С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Обучение школьников восприятию и интерпретации учебно-научного текста при обучении русскому языку: опыт работы"
Ячменева Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития "Открытый мир"
 

Обучение школьников восприятию и интерпретации учебно-научного текста
при обучении русскрму языку: опыт работы

 

Умение воспринимать информацию на слух и перерабатывать ее является одним из важнейших метапредметных умений, без владения которым невозможно успешное обучение. Особенностью аудирования является то, что им человек овладевает с рождения, поэтому осознанное слушание является базовым в обучении говорению, чтению и письму. Поэтому не случайно данному виду речевой деятельности стали уделять внимание, и задача обучения школьников эффективному аудированию стала одной из важнейших.

Одним из предметных результатов изучения предметной области «Филология» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения (2010г.) признано владение видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом), обеспечивающими «эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [13].

К настоящему времени в методике обучения русскому языку существует ряд работ, направленных на теоретическое и частично практическое описание методики обучения аудированию на уроках русского языка. Однако эти труды не имеют конкретной ориентации на работу с научной речью, аудированием научной речи, интерпретацией прослушанного научного текста.

Одной из ситуаций формального общения является при обучении русскому языку восприятие учащимися с последующей интерпретацией учебно-научной речи, а именно речи учителя, в том числе читаемого им учебно-научного текста.

Учебно-научный текст искусственно создается в учебных целях за счет адаптации (сокращение, опрощение, замена отдельных слов, подбор синонимов, перестройка синтаксических конструкций и др.), т. е. моделируется определенный образец текста, содержание которого преследует различные образовательные задачи [3, с. 183].

С точки зрения психологии, учебно-научный текст представляет собой «источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить» [4, с.77]. Следовательно, работа с текстом будет заключаться, во-первых, в декодировке смысла и решении тем самым познавательной задачи, а во-вторых, в реализации подобных задач в репродуцируемом или создаваемом ребенком речевом произведении [14, с. 27].

С позиции дидактики, под учебно-научным текстом понимаются тексты, «обслуживающие особую сферу общения — учение — и выполняющие присущие им дидактические функции. Поэтому они всегда строго адресованы, т.е. учитываются возрастные, психологические особенности обучаемых» [11, с. 10]. В таких текстах научность изложения соединяется с доступностью, порой занимательностью. Теоретические положения иллюстрируются примерами, сопровождаются комментариями и выводами. Даются сведения о происхождении используемых в тексте терминов.

С точки зрения лингводидактики, это «текст, предназначенный для выработки определенных навыков в той или иной сфере фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и связной речи» [12, с. 35].

Будучи разновидностью научного текста, учебно-научный текст отличается дидактической направленностью, так как является основной единицей обучения.

Если характеризовать учебно-научный текст с точки зрения его содержания, то он представляет собой «такое сообщение, в котором обязательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном направлении, отражающем аспект рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине» [10, с. 10].

Как считает М.Л. Кусова «учебно-научный текст всегда информативен и связан с тремя субъектами: автором учебно-научного текста, отбирающим информацию, необходимую с точки зрения овладения учебной дисциплиной, адресатом, характеристики которого во многом определяют содержание учебно-научного текста, и учителем, включенным в процесс освоения школьником содержания учебно-научного текста» [7, с.119]. Отобранная и обработанная информация выступает для школьника источником информации, объектом изучения и понимания, образцом хранения информации. М.Л. Кусова пишет, что «информация в учебно-научном тексте всегда строго дозирована, что находит отражение в объеме информации и в объеме текста; информация постепенно разворачивается, расширяя и усложняя картину мира обучающегося» [7, с.121].

Так, в лингвистическом учебно-научном тексте раскрывается лингвистическая информация: даются сведения о языковедах и их научных трудах, описываются факты и явления языка в синхронном и диахронном аспектах, представлены алгоритмы применения правил и рассуждений.

Задачи, решаемые при обучении русскому языку, обусловлены ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. Умение понимать и анализировать текст, ориентироваться в тексте, делать правильные выводы и обобщения, четко и доказательно излагать их в устной и письменной речи, востребовано при изучении всех учебных дисциплин.

Учебно-научный текст является коммуникативно-стилевым типом научного текста и в комплексе с другими средствами обучения создает оптимальные условия для наилучшего усвоения учащимися заложенной в тексте информации и языковых средств ее выражения.

Согласно точке зрения Е.В. Бунеевой [2], Н.А. Ипполитовой [5], В.И. Капинос [6], Л.В. Черепановой [14] и др., при создании и при восприятии учебно-научного текста школьниками значимы следующие умения: умение отличать учебно-научный текст от художественных и деловых текстов, прогнозировать, определять стиль и тип текста, выделять ключевые слова, определять тему, главную и второстепенную информацию, выделять языковые средства учебно-научного текста, понимать основную мысль, делить текст на части, составлять вопросы к тексту, план и графическую схему текста, пересказывать (подробно и сжато) текст, создавать собственный учебно-научный текст.

Особую роль в работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка играет умение воспринимать текст на слух и адекватно его интерпретировать.

Под восприятием текста/речи в методике понимается:

  • процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперирование этим образом [1, с. 53];

  • в психофизиологии и физиологии речи термин для обозначения процессов обработки речевого сигнала, включающей первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию [8, с.57].

Под интерпретацией текста в методике принято понимать:

  • процесс смысловой обработки текста адресатом, читателем, слушателем, процесс и результат в установлении смысла речевых и неречевых действий [1, с. 178];

  • истолкование текста с целью понимания его смысла [9, с. 305].

Таким образом, процесс восприятия текста понимается как основанный на способностях воспринимать информацию органами чувств. В этом случае может не происходить анализ смысловой составляющей прослушанного или прочитанного текста. В то время как интерпретация текста основывается на осознанном анализе смысла с целью понять содержание и оперировать полученной информацией.

Процесс обучения школьников интерпретации и восприятию текста предполагает различные виды работ. Рассмотрим их на примере устных учебно-научных текстов учителя, используемых нами на уроках русского языка в дистанционном обучении.

Так, работа с текстом на уроке русского языка в 8 классе по теме «Глагольное сказуемое (простое и составное)» нами организуется следующим образом:

На первом этапе (ориентировки и планирования) обучающимся даются следующие задания:

  1. Изучите схему, таблицу и постарайтесь предположить содержание текста.
  2. Прочитайте ключевые слова и попробуйте определить, о чем пойдет речь в тексте.
  3. Бегло просмотрите текст и определите, какой теме он посвящен.
  4. Прослушайте вопросы к тексту и попробуйте определить, о чем пойдет речь. Можете ли вы дать ответы на эти вопросы уже сейчас?

Вопросы к тексту:

  1. Какие виды сказуемых существуют в русском языке?
  2. Какова структура составного глагольного сказуемого?
  3. Какова структура простого глагольного сказуемого?
  4. Какова структура именного сказуемого?

 

Ключевые слова: сказуемое, именное сказуемое, глагольное сказуемое.

 

Текст: Простое глагольное сказуемое выражается всегда одной глагольной формой, крайне редко — фразеологизмом. Простое глагольное сказуемое — это глагол в одной и форм наклонения. Например: Жители приветствуют артистов/Жители будут приветствовать артистов/Жители, приветствуйте артистов! Стоит напомнить, что форма будущего времени у глаголов несовершенного вида состоит из двух слов.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива. Рассмотрим пример: Артисты начали работать. Вспомогательный глагол в таком сказуемом обладает такими признаками: наклонение, время, число, лицо, а в прошедшем времени и род.Кроме этого, он может указывать на начало действия, его продолжительность, конец, желательность, возможность и т.д. Проанализируйте приведенный пример, найдите в нем вспомогательный глагол и определите его признаки.

Как правило, в качестве вспомогательных выступают глаголы стать, начать, уметь, мочь, хотеть и т.д., а также прилагательные должен, обязан, рад, готов, согласен. Например: Задумал я давным-давно взглянуть на дальние поля.

На втором этапе (реализации) происходит восприятие текста и его смысловая переработка на основе материалов этапа ориентировки и планирования (работа со схемой, таблицей, содержанием прослушанного текста).

На третьем этапе (контроля) происходит определение линии эффективности аудитивной деятельности при проверке тех заданий, которые были даны учителем перед чтением им учебно-научного текста. По сути это целевые установки аудирования:

  1. Прослушайте текст и расскажите о структуре простого и составного глагольных сказуемых.
  2. Прослушайте текст и объясните, как графически может выглядеть структура составного глагольного сказуемого.
  3. Приведите свои примеры предложений с простыми и составными глагольными сказуемыми.
  4. Ответьте на вопрос, какой особенностью обладают глаголы несовершенного вида в форме будущего времени?
  5. Расскажите, какими грамматическими признаками обладает вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом?
  6. Перескажите текст.
  7. Составьте план устного ответа по теме «Простое и составное глагольное сказуемое».

Таким образом, методика работы с текстом при обучении школьников слуховому восприятию и интерпретации текста включает специально организованную деятельность на этапах ориентировки и планирования, реализации и контроля речевой деятельности.


Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Спб: «Златоуст», 1990. 472с.

2. Бунеева, Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе. 1995. №6. 91с.

3. Буховец С.К. Учебно-научный текст на уроках русского языка как иностранного // Международная научная конференция VII Танковские чтения. – Мн., БГПУ им. М. Танка, 2009. 312с.

4. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М., 1982. 176с.

5. Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа до и после. 1999. No 5. 89с.

6. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994. 196 с.

7. Кусова М.Л. Учебно-научный текст как средство формирования информационных умений у младших школьников // Педагогическое образование в России. №3. 2014. 159с.

8. Лингвистический энциклопедический словарь под ред. В.Н.Ярцевой. М.: «Советская энциклопедия», 1990. 378с.

9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. М.: Интелвак, 2003. 1596с.

10. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингво-метод. основы обучения русскому языку нефилологов. М.: Русский язык, 1983. 170 с.

11. Орлов О.М. Функции устного пересказа и методика его проведения на уроках русского языка в 4 классе: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук. М., 1988. 16с.

12. Потапова И.И. К вопросу о видах текста (учебный текст и его типология) // Вестник Московского университета. Журналистика. 1976. №3. 114с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом МОиН РФ от 17.12.2010г.) [Режим доступа:standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588]

14. Черепанова Л.В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение: учеб. пособие / Л.В. Черепанова. Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2012. 127с.

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ