Статья "Формирование интереса и потребности к здоровому образу жизни старших дошкольников посредством валеологии"
Елена Малахова
11.10.2023
737
2
Дошкольное образование
Автор: Малахова Елена Владимировна,
воспитатель,высшей квалификационной категории,
МАДОУ детский сад №30, город
Нефтекамск, Республика Башкортостан.
воспитатель,высшей квалификационной категории,
МАДОУ детский сад №30, город
Нефтекамск, Республика Башкортостан.
Формирование интереса и потребности к здоровому образу жизни старших дошкольников посредством валеологии
Аннотация. В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающей технологии в рамках разработанного пособия по валеологии «Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста».
Abstract.The article reveals the features of the use of health-saving technology within the framework of the developed manual on valeology
«Workbook for preschool children».
Ключевые слова: Валеология, рабочая тетрадь, дошкольный возраст.
Keywords: Valeology, workbook, preschool age.
В век высоких технологий, исследований и разработок, мы все чаще забываем, что здоровье для человека самое главное. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России [3].
Современный интерес к индивидуальному здоровью человека как никогда актуален. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7- 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни [4].В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания т.к. уровень заболеваемости детей из года в год, чаще растет, чем снижается.
Проблема сохранения здоровья и формирования осознанного отношения к своему здоровью существует и в нашем дошкольном учреждении. Педагоги детского сада тесно сотрудничают с семьями воспитанников, используя различные формы работы. Как бы много воспитатели и родители ни делали для сохранения и укрепления здоровья детей, результат будет недостаточным, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Именно в дошкольном учреждении вокруг детей необходимо создать такую обучающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера [3].
Мы понимаем понятие «валеология» как наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья [3].
Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека. Валеологическое образование становится частью педагогического процесса. Знание основ валеологической культуры важно для педагогов, родителей и детей.
Анализ знаний детей о здоровье, работы педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, показал, что подбираемый материал из методической литературы и интернет ресурсов для занятий очень разрозненный, недостаточно
Abstract.The article reveals the features of the use of health-saving technology within the framework of the developed manual on valeology
«Workbook for preschool children».
Ключевые слова: Валеология, рабочая тетрадь, дошкольный возраст.
Keywords: Valeology, workbook, preschool age.
В век высоких технологий, исследований и разработок, мы все чаще забываем, что здоровье для человека самое главное. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России [3].
Современный интерес к индивидуальному здоровью человека как никогда актуален. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7- 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни [4].В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания т.к. уровень заболеваемости детей из года в год, чаще растет, чем снижается.
Проблема сохранения здоровья и формирования осознанного отношения к своему здоровью существует и в нашем дошкольном учреждении. Педагоги детского сада тесно сотрудничают с семьями воспитанников, используя различные формы работы. Как бы много воспитатели и родители ни делали для сохранения и укрепления здоровья детей, результат будет недостаточным, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Именно в дошкольном учреждении вокруг детей необходимо создать такую обучающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера [3].
Мы понимаем понятие «валеология» как наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья [3].
Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека. Валеологическое образование становится частью педагогического процесса. Знание основ валеологической культуры важно для педагогов, родителей и детей.
Анализ знаний детей о здоровье, работы педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, показал, что подбираемый материал из методической литературы и интернет ресурсов для занятий очень разрозненный, недостаточно
конкретный, бессистемный, и требует более детального подхода. Нет готовых интересных заданий для индивидуальной работы с детьми, направленных именно на проявление заинтересованности и развития инициативы у детей. На основе изучения работы педагогов с детьми и семьей, нами была разработана рабочая тетрадь по валеологиии для детей дошкольного возраста «Здоровым-быть здорово!»
Познавательный материал в пособии разработан для индивидуальной работы с детьми как на занятиях в детском саду так и дома.
При составлении рабочей тетради, были выбраны следующие познавательные темы: строение тела человека, органы чувств, системы человеческого организма, питание человека, культурно-гигиенические навыки и спорт. Каждая тема представлена разнообразными формами и средствами работы с дошкольниками: анатомические знания, задания, дидактические игры и упражнения, элементарные опыты, наблюдения, продуктивные виды деятельности, использование художественной литературы. При этом большая роль уделялась подбору иллюстративного, наглядного материала, который соответствует возрасту детей.
Задания подбирались по принципам индивидуализации, систематичности и последовательности, целостности педагогического процесса и по принципу от простого к сложному. Если в старшей группе дети закрепляют свои знания о внешнем строении человека, о работе органов чувств (нос, рот, глаза, уши, кожа), то в подготовительной группе они знакомятся с внутренними органами человека, со строением скелета и мышц, со строением кожи, органом слуха, зрения, мозга, сердцем, кровеносной, дыхательной и пищеварительной системами.
Цель составленных заданий состоит в развития интересов и инициативы детей, закрепления полученных знаний, развитие внимания и самостоятельности при выполнении заданий.
При составлении заданий использовались все области развития детей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Поэтому составленные задания разнообразны и насыщены по содержанию. Каждая часть пособия дополняет другую. Так, работая в тетради подготовительной группы, невозможно не использовать пройденный материал старшей группы, т.к. задания в пособии первой части закрепляют и проверяют полученные знания.
Содержание заданий самое разнообразное: составь рассказ, найди сходства и отличия, рассмотри и обведи, соедини линиями, ответь на вопросы, рассмотри и расскажи, реши логическую задачу, отгадай загадки, запомни пословицы, послушай стихотворение, нарисуй картинку, проведи опыт, объясни крылатые выражения, назови правильно, найди полезное и вредное. Также приводятся правила (н-р, правила здоровых легких) и рассказывается о профилактики заболеваний. В конце тетради дается тема
«Азбука здоровья», на закрепление и обобщение знаний по здоровому образу жизни.
Познавательный материал в пособии разработан для индивидуальной работы с детьми как на занятиях в детском саду так и дома.
При составлении рабочей тетради, были выбраны следующие познавательные темы: строение тела человека, органы чувств, системы человеческого организма, питание человека, культурно-гигиенические навыки и спорт. Каждая тема представлена разнообразными формами и средствами работы с дошкольниками: анатомические знания, задания, дидактические игры и упражнения, элементарные опыты, наблюдения, продуктивные виды деятельности, использование художественной литературы. При этом большая роль уделялась подбору иллюстративного, наглядного материала, который соответствует возрасту детей.
Задания подбирались по принципам индивидуализации, систематичности и последовательности, целостности педагогического процесса и по принципу от простого к сложному. Если в старшей группе дети закрепляют свои знания о внешнем строении человека, о работе органов чувств (нос, рот, глаза, уши, кожа), то в подготовительной группе они знакомятся с внутренними органами человека, со строением скелета и мышц, со строением кожи, органом слуха, зрения, мозга, сердцем, кровеносной, дыхательной и пищеварительной системами.
Цель составленных заданий состоит в развития интересов и инициативы детей, закрепления полученных знаний, развитие внимания и самостоятельности при выполнении заданий.
При составлении заданий использовались все области развития детей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Поэтому составленные задания разнообразны и насыщены по содержанию. Каждая часть пособия дополняет другую. Так, работая в тетради подготовительной группы, невозможно не использовать пройденный материал старшей группы, т.к. задания в пособии первой части закрепляют и проверяют полученные знания.
Содержание заданий самое разнообразное: составь рассказ, найди сходства и отличия, рассмотри и обведи, соедини линиями, ответь на вопросы, рассмотри и расскажи, реши логическую задачу, отгадай загадки, запомни пословицы, послушай стихотворение, нарисуй картинку, проведи опыт, объясни крылатые выражения, назови правильно, найди полезное и вредное. Также приводятся правила (н-р, правила здоровых легких) и рассказывается о профилактики заболеваний. В конце тетради дается тема
«Азбука здоровья», на закрепление и обобщение знаний по здоровому образу жизни.
Данное пособие вошло в вариативную часть основной программы дошкольного учреждения. Имеет успех у педагогов и родителей.
Разработанная, рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста, позволила привить валеологическую культуру детям, закрепить знания и стимулировать интерес к дальнейшему познанию. Работая в тетрадях, дети учатся в веселой, игровой форме нормам и правилам здорового образа жизни, получили информацию о строении своего тела, о работе внутренних органов, научились наблюдать за своим телом. Выполнение заданий в пособии, самостоятельно, помогает развитию памяти, наглядно-образного и логического мышления, развитию речи и нравственных качеств ребенка. А также способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Список литературы
- Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. М.:Школьная пресса, 2004.
- Шукшина С.Е. Я и мое тело: Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. М.:Школьная пресса, 2009.С. 96
- Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологииhttps://ped-kopilka.ru/blogs/galina-nikolaevna-kruk/- formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov-posredstvom- valeologi.html
- Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологииhttps://guz-odb.ru/otdeleniya/oblastnaya-detskaya- konsultativnaya-poliklinika/stati/1267-sovremennye-problemy-zdorovya-i- razvitiya-detej-profilaktika-i-terapiya-sotsialno-znachimykh-zabolevanij
Другие статьи
- Методические принципы современного урока
- Подростки и гаджеты - вред или польза?
- Использование практико-ориентированных технологий при формировании профессиональных компетенций у студентов колледжей, по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
- Воспитатель группы продлённого дня - личность и профессионал в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Проектная деятельность на уроках музыки
- Организация работы творческой группы учителей русского языка и литературы
- Как научить детей испытывать чувство гордости за свою малую родину и ощущать собственную причастность к судьбе своей малой родины
- Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Елена Владимировна, полностью с Вами согласна, что формировать здоровый образ жизни нужно начинать в дошкольном возрасте, но у нас нет по программе такого раздела да и времени. Познакомилась с тетрадью, считаю она заслуживает внимания со стороны коллег, и готова к использованию в работе. Необходимые знания дети получают в игровой форме, которые им привьют желание вести ЗОЖ.
Елена Сигаева, дата: 12.10.2023 в 18:31
#2 Елена Владимировна, спасибо за полезную статью о тетради. Не нашла ее в сети. Очень важно иметь при разговоре о здоровье наглядность, разработку в системе подачи нового материала. Спасибо.
Ирина Алексеева, дата: 11.02.2024 в 15:26
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.