Статья "Особенности применения технологий дистанционного обучения в профессиональном образовании людей предпенсионного возраста"
Елена Кулыгина
11.04.2023
1155
0
Другое
Кулыгина Елена Ивановна
преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический
Колледж», г. Мичуринск Тамбовская область
преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический
Колледж», г. Мичуринск Тамбовская область
Особенности применения технологий дистанционного обучения в профессиональном образовании людей предпенсионного возраста
Внедрение в образовательный процесс
информационных технологий позволит преподавателю
развить у обучающихся умения самостоятельно
планировать свою учебную и самообразовательную деятельность.
информационных технологий позволит преподавателю
развить у обучающихся умения самостоятельно
планировать свою учебную и самообразовательную деятельность.
Граждане предпенсионного возраста часто испытывают сложности на рынке труда. Профессиональные знания стареют очень быстро, и поэтому возникает необходимость их постоянного совершенствования.
Специально для того, чтобы помочь людям старшего поколения отвечать последним требованиям работодателей и использовать свои сильные стороны в будущей профессиональной деятельности, в нашем колледже разработаны программы переобучения и повышения квалификации, которые дают их участникам возможность освоить новые профессии и, как следствие, полноценно работать.
В среднем, получение дополнительного образования по программам переподготовки людей предпенсионного возраста длится 3 месяца.
Основная задача обучения, по разработанным программам, – адаптировать людей предпенсионного возраста к быстро меняющемуся рынку труда, повысить их квалификацию и конкурентоспособность, продлить трудовую занятость, освоить новые востребованные профессии и найти работу по душе с достойной оплатой.
Получить дополнительное профессиональное образование дистанционно – это более гибкий способ освоения профессии.
Целью дистанционного обучения предпенсионеров является предоставление непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных или дополнительных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.
Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности, поэтому адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.
Технически решить проблему дистанционного обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).
Для успешной организации учебного процесса необходимо подготовить учебно-методическую базу, доступную и педагогу, и обучаемому.
Она должна содержать: дидактические материалы по изучаемым дисциплинам; задания для самостоятельной работы и перечень обязательных для выполнения домашних заданий; задания по самопроверке и самотестированию; описание всех практических занятий; файл теоретических материалов; темы рефератов, список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения.
Одним из важнейших условий дистанционного образования при реализации образовательных профессиональных программ переобучения и повышения квалификации является эффективное сочетание дистанционных и контактных форм обучения.
При профессиональной подготовке теоретические знания, не подкрепленные умениями и навыками и не давшие основ опыта творческой деятельности, недопустимы, бесполезны, а подчас и вредны.
Поэтому дистанционные формы образования должны быть дополнены прямыми контактами с высококвалифицированными педагогами, а также со специалистами - практиками, имеющими опыт практической деятельности в данной образовательной и профессиональной области. Такие наставники - "тьюторы", помогают обучающемуся систематизировать и осваивать теорию и практику, осуществляют консультационную деятельность и контролируют качество усвоения изучаемого материала.
В системе дистанционного образования людей предпенсионного возраста необходимо развивать следующие контактные формы обучения:
- традиционные – это обзорные лекции, практические занятия, профессиональная практика на предприятиях и фирмах и др.;
- современные активные методы и формы обучения - деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии, конференции, тьюторские занятия и др.;
- телекоммуникационные формы на основе применения локальных и глобальных информационных сетей – INTERNET, видео и др.
Одной из успешных, на мой взгляд, формой дистанционного обучения предпенсионеров является организация электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций, с налаживанием прямого диалога с любым участником образовательного процесса.
Основными факторами, влияющими на успешность результатов обучения, лиц предпенсионного возраста являются:
- личностные характеристики обучающихся;
- наличие познавательной мотивации:
- установление положительного эмоционального контакта с преподавателем;
- наличие различных вариантов постоянного контроля знаний;
- наличие начальных знаний, в изучаемой области.
Контроль, или проверка полученных знаний, является обязательным компонентом процесса обучения. Он должен проводиться на всех стадиях процесса обучения. Но надо помнить, что человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, особенно нуждается в одобрении и поощрении, поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.
При дистанционном обучении лиц предпенсионного возраста необходимо использовать ещё одно требование к контролю знаний – его оперативность, то есть быстрая проверка и оценка выполненного самостоятельного задания, с комментарием к выставленной оценке.
Параллельно при организации дистанционного обучения преподавателю необходимо проводить с обучающимися дополнительную работу по трудоемким домашним заданиям, таким как разработка карт трудового процесса или технологических карт на проведение той или иной трудовой операции.
В конце обучения предпенсионеру необходимо пройти аттестацию для получения документа о квалификации или двух документов сразу.
Это может быть диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.
Преподавателю, при организации образовательного процесса с возрастной аудиторией, необходимо постоянно проводить мониторинг интересов обучающихся, их ценностей и других факторов, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.
Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает главным образом выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.
Литература
1. Высоцкая И. В., Митина А. М. Модели и технологии обучения людей пожилого возраста: анализ отечественных и зарубежных подходов // Известия ВолгГТУ. 2021. №8. URL. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modeli-i-tehnologii-obucheniya-lyudey-pozhilogo-vozrasta-analiz-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-podhodov.
2. Ермолаев И.С. Обучение лиц старшего возраста и пенсионеров - новые горизонты взаимопонимания и сотрудничества 2021. URL. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F280987030/all_age.pdf.
3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 2020. – 196 с.
4. Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2021.
6. Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. – М.: Союз, 2021. – 192 с.
Специально для того, чтобы помочь людям старшего поколения отвечать последним требованиям работодателей и использовать свои сильные стороны в будущей профессиональной деятельности, в нашем колледже разработаны программы переобучения и повышения квалификации, которые дают их участникам возможность освоить новые профессии и, как следствие, полноценно работать.
В среднем, получение дополнительного образования по программам переподготовки людей предпенсионного возраста длится 3 месяца.
Основная задача обучения, по разработанным программам, – адаптировать людей предпенсионного возраста к быстро меняющемуся рынку труда, повысить их квалификацию и конкурентоспособность, продлить трудовую занятость, освоить новые востребованные профессии и найти работу по душе с достойной оплатой.
Получить дополнительное профессиональное образование дистанционно – это более гибкий способ освоения профессии.
Целью дистанционного обучения предпенсионеров является предоставление непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных или дополнительных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.
Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности, поэтому адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.
Технически решить проблему дистанционного обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).
Для успешной организации учебного процесса необходимо подготовить учебно-методическую базу, доступную и педагогу, и обучаемому.
Она должна содержать: дидактические материалы по изучаемым дисциплинам; задания для самостоятельной работы и перечень обязательных для выполнения домашних заданий; задания по самопроверке и самотестированию; описание всех практических занятий; файл теоретических материалов; темы рефератов, список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения.
Одним из важнейших условий дистанционного образования при реализации образовательных профессиональных программ переобучения и повышения квалификации является эффективное сочетание дистанционных и контактных форм обучения.
При профессиональной подготовке теоретические знания, не подкрепленные умениями и навыками и не давшие основ опыта творческой деятельности, недопустимы, бесполезны, а подчас и вредны.
Поэтому дистанционные формы образования должны быть дополнены прямыми контактами с высококвалифицированными педагогами, а также со специалистами - практиками, имеющими опыт практической деятельности в данной образовательной и профессиональной области. Такие наставники - "тьюторы", помогают обучающемуся систематизировать и осваивать теорию и практику, осуществляют консультационную деятельность и контролируют качество усвоения изучаемого материала.
В системе дистанционного образования людей предпенсионного возраста необходимо развивать следующие контактные формы обучения:
- традиционные – это обзорные лекции, практические занятия, профессиональная практика на предприятиях и фирмах и др.;
- современные активные методы и формы обучения - деловые и ролевые игры, круглые столы, дискуссии, конференции, тьюторские занятия и др.;
- телекоммуникационные формы на основе применения локальных и глобальных информационных сетей – INTERNET, видео и др.
Одной из успешных, на мой взгляд, формой дистанционного обучения предпенсионеров является организация электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций, с налаживанием прямого диалога с любым участником образовательного процесса.
Основными факторами, влияющими на успешность результатов обучения, лиц предпенсионного возраста являются:
- личностные характеристики обучающихся;
- наличие познавательной мотивации:
- установление положительного эмоционального контакта с преподавателем;
- наличие различных вариантов постоянного контроля знаний;
- наличие начальных знаний, в изучаемой области.
Контроль, или проверка полученных знаний, является обязательным компонентом процесса обучения. Он должен проводиться на всех стадиях процесса обучения. Но надо помнить, что человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, особенно нуждается в одобрении и поощрении, поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.
При дистанционном обучении лиц предпенсионного возраста необходимо использовать ещё одно требование к контролю знаний – его оперативность, то есть быстрая проверка и оценка выполненного самостоятельного задания, с комментарием к выставленной оценке.
Параллельно при организации дистанционного обучения преподавателю необходимо проводить с обучающимися дополнительную работу по трудоемким домашним заданиям, таким как разработка карт трудового процесса или технологических карт на проведение той или иной трудовой операции.
В конце обучения предпенсионеру необходимо пройти аттестацию для получения документа о квалификации или двух документов сразу.
Это может быть диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.
Преподавателю, при организации образовательного процесса с возрастной аудиторией, необходимо постоянно проводить мониторинг интересов обучающихся, их ценностей и других факторов, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.
Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает главным образом выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.
Литература
1. Высоцкая И. В., Митина А. М. Модели и технологии обучения людей пожилого возраста: анализ отечественных и зарубежных подходов // Известия ВолгГТУ. 2021. №8. URL. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modeli-i-tehnologii-obucheniya-lyudey-pozhilogo-vozrasta-analiz-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-podhodov.
2. Ермолаев И.С. Обучение лиц старшего возраста и пенсионеров - новые горизонты взаимопонимания и сотрудничества 2021. URL. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F280987030/all_age.pdf.
3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 2020. – 196 с.
4. Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2021.
6. Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. – М.: Союз, 2021. – 192 с.
Другие статьи
- Марафон школьных СМИ
- Размышления о педагогической деятельности...
- Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ
- «Торгинские казаки- защитники Отечества»
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Зачем ИКТ технологии современному учителю?
- Системно-деятельностный подход как основа обучения литературному чтению
- Основные методы профилактики при нарушении слуха у детей
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- Некоторые приемы развития памяти
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.