Современная свадьба крымских татар
Просмотров: 3879, дата: 29.04.2015, автор: Эльвие АлимоваСОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА КРЫМСКИХ ТАТАР
I этап. Выбор девушки
Молодые люди, познакомившись друг с другом, по согласию родителей встречаются открыто и периодически посещают семьи друг друга.
В свою очередь, в этот период родители обеих сторон выясняют свое отношение к будущему жениху или невесте и их семьям.
После одобрения родителями выбора юноши или девушки, юноша, по согласию своих родителей, делает предложение девушке и спрашивает, дает ли она свое согласие (созташлама). Девушка сообщает о предложении юноши матери, которая информирует ее отца. Получив согласие родителей, девушка сообщает о своем согласии. Юноша получает ответ на свое намерение (сезалма).
Положительный ответ девушки юноша сообщает родителям и просит, чтобы они начали сватовство.
II этап. Сватовство («созкесим» — сговор)
Родители сообщают близким родственникам. Из числа близких родственников (старшие братья, сестры, жена старшего сына и т.д.) формируют сватов (къудалар).
Старшим сватом назначают уважаемого и знающего свадебные обряды. О том, что придут сватать, заранее сообщают родителям девушки. Сваты приходят с подарками от жениха. Приносят невесте отрез на платье (костюм), золотое кольцо с камнем или сережки, парфюмерию и др. Подарки предназначаются только девушке. Кроме того, для родителей печеное, сладости, кофе, чай, сахар.
Этими сладостями угощают гостей, приходящих с поздравлениями.
Сваты входят в дом избранной. После обмена любезностями и новостями сообщают о цели прибытия и говорят: «Мы пришли к вам по божьему велению сватать дочь вашу за сына такого-то и надеемся, что если судьба благоприятствует, то все совершится благополучно. Отец девушки опрашивает жену, дочь об их согласии. Они отвечают: как вы, так и мы. Получив согласие дочки и жены, отец отвечает: «Соз бир, Алла бир» («Слово едино, Бог свидетель»).
После этого сваты вручают подарки. Ответно со стороны девушки также вручаются подарки жениху: одна-две рубашки, носки, носовые платки и т.д., а родителям жениха передаются печеное, сладости, кофе, чай, сахар.
Над подарками читается молитва, благословение Аллаха — счастья молодым. Затем начинается неторопливый разговор: устанавливается дата свадьбы, оговаривается, кого из членов семьи одаривать подарками. В большинстве случаев подарки дарят: невесте (жениху), родителям невесты (жениха), братьям, сестрам.
Второй этап завершается помолвкой, где происходит обмен основными подарками для жениха и невесты и их родственников. За две недели до свадьбы, в четверг или пятницу, назначают день помолвки (агъыр нишан). В дом жениха и невесты приглашают родственников, соседей из старшего поколения. Сваты, несколько человек со стороны жениха приходят в дом невесты, где их уже ожидают, и приносят подарки невесте: свадебное платье, несколько отрезов на платье, обручальное кольцо, золотую цепочку, нижнее белье, свадебное белье, туфли, домашние тапочки, пальто и другие личные вещи. Матери девушки — отрез на платье, отцу — рубашку, полотенце, и подарки другим оговоренным родственникам. Все это заворачивается в большой платок голубого цвета.
Много сладостей, печеного, кофе, сахара и т.д.
Подарки родственникам заворачивают отдельно. Собравшиеся читают молитву за счастье молодых и поминают умерших. В знак помолвки представитель жениха набрасывает на голову невесты белый шелковый платок. Их угощают обедом. Эти же сваты после всех церемоний уносят подготовленные со стороны невесты подарки жениху и его родственникам. Жениху: свадебный костюм, рубашку (белого цвета), галстук, туфли, обручальное кольцо. Все заворачивают в платок розового или красного цвета. Кроме того, несколько рубашек, пуловер, носки, платок, нижнее белье и другие личные вещи. Родителям жениха: матери — отрез на платье, косынку, отцу — рубашку, носки, полотенце, а также другим оговоренным родственникам.
В узел кладут записку, что прочитана молитва усопшим родственникам жениха. Также сладости, конфеты, печеное, сахар, кофе, чай и т.д.
IVэтап. «Никях» — религиозное оформление брака
Официальное оформление брака может быть до или после религиозного никях.
За день или накануне свадьбы в дом к невесте приходит жених с одним свидетелем и муллой. Со стороны невесты определяются два свидетеля, от жениха — один полномочный — ильче. Их заводят в отдельную комнату. Они становятся на колени, лицом друг к другу — жених спиной на запад, а невеста — на восток. Мулла лицом к Мекке соединяет большие пальцы рук жениха и невесты и трижды спрашивает у девушки, добровольно, с согласия вступает ли она в брак с данным человеком. Она только на третий раз отвечает, что согласна. Тогда мулла читает молитву — никях. С этого момента они становятся формально мужем и женой. После никях жених отбывает домой. Если он живет далеко, то остается у знакомых.
Если девушку выдают насильно, она на вопрос муллы может ответить «нет». В таком случае, мулла не имеет права читать никях.
Vэтап. Свадьба (пир) — той
Гостям на свадьбу посылают пригласительные — красочно оформленные открытки.
Свадьба на стороне невесты
Как правило, она приурочивается к пятнице (до революции — к среде) вечером. Заранее, до начала свадьбы, назначают: руководителя свадьбы — той агъасы, официантов (чаще мужчин) — из среды родственников.
Вечером же прибывает жених с родственниками и друзьями. Вначале их заводят в отдельную комнату в доме, угощают кофе и сладостями. Они отдыхают до начала свадьбы. Начало свадьбы согласуется с отцом невесты. Музыканты играют песню «Салгъыр бою» («Вдоль Салгира»). При появлении гостей игра этой песни прекращается и звучит специальная мелодия «Хош келъди авасы».
Гостей встречают отец и мать. Гости поздравляют с торжеством и вручают им подарки. Затем их рассаживают по местам. По прибытии большинства гостей руководитель свадьбы приглашает выйти жениха и невесту. Они выходят в сопровождении гостей как со стороны жениха, так и с подругами невесты. Исполняется мелодия «Кельсин, кельсин киев — кельсин келин» — просят выйти жениха и невесту. Впереди жениха и невесты идут, танцуя, близкие невесты. Они садятся за специально сервированный стол. С правой стороны жениха садятся его гости, а с левой — невеста и ее сопровождающие.
Тойагъасы предлагает музыкантам исполнить мелодию «Акъшам шериф Такъсив» («Слушайте все»). Затем играют мелодию «Пешремы», что означает начало торжества. Родственник или руководитель свадьбы, открывая ее, поздравляет родителей, молодых, гостей с созданием новой молодой семьи, желает им счастья, благополучия, много детей.
После выступления исполняется мелодия «Долу». Это приглашение к наполнению бокалов напитками. Через некоторое время начинаются танцы. Первыми приглашают на танец брата и сестру или родственников из молодых. Они исполняют ритуальный танец «Агъырава и хайтарма». Во время исполнения национального танца гость исполняет несколько движений, вручает танцующим деньги, и так поступает каждый, кто хочет участвовать в танце. Собранные таким образом деньги от танцующих после окончания танца вручают музыкантам.
Тойагъасы следит, чтобы танцевали гости также и со стороны жениха.
Периодически между национальными танцами исполняются общие европейские танцы, где участвуют все гости.
Свадьба завершается танцем жениха и невесты, исполняющими «Агъырава и Хайтарма». Гости одаривают их деньгами как описано выше.
Деньги отдают музыкантам.
Молодых под мелодию «Сухбет олсын бу гедже» («Пусть ночь будет благословенной») отправляют в дом прибывшие сопровождающие жениха и невесты. Затем жених отбывает к себе домой со своими гостями. Невеста остается у себя дома. Гости танцуют «хоран». После окончания мелодии расходятся по домам. На второй день невесту готовят к выезду в дом жениха.
После ухода гостей пируют ближайшие родственники, организаторы и ведущие свадьбы.
Свадьба на стороне жениха
На стороне жениха свадьба начинается в субботу (до революции — в четверг). Основным мероприятием к подготовке свадьбы является выезд сватов жениха за невестой. Обычно жених за невестой не выезжает. Заранее обговаривается, кто из родственников жениха и когда поедут за невестой. В зависимости от отдаленности места проживания невесты, сваты выезжают в такое время, чтобы к свадьбе успеть вернуться с невестой и сопровождающими ее лицами в дом жениха.
Приданое невесты привозят за несколько дней до свадьбы, женщины — родственницы невесты относят его в отведенную для этого комнату или дом.
Жених для доставки невесты и ее гостей предоставляет несколько легковых автомашин и музыкантов. Сватов в доме невесты встречают с большим почетом. Столы накрывают различными закусками и горячими блюдами. Через некоторое время сваты спрашивают, готова ли невеста к выезду?
В это время невеста начинает прощаться с отцом, матерью, братьями, сестрами, просит у них прощения и благословения.
Отец одевает девушке пояс-кушак. Мать поручает мальчику доставить к дому жениха коран. Отец и мать благословляют молодую. Юноши и девушки не пропускают сватов со стороны жениха в комнату, где находятся невеста и ее вещи, требуя у них выкупа. Сваты откупаются и выводят невесту с сопровождающими ее лицами к машинам. В момент отъезда позади машины, где находится невеста, привязывают белую нить. Когда машины трогаются, за машинами выплескивают воду.
При подъезде к дому жениха молодые люди перекрывают дорогу, требуя выкупа.
У ворот невесту встречает мать жениха. Вместе с невестой едет мальчик, у которого в руках Коран. Мать жениха должна «выкупить» Коран. Хотя существует выражение «выкуп», на самом же деле Коран бесценен. Это просто поощрение за услугу.
При выходе из машины невесту осыпают монетами, конфетами и зерном. Когда невеста должна войти в комнату, со стороны невесты говорят: «Невеста не может пройти через калитку (дверь)».
Тогда отец жениха должен дать подарок. Затем жених встречает невесту и сопровождает ее в отведенную комнату. Всех угощают кофе, сладостями.
Свадьба — той (пир) начинается поздно вечером. Весь процесс организации проведения и исполнения ритуалов свадьбы аналогичен свадьбе на стороне невесты. Но имеются некоторые отличия.
После танца жениха и невесты «Агъырава и хайтарма» исполняется мелодия «Сухбет олсун бу идже» — «Пусть эта ночь будет благословенной». Дружки уводят жениха и невесту в отведенную им комнату, где их встречают две пожилые женщины. Они соединяют руки молодых и оставляют их одних.
В доме жениха до утра остаются две ближайшие родственницы невесты.
V этап. Вхождение невесты в семью мужа.
Рано утром молодых будят мелодией «Дагьдан энди бир къозу» — «Спустился с гор ягненок». Молодые утром принимают баню. В это время родственницы уносят простыню. Благоприятную новость сообщают обеим матерям. Их одаривают подарками. Собираются родственники жениха. Молодая целует им всем руки, а взамен родственники одаривают подарками или деньгами. Невеста выходит на кухню, готовит кофе, преподносит сидящим родственникам жениха. Этот ритуал означает, что она вошла в семью жениха.
На третий день после этой процедуры сестры или подружки приходят проведать молодую и вручают ей красиво оформленный веник. За это гостей угощают и дают небольшие подарки.
Через неделю-две родители молодой приглашают к себе в гости дочь, зятя и его ближайших родственников. После этого зять и его родители приглашают к себе в гости родственников невестки.
Так завершается обряд создания новой семьи.
poluostrov-krym.com/interesnoe/8-eto-interesno/423-krymskie-tatary.html
- Самые необычные дома в России
- 20 занимательных фактов о русском языке
- 6 основных праздников в календаре крымских татар
- 10 самых необычных цветов мира
- Самые необычные праздники мира
- Кто такой счастливый человек и как им стать?
- Депортация крымских татар
- Характер человека с возрастом меняется
- Современная свадьба крымских татар
- Самые необычные животные