих и аттестующих организаций, но и для родительской общественности), позволяет провести всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников. Тем самым, портфолио становится некой визиткой педагога, инструментом публичной открытости. При системно организованной работе персональный интерне-ресурс становится и механизмом обратной связи.
Вопрос о формировании ученических портфолио стал подниматься в образовательной среде в связи с участием ребят в различных видах конкурсного отбора, а также при поступлении в образовательные учреждения повышенного уровня.
Так или иначе, портфолио останется весомым «документом» публичности и открытости. На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оформления и оценки портфолио. Главное, избежать ошибки формального накопления материалов.
В нашем образовательном учреждении на сегодняшний день разработаны формы ученического и педагогического портфолио.
Среди основных разделов учительского портфолио мы выделили следующие:
Раздел 1. Титульная (главная) страница
Раздел 2. Общие сведения об авторе
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
Раздел 4. Достижения учащихся
Раздел 5. Нормативные документы
Раздел 6. Фотогалерея
Ученическое портфолио, на наш взгляд, может содержать следующие разделы:
Раздел 1. Титульная (главная) страница
Раздел 2. Общие сведения об авторе
Раздел 3. Результативность участия в олимпиадах и иных интеллектуальных конкурсных мероприятиях
Раздел 4. Результативность участия в творческих конкурсах и мероприятиях
Раздел 5. Результативность участия в спортивных состязаниях
Раздел 6. Показатели успеваемости
Раздел 7. Внеурочная деятельность
Раздел 8. Исследовательские работы и проекты
Раздел 9. Фотогалерея
В рамках сотрудничества с кафедрой «Дошкольного и начального общего образования» Института развития образования Сахалинской области наша школа постоянно проводит открытые мероприятия для коллег. Одним из актуальных вопросов была и остается проблема портфолио. Очередной мастер-класс был посвящен теме «Электронного портфолио как средства мониторинга профессионального развития педагога». В ходе мероприятия учителям был рекомендован электронный ресурс УчПортфолио – как одна из популярных «платформ» создания собственного электронного портфолио.
Источники:
Горелова Т.И. Портфолио – альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой.-2009.-№6.-С.17;
Пасынок Ю.Ю. Портфолио как форма развития личности учителя // Завуч начальной школы. – 2015. - № 1. – С. 4 – 18
Пасынок Ю.Ю. Портфолио как форма развития личности учителя // Классный руководитель. – 2014. - № 7. – С. 63 – 76
Пасынок Ю.Ю. Портфолио учителя начальных классов // Управление начальной школой. – 2010. - № 11. – С. 15 – 22
Пасынок Ю.Ю. Модель «Портфолио» как системная оценка качества образования. Электронный ресурс:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2011/01/29/model-portfolio-kak-sistemnaya-otsenka
Пасынок Ю.Ю. Модель «Портфолио» как системная оценка качества образования. Электронный ресурс:
http://www.uchportfolio.ru/materials/show/72506
Пасынок Ю.Ю. Портфолио учителя. Электронный ресурс:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/01/18/portfolio-uchitelya
Пасынок Ю.Ю. Унифицированная форма «Портфолио ученика». Электронный ресурс: http://uchportfolio.ru/materials/show/82158
Портфолио. Структура и содержание. Электронный ресурс: http://www.myshared.ru/slide/374536/
Другие статьи
- Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности
- Стандарт профессиональной деятельности учителя
- "Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки.
- Школьный краеведческий музей как средство социализации и воспитания гражданственности учащихся
- Размышления о педагогике сотрудничества «Ребенок – не взрослый. Но когда-то он им станет…»
- Биологическая обратная связь - зеркало здоровья
- Организация работа с одаренными детьми. Проблемы педагогического сопровождения
- Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
- Преподавание наглядно-практической геометрии (раннее изучение геометрии)
- Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Работа над Портфолио очень интересна и увлекательна, если эту работу проводить в систем! Мной апробировано ведение Портфолио ученика, класса, учителя. Портфолио по каждому из направлений помогает при проведении различных конкурсов.
Юлия Пасынок, дата: 21.12.2016 в 12:52
#2 Спасибо за приглашение. Юлия Юрьевна, хорошая статья, актуальная на сегодняшний день. Невозможно сейчас представить школу без портфолио. В своё время в школе мы проводили каждый год конкурсы на лучшее портфолио ученика и класса. Было очень интересно и соревновательно. В источниках по ссылке я прочитала Ваш проект " МОДЕЛЬ "ПОРТФОЛИО"
КАК СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ". Грамотная и качественная работа. В восторге от Вашего проекта
Галина Борискина , дата: 21.12.2016 в 14:40
#3 Юлия Юрьевна! Очень нужная статья. Иногда начинаешь думать про разделы, а у вас все это приняли. Портфолио уже необходимость! Портфолио приносит дополнительные баллы при поступлении в вузы. Удачи Вам во всем!
Залифа Гайсина, дата: 21.12.2016 в 14:48
#4 Полезная статья. Чётко прописаны разделы ученического и педагогического портфолио. У нас портфолио существуют. Существует и "Положение о портфолио учителя". Вот в соответствии с этим положением и формируем увесистую папку. Сдаем на проверку в бумажном варианте. Есть также портфолио у каждого ученика.Спасибо автору за интересный материал.
Ирина Мерзлютина, дата: 21.12.2016 в 18:46
#5 Юлия Юрьевна, очень хорошая, серьезная и полезная статья для размышления и использования электронных ресурсов на практике. Портфолио необходимо, чтобы проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать достижения, объективно оценить свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Скопировала для себя из источников электронные ресурсы, очень ценные материалы. Спасибо за ваш труд.
Светлана Жарикова, дата: 22.12.2016 в 18:17
#6 Отличные идеи и правильные к тому же по поводу портфолио. Где-то руководители школы обращают серьезное внимание на эту сторону работы, где-то так себе, ради галочки. Но как бы там ни было, статья обращает наше внимание на эту тему и предлагает практичный вариант структуры портфолио. Как и виртуальное портфолио наше - УЧПОРТФОЛИО - папочное портфолио в школе пока является приемлемым вариантом показа нашего Я как учителя. Я теперь считаю, что папочное портфолио должно уже изживать себя постепенно, и пусть уж у нас все наши успехи и данные переведутся в виртуальное портфолио. Как это произошло с журналами и дневниками. Как же теперь стало удобно работать с электронными журналами! Так пусть и портфолио тоже будет только электронным! В будущем!
Ольга Степанова, дата: 22.12.2016 в 21:38
#7 Создание портфолио позволяет скомпоновать имеющийся материал. Постоянная работа с портфолио, своевременное пополнение и заполнение позволит автору "не потерять" достижения, систематизировать и структурировать свои результаты.
Юлия Пасынок, дата: 24.02.2019 в 10:19
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.