Статья "Гиперактивные школьники младшего и среднего звена"
Нина Васильевна Ефимова
06.01.2016
1396
2
В помощь учителю
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Источник:
За основу взят материал сайта
http://psychology.web-3.ru/razdpsy/razvitiepsy/?act=full&id_article=10018
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Гиперактивные школьники младшего и среднего звена
Сейчас достаточно часто можно слышать жалобы взрослых на непослушание, повышенную активность, невнимательность ребёнка в школе и дома. У ребёнка в начальной да и средней школы диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) не редкость. И при установлении такого диагноза родителям обычно рекомендуется тщательное обследование и лечение ребёнка. За рубежом многие страны не считают это «болезнью» или каким-либо нарушением в работе нервной системы, которое необходимо лечить, исправлять или снимать с помощью медикаментов. Да, с этими ребятами трудно, но им и самим бывает сложно адаптироваться, когда вокруг больше враждебности, неприятия и непонимания, нежели терпения, внимания и мудрого поведения.
Как же общаться с ребёнком, у которого СДВГ? Ему нужно уделять намного больше внимания, чем обыкновенному ребенку, чтобы он мог почувствовать вашу поддержку. Такие дети весьма болезненно реагируют на любую критику. Меньше запретов и указаний, что он не должен делать, больше – позитивных формулировок и поддержки. Но не нужно делать всё за ребёнка, важно делать с ним вместе, постепенно отдавая ему большую самостоятельность. Важно хвалить ребёнка за конкретные достижения, поступки, дела: «Ты так чисто вымыл пол, что в комнате даже дышится легче».
У меня в классе есть Стас. Он ученик 8 класса. На уроках не сидит на месте, пререкается, может даже оскорбить учителя, конфликтует со сверстниками. В делах класса он не участвует. Все его выходки рассчитаны на самоутверждение. Но после уроков мы часто разговариваем с ним, и он открывается мне с другой стороны. Мы моем вместе полы, а ведь для него это занятие, которым он никогда не занимался. Стас любит заниматься танцами, именно он инициатор создания группы ребят, увлекающихся брейк-дансом. Часто мы с ним разговариваем «по душам». И он становится совсем другим. Спокойным, рассудительным. Дома ему очень мало уделяют внимания, он предоставлен сам себе. Чтобы он не сорил дома, летом он проводит на улице большую часть времени. А ведь львиная доля занятия с такими детьми принадлежит родителям.
Именно родители должны учить ребенка успокаиваться, регулировать своё состояние, справляться с эмоциями. Способы для этого могут быть самые разные: как специальные упражнения, так и спокойные игры, приятная музыка, принятие ванны. Необходимо создать правила, режим дня. Этих правил не должно быть много, но они должны быть важными и ежедневно повторяющимися в одно и то же время.
Гиперактивный ребёнок часто не знает ни своих, ни чужих границ, отчего страдают и окружающие, и он сам. Соблюдение правил, распорядка дня даст ему опыт соприкосновения с границами, потренирует, как с ними обращаться. Нужно быть с таким ребенком как можно больше вместе, но как это сделать, если мама ездит на работу каждый день за 25 километров, а вечером ей снова некогда заняться детьми (их у нее двое). Остается только выходной день. И снова дела, дела. Но надо найти эти минутки, чтобы побыть вместе. Главное, чтобы эти правила были приемлемы, просты и ясны для ребёнка.
Общайтесь с ребёнком! Ему бывает необходимо просто выговорится, и зачастую после возбуждённого монолога ребёнка, который внимательно выслушает родитель, не перебивая своими комментариями, он успокаивается и его гиперактивность «заземляется». Конечно, умение слушать сродни тонкому искусству. Но в любом случае всегда можно задать открытый вопрос, требующий развёрнутого, а не односложного ответа, выслушать до конца, не перебивая и не внося свои комментарии, вовремя его монолога, не отвечать за ребёнка, а дать время подумать и ответить ему самому.
Обязательно необходимо реагировать на плохое поведение. Ребёнку необходимо знать, что вас сердит в его поведении. Но реакция должна быть выдержанной, важно объяснить, за что конкретно наказан ребёнок. Стоит ли напоминать, что наказание должно быть справедливым и адекватным проступку?! Не стоит спорить с ребёнком или менять свои решения, и лучше обойтись без угроз.
Если вы приступаете к выполнению домашних заданий или каких-либо занятий, стоит помнить, что гиперактивному ребёнку необходимы особые условия, поскольку любые отвлекающие факторы сводят на нет всю его готовность к занятиям, снижают сосредоточенность: - убедитесь, что ребёнок понимает задачу и что требуется от него для её выполнения, - возможно, некоторые задания нужно будет разбить на несколько частей, чтобы выполнить их, - делайте регулярные перерывы, поскольку работоспособность гиперактивного ребёнка может быть весьма непродолжительна. Дайте ребёнку возможность отдохнуть, «выпустить пар». Отдыхайте и сами по мере возможности. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ребёнком, попросите на время кого-нибудь посидеть, позаниматься с ним.
Одно из главных условий – это взаимодействие учителя и родителя. Только в тандеме может все получиться. Если же нет такого взаимодействия, то вся работа и учителя, и родителя пойдет насмарку. Всегда надо стремиться помочь ребенку. И это одна из заповедей учителя. Ведь назначение учителя состоит не только в том, чтобы научить чему – либо, дать определенные знания ученику, но воспитать в нем настоящего человека.
Как же общаться с ребёнком, у которого СДВГ? Ему нужно уделять намного больше внимания, чем обыкновенному ребенку, чтобы он мог почувствовать вашу поддержку. Такие дети весьма болезненно реагируют на любую критику. Меньше запретов и указаний, что он не должен делать, больше – позитивных формулировок и поддержки. Но не нужно делать всё за ребёнка, важно делать с ним вместе, постепенно отдавая ему большую самостоятельность. Важно хвалить ребёнка за конкретные достижения, поступки, дела: «Ты так чисто вымыл пол, что в комнате даже дышится легче».
У меня в классе есть Стас. Он ученик 8 класса. На уроках не сидит на месте, пререкается, может даже оскорбить учителя, конфликтует со сверстниками. В делах класса он не участвует. Все его выходки рассчитаны на самоутверждение. Но после уроков мы часто разговариваем с ним, и он открывается мне с другой стороны. Мы моем вместе полы, а ведь для него это занятие, которым он никогда не занимался. Стас любит заниматься танцами, именно он инициатор создания группы ребят, увлекающихся брейк-дансом. Часто мы с ним разговариваем «по душам». И он становится совсем другим. Спокойным, рассудительным. Дома ему очень мало уделяют внимания, он предоставлен сам себе. Чтобы он не сорил дома, летом он проводит на улице большую часть времени. А ведь львиная доля занятия с такими детьми принадлежит родителям.
Именно родители должны учить ребенка успокаиваться, регулировать своё состояние, справляться с эмоциями. Способы для этого могут быть самые разные: как специальные упражнения, так и спокойные игры, приятная музыка, принятие ванны. Необходимо создать правила, режим дня. Этих правил не должно быть много, но они должны быть важными и ежедневно повторяющимися в одно и то же время.
Гиперактивный ребёнок часто не знает ни своих, ни чужих границ, отчего страдают и окружающие, и он сам. Соблюдение правил, распорядка дня даст ему опыт соприкосновения с границами, потренирует, как с ними обращаться. Нужно быть с таким ребенком как можно больше вместе, но как это сделать, если мама ездит на работу каждый день за 25 километров, а вечером ей снова некогда заняться детьми (их у нее двое). Остается только выходной день. И снова дела, дела. Но надо найти эти минутки, чтобы побыть вместе. Главное, чтобы эти правила были приемлемы, просты и ясны для ребёнка.
Общайтесь с ребёнком! Ему бывает необходимо просто выговорится, и зачастую после возбуждённого монолога ребёнка, который внимательно выслушает родитель, не перебивая своими комментариями, он успокаивается и его гиперактивность «заземляется». Конечно, умение слушать сродни тонкому искусству. Но в любом случае всегда можно задать открытый вопрос, требующий развёрнутого, а не односложного ответа, выслушать до конца, не перебивая и не внося свои комментарии, вовремя его монолога, не отвечать за ребёнка, а дать время подумать и ответить ему самому.
Обязательно необходимо реагировать на плохое поведение. Ребёнку необходимо знать, что вас сердит в его поведении. Но реакция должна быть выдержанной, важно объяснить, за что конкретно наказан ребёнок. Стоит ли напоминать, что наказание должно быть справедливым и адекватным проступку?! Не стоит спорить с ребёнком или менять свои решения, и лучше обойтись без угроз.
Если вы приступаете к выполнению домашних заданий или каких-либо занятий, стоит помнить, что гиперактивному ребёнку необходимы особые условия, поскольку любые отвлекающие факторы сводят на нет всю его готовность к занятиям, снижают сосредоточенность: - убедитесь, что ребёнок понимает задачу и что требуется от него для её выполнения, - возможно, некоторые задания нужно будет разбить на несколько частей, чтобы выполнить их, - делайте регулярные перерывы, поскольку работоспособность гиперактивного ребёнка может быть весьма непродолжительна. Дайте ребёнку возможность отдохнуть, «выпустить пар». Отдыхайте и сами по мере возможности. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ребёнком, попросите на время кого-нибудь посидеть, позаниматься с ним.
Одно из главных условий – это взаимодействие учителя и родителя. Только в тандеме может все получиться. Если же нет такого взаимодействия, то вся работа и учителя, и родителя пойдет насмарку. Всегда надо стремиться помочь ребенку. И это одна из заповедей учителя. Ведь назначение учителя состоит не только в том, чтобы научить чему – либо, дать определенные знания ученику, но воспитать в нем настоящего человека.
Источник:
За основу взят материал сайта
http://psychology.web-3.ru/razdpsy/razvitiepsy/?act=full&id_article=10018
Другие статьи
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Признание рождается только тогда, когда привносится ценность
- "Роль коллективно - творческих дел в формировании личности"
- Уроки здоровья в начальной школе
- "Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида"
- Технология использования тренажёров на дистанционных уроках русского языка
- Методическое сопровождение педагогических работников при введении ФГОС
- Авторская и традиционная школа в России: что выбираем?
- Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня в коррекционной (специальной) школе
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень актуальная статья, на сегодняшний день это наболевшая тема каждого педагога. Спасибо за содержательную статью и важные рекомендации
Наталья Чубаева, дата: 06.01.2016 в 12:42
#2 Спасибо за рекомендации! В каждом классе встречается такой ребенок, зачастую такие дети очень любознательные. К таким детям нужно найти "ключик" и все получится.
Эльвие Алимова, дата: 06.01.2016 в 14:16
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.