С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Воспитательный потенциал учебного занятия"
Зрожевская Кристина Викторовна.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"СОШ имени Декабристов"
г.Ялуторовск, Тюменская область.

Воспитательный потенциал  учебного занятия

Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой частью. В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
Советский и российский педагог В.А. Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".                     
Современный мир, в котором живет современный человек, радикально изменяется. Нынешнее развитое информационное общество требует информационно подкованных, высоконравственных, ответственных за свою Родину людей. Общество воспитывает обучающихся в рамках новой информационной среды.
Родившись как форма организации обучения около четырехсот лет назад, урок не мог за это время не измениться и не приобрести черты  современной культуры. Из урока, характеризующегося определенным содержанием учебного материала, традициями и правилами, жесткой регламентацией и дисциплиной, неукоснительным подчинением учеников учителю, он трансформировался в урок, устремленный гуманизировать действительность, предоставить растущему человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной жизни непреходящие ценности.
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.
Что же такое воспитание сегодня? Это целенаправленное управление процессом личностного развития ребёнка при создании благоприятных условий. Оно является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. 
В понятийном поле рассматриваемой нами проблемы одним из ведущих понятий выступает понятие «потенциал», которое является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний. 
Все чаще сегодня мы слышим вместо слова «урок» - «учебное занятие». Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Урок должен помогать ребенку осознать себя, окружающую действительность и свою ответственность за нее, обрести жизненные силы и в итоге - стать активным субъектом жизни и творчества.
Воспитательный потенциал урока – это специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребенком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания.
Проблема воспитательного потенциала учебного занятия затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, которые позволяют ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. И отсюда вытекает роль учебного занятия как элемента воспитательной системы.
Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее таким новообразованиям в структуре личности, как:
·  знания о мире;
·  умение взаимодействовать с миром;
· ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
Остановимся на главных воспитательных аспектах современного урока и рассмотрим, что еще воспитывает учащегося на уроке:
Информативный аспект. Воспитательное значение имеет специфическое содержание каждого урока, информация на уроке: представления человека о мире через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Наличие в уроке информации о фактах, явлениях, событиях, ситуаций из жизни не только насыщают урок тематическим материалом, но и через образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма воспитывают учащихся. 
Трудовой аспект. Все, что дети делают на каждом уроке - их труд. Усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитание, являются нелегким трудом.
Педагог должен так направить деятельность, чтобы формировать убеждение у ребенка, что учебный труд является основой жизни, только труд обеспечивает физическое и нравственное существование человека.
Организационный аспект. Этот аспект в самом широком смысле воплощает в себе способы, формы и средства управления учебно-воспитательным процессом. Сюда относятся постоянно действующие правила для учащихся, расписание звонков на урок и перемену, расписание дежурств, режим дня, правила безопасности, правила поведения на уроке и тому подобное, а также эпизодически применяемые распоряжения, приказы и наставления о поведении, порядке выполнения классных и домашних заданий и т.д. Очень важно, чтобы все эти правила действовали системно, непрерывно и были одинаково важны для учащихся и учителя. 
Социальный аспект. Под этим понимаем систему межличностных отношений, которые реализуются на уроке. Социальная среда всегда является источником воспитания. Психическое состояние учителя, его собранность, самодисциплина или, наоборот, неуравновешенность или раздраженность, его характер, требовательность, отношение к другим людям, точность, аккуратность, искренность – все это становится объектом внимания и оценки, предметом подражания или отрицания у учащихся. Взаимодействуя с одноклассниками и учителем, наблюдая за отношениями и общением между педагогом и детьми, между одноклассниками, учащийся постепенно развивает или не развивает в себе готовность к пониманию других, готовность к поддержке и помощи. 
Контрольный аспект. Контроль является важным компонентом обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред. Это случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает степени приложенных усилий. 
Противоречие между «меня оценивают» и «я оцениваю», «чужая точка зрения» и «моя точка зрения» является тем полем постоянной борьбы, на котором развивается способность человека к контролю и самоконтролю. Объективность суждений о себе и других, сформированная на стыках своей и чужой точки зрения составляют основу справедливости.
Материальный аспект. Учащийся в школе постоянно пользуется средствами обучения – учебниками, пособиями, школьным оборудованием, принадлежностями. Любой материальный предмет является также носителем определенных эстетических качеств: чистая или грязная доска, неряшливо оформленная к уроку таблица… Все это несет воспитательное воздействие на ребенка. 
Психологический аспект. Эмоциональный настрой урока обеспечивает психологические условия учебной работы: речь идет о возбуждении чувств, вызванное словом или сторонними факторами (аудиозапись, выставка книг, презентация и т.д.), подъем духа от хорошо организованной учебной работы, ощущение успеха в овладении предмета.
Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности учителя: он приносит в класс свое настроение. Ему должны быть присущи оптимизм труда, то есть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех, демократизм отношений, любовь к детям.  Тому пример замечательные строки Э. Асадова: «Будь добрым, не злись, обладай терпением! Запомни: от добрых улыбок твоих зависит не только твое настроение, но тысячу раз настроенье других…»
Методический аспект так же обладает воспитательным потенциалом, определяется общепедагогической и методической ориентацией учителя, наличием или отсутствием авторитарного подхода к выбору форм деятельности. Главное - необходимо использовать такие формы деятельности, чтобы учащийся чувствовал себя нужным, важным соучастником деятельности, для чего применять на уроке различные формы самостоятельной работы, работы в группах и т. д., творческие задания, дискуссии, исследовательскую, проектную, творческую формы работы. Учитель должен помнить, что на уроке от выбора форм деятельности, методов обучения зависит, будет чувствовать себя учащийся хозяином деятельности, или вечным «объектом, униженным и неполноценным».
Начало урока для учащихся – момент резкого перехода от общения со сверстниками во время перемены к совсем другой деятельности – упорядоченной, деловой, интеллектуальной. Педагог, как правило, обозначает эту границу. Учитель может начать урок с притчи, высказываний известных людей, что позволяет с самого начала урока удивить, заинтересовать детей, мотивировать на предстоящую работу. Представление плана предстоящего урока способствует сознательному движению учащихся в образовательном пространстве. Видя план урока, учащиеся свободно ориентируются в предстоящей работе, планируют свою деятельность. Вербализация цели урока (ее проговаривание) позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, ведет к формированию субъективной позиции в учебной деятельности. 
Деятельность учащихся является коренным компонентом учебного занятия. Чтобы обеспечить воспитательное влияние, педагогу нужно следить, чтобы содержание учебного материала предлагалось с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям». Каждый урок должен содержать что-то, что вызывать удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, глубокое исследование, нестандартный подход к уже известному…
Стоит назвать факторы, побуждающие учащихся к активности: 
 Интерес является главным мотивом активизации деятельности учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения.
Творческий характер деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Творческий характер деятельности позволяет пробудить у учащихся интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Например, на уроке элективного курса «Наглядная геометрия» учащиеся 5 класса сами вымеряли, вырезали и склеивали геометрические фигуры и заполняли ими заранее сделанную коробочку (параллелепипед).

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Состязательность в вышеупомянутом виде урока включала в себя наполняемость и количество фигур.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Примером является проведенный урок математики «Три богатыря» на открытом воздухе с учащимися 5 класса. Урок включал в себя умственную и физическую нагрузку. Ребята отгадывали загадки, считали в парке деревья и делили их на определенное число.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения. Для избежания эмоционального выгорания к учебе, в мерах воспитательной работы с учащимися проходят эксккурсии, походы в кино, посещение концертов.
Педагогу необходимо оптимально выбирать средства, методы и приемы не только обучения, но и воспитания, и развития на уроке. Следовательно, чтобы каждый урок не только обучал, развивал, но и воспитывал, необходимо:
устанавливать доверительные отношения между учителем и его учащимися.
побуждать учащихся к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения.
привлекать внимание учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.
использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета .
применять на уроке интерактивные формы работы учащихся.
включать в урок игровые процедуры.
организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, что даст учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
Реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.
Шаталов Виктор Федорович (советский педагог-новатор) утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Список литературы:
Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005.
Уклад школы будущего. Ред.-составитель Н.Б. Крылова. Москва, НИИ школьных технологий, 2007.
Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. — М., 2000
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ