С нами 13405 учителей, 4697 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Современная свадьба крымских татар
Просмотров: 1797, дата: 29.04.2015, автор: Эльвие Алимова

СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА КРЫМСКИХ ТАТАР

I этап. Выбор девушки

Молодые люди, познакомившись друг с другом, по согла­сию родителей встречаются открыто и периодически посе­щают семьи друг друга.

В свою очередь, в этот период родители обеих сторон вы­ясняют свое отношение к будущему жениху или невесте и их семьям.

После одобрения родителями выбора юноши или девуш­ки, юноша, по согласию своих родителей, делает предло­жение девушке и спрашивает, дает ли она свое согласие (созташлама). Девушка сообщает о предложении юноши матери, которая информирует ее отца. Получив согласие родителей, девушка сообщает о своем согласии. Юноша по­лучает ответ на свое намерение (сезалма).

Положительный ответ девушки юноша сообщает родителям и просит, чтобы они начали сватовство.

 

II этап. Сватовство («созкесим» — сговор)

Родители сообщают близким родственникам. Из числа близ­ких родственников (старшие братья, сестры, жена старше­го сына и т.д.) формируют сватов (къудалар).

Старшим сватом назначают уважаемого и знающего сва­дебные обряды. О том, что придут сватать, заранее сообща­ют родителям девушки. Сваты приходят с подарками от же­ниха. Приносят невесте отрез на платье (костюм), золотое кольцо с камнем или сережки, парфюмерию и др. Подарки предназначаются только девушке. Кроме того, для родителей печеное, сладости, кофе, чай, сахар.

Этими сла­достями угощают гостей, приходящих с поздравлениями.

Сваты входят в дом избранной. После обмена любезностя­ми и новостями сообщают о цели прибытия и говорят: «Мы пришли к вам по божьему велению сватать дочь вашу за сына такого-то и надеемся, что если судьба благоприятству­ет, то все совершится благополучно. Отец девушки опра­шивает жену, дочь об их согласии. Они отвечают: как вы, так и мы. Получив согласие дочки и жены, отец отвечает: «Соз бир, Алла бир» («Слово едино, Бог свидетель»).

После этого сваты вручают подарки. Ответно со стороны девушки также вручаются подарки жениху: одна-две ру­башки, носки, носовые платки и т.д., а родителям жениха передаются печеное, сладости, кофе, чай, сахар.

Над подарками читается молитва, благословение Аллаха — счастья молодым. Затем начинается неторопливый разговор: устанавливается дата свадьбы, оговаривается, кого из чле­нов семьи одаривать подарками. В большинстве случаев по­дарки дарят: невесте (жениху), родителям невесты (жени­ха), братьям, сестрам.


III«Агъыр нишан» — помолвка

Второй этап завершается помолвкой, где происходит об­мен основными подарками для жениха и невесты и их род­ственников. За две недели до свадьбы, в четверг или пятни­цу, назначают день помолвки (агъыр нишан). В дом жениха и невесты приглашают родственников, соседей из старшего поколения. Сваты, несколько человек со стороны жениха приходят в дом невесты, где их уже ожидают, и приносят подарки невесте: свадебное платье, несколько отрезов на платье, обручальное кольцо, золотую цепочку, нижнее бе­лье, свадебное белье, туфли, домашние тапочки, пальто и другие личные вещи. Матери девушки — отрез на платье, отцу — рубашку, полотенце, и подарки другим оговоренным родственникам. Все это заворачивается в большой платок го­лубого цвета.

Много сладостей, печеного, кофе, сахара и т.д.

Подарки родственникам заворачивают отдельно. Собрав­шиеся читают молитву за счастье молодых и поминают умер­ших. В знак помолвки представитель жениха набрасывает на голову невесты белый шелковый платок. Их угощают обедом. Эти же сваты после всех церемоний уносят подготовленные со стороны невесты подарки жениху и его родственникам. Жениху: свадебный костюм, рубашку (белого цвета), гал­стук, туфли, обручальное кольцо. Все заворачивают в пла­ток розового или красного цвета. Кроме того, несколько ру­башек, пуловер, носки, платок, нижнее белье и другие лич­ные вещи. Родителям жениха: матери — отрез на платье, косынку, отцу — рубашку, носки, полотенце, а также дру­гим оговоренным родственникам.

В узел кладут записку, что прочитана молитва усопшим родственникам жениха. Также сладости, конфеты, печеное, сахар, кофе, чай и т.д.

IVэтап. «Никях» — религиозное оформление брака

Официальное оформление брака может быть до или пос­ле религиозного никях.

За день или накануне свадьбы в дом к невесте приходит жених с одним свидетелем и муллой. Со стороны невесты определяются два свидетеля, от жениха — один полномоч­ный — ильче. Их заводят в отдельную комнату. Они стано­вятся на колени, лицом друг к другу — жених спиной на запад, а невеста — на восток. Мулла лицом к Мекке соеди­няет большие пальцы рук жениха и невесты и трижды спра­шивает у девушки, добровольно, с согласия вступает ли она в брак с данным человеком. Она только на третий раз отве­чает, что согласна. Тогда мулла читает молитву — никях. С этого момента они становятся формально мужем и женой. После никях жених отбывает домой. Если он живет далеко, то остается у знакомых.

Если девушку выдают насильно, она на вопрос муллы мо­жет ответить «нет». В таком случае, мулла не имеет права читать никях.

 Vэтап. Свадьба (пир) — той

Гостям на свадьбу посылают пригласительные — красоч­но оформленные открытки.

Свадьба на стороне невесты

Как правило, она приурочивается к пятнице (до револю­ции — к среде) вечером. Заранее, до начала свадьбы, назна­чают: руководителя свадьбы — той агъасы, официантов (чаще мужчин) — из среды родственников.

Вечером же прибывает жених с родственниками и друзь­ями. Вначале их заводят в отдельную комнату в доме, уго­щают кофе и сладостями. Они отдыхают до начала свадьбы. Начало свадьбы согласуется с отцом невесты. Музыканты играют песню «Салгъыр бою» («Вдоль Салгира»). При появ­лении гостей игра этой песни прекращается и звучит специ­альная мелодия «Хош келъди авасы».

Гостей встречают отец и мать. Гости поздравляют с торжеством и вручают им по­дарки. Затем их рассаживают по местам. По прибытии боль­шинства гостей руководитель свадьбы приглашает выйти жениха и невесту. Они выходят в сопровождении гостей как со стороны жениха, так и с подругами невесты. Исполняется мелодия «Кельсин, кельсин киев — кельсин келин» — про­сят выйти жениха и невесту. Впереди жениха и невесты идут, танцуя, близкие невесты. Они садятся за специально серви­рованный стол. С правой стороны жениха садятся его гости, а с левой — невеста и ее сопровождающие.

Тойагъасы предлагает музыкантам исполнить мелодию «Акъшам шериф Такъсив» («Слушайте все»). Затем играют мелодию «Пешремы», что означает начало торжества. Род­ственник или руководитель свадьбы, открывая ее, поздрав­ляет родителей, молодых, гостей с созданием новой молодой семьи, желает им счастья, благополучия, много детей.

После выступления исполняется мелодия «Долу». Это приглашение к наполнению бокалов напитками. Через неко­торое время начинаются танцы. Первыми приглашают на та­нец брата и сестру или родственников из молодых. Они ис­полняют ритуальный танец «Агъырава и хайтарма». Во время исполнения национального танца гость исполняет не­сколько движений, вручает танцующим деньги, и так по­ступает каждый, кто хочет участвовать в танце. Собранные таким образом деньги от танцующих после окончания танца вручают музыкантам.

Тойагъасы следит, чтобы танцевали гости также и со стороны жениха.

Периодически между национальными танцами исполняются общие европейские танцы, где участвуют все гости.

Свадьба завершается танцем жениха и невесты, исполня­ющими «Агъырава и Хайтарма». Гости одаривают их деньга­ми как описано выше.

Деньги отдают музыкантам.

Молодых под мелодию «Сухбет олсын бу гедже» («Пусть ночь будет благословенной») отправляют в дом прибывшие сопровождающие жениха и невесты. Затем жених отбывает к себе домой со своими гостями. Невеста остается у себя дома. Гости танцуют «хоран». После окончания мелодии расходятся по домам. На второй день невесту готовят к выезду в дом жениха.

После ухода гостей пируют ближайшие родственники, организаторы и ведущие свадьбы.

Свадьба на стороне жениха

На стороне жениха свадьба начинается в субботу (до ре­волюции — в четверг). Основным мероприятием к подготов­ке свадьбы является выезд сватов жениха за невестой. Обычно жених за невестой не выезжает. Заранее обговаривается, кто из родственников жениха и когда поедут за невестой. В зависимости от отдаленности места проживания невесты, сваты выезжают в такое время, чтобы к свадьбе успеть вернуться с невестой и сопровождающими ее лицами в дом же­ниха.

Приданое невесты привозят за несколько дней до свадь­бы, женщины — родственницы невесты относят его в отве­денную для этого комнату или дом.

Жених для доставки невесты и ее гостей предоставляет несколько легковых автомашин и музыкантов. Сватов в доме невесты встречают с большим почетом. Столы накрывают различными закусками и горячими блюдами. Через некото­рое время сваты спрашивают, готова ли невеста к выезду?

В это время невеста начинает прощаться с отцом, мате­рью, братьями, сестрами, просит у них прощения и благо­словения.

Отец одевает девушке пояс-кушак. Мать поручает маль­чику доставить к дому жениха коран. Отец и мать благослов­ляют молодую. Юноши и девушки не пропускают сватов со стороны жениха в комнату, где находятся невеста и ее вещи, требуя у них выкупа. Сваты откупаются и выводят невесту с сопровождающими ее лицами к машинам. В момент отъез­да позади машины, где находится невеста, привязывают бе­лую нить. Когда машины трогаются, за машинами выплескивают воду.

При подъезде к дому жениха молодые люди перекрывают дорогу, требуя выкупа.

У ворот невесту встречает мать жениха. Вместе с невес­той едет мальчик, у которого в руках Коран. Мать жениха должна «выкупить» Коран. Хотя существует выражение «вы­куп», на самом же деле Коран бесценен. Это просто поощ­рение за услугу.

При выходе из машины невесту осыпают монетами, кон­фетами и зерном. Когда невеста должна войти в комнату, со стороны невесты говорят: «Невеста не может пройти через калитку (дверь)».

Тогда отец жениха должен дать подарок. Затем жених встречает невесту и сопровождает ее в отведенную комнату. Всех угощают кофе, сладостями.

Свадьба — той (пир) начинается поздно вечером. Весь про­цесс организации проведения и исполнения ритуалов свадь­бы аналогичен свадьбе на стороне невесты. Но имеются не­которые отличия.

После танца жениха и невесты «Агъырава и хайтарма» исполняется мелодия «Сухбет олсун бу идже» — «Пусть эта ночь будет благословенной». Дружки уводят же­ниха и невесту в отведенную им комнату, где их встречают две пожилые женщины. Они соединяют руки молодых и оставляют их одних.

В доме жениха до утра остаются две ближайшие род­ственницы невесты.

 

V этап. Вхождение невесты в семью мужа.

Рано утром молодых будят мелодией «Дагьдан энди бир къозу» — «Спустился с гор ягненок». Молодые утром прини­мают баню. В это время родственницы уносят простыню. Бла­гоприятную новость сообщают обеим матерям. Их одаривают подарками. Собираются родственники жениха. Молодая це­лует им всем руки, а взамен родственники одаривают подар­ками или деньгами. Невеста выходит на кухню, готовит кофе, преподносит сидящим родственникам жениха. Этот ритуал означает, что она вошла в семью жениха.

На третий день после этой процедуры сестры или под­ружки приходят проведать молодую и вручают ей красиво оформленный веник. За это гостей угощают и дают неболь­шие подарки.

Через неделю-две родители молодой приглашают к себе в гости дочь, зятя и его ближайших родственников. После этого зять и его родители приглашают к себе в гости родственни­ков невестки.

Так завершается обряд создания новой семьи.
poluostrov-krym.com/interesnoe/8-eto-interesno/423-krymskie-tatary.html

 

Комментарии

#1 Здравствуйте! Спасибо Вам за такой интересный блог! С удовольствием прочитала!
Ксения Счастливая, дата: 30.04.2015 в 2:06  
#2 Интересный материал. У наших казахов тоже красивый обычай отмечать свадьбы: в несколько этапов, с большим уважением к старшему поколению.
Надежда Ильченко, дата: 01.05.2015 в 8:45  
#3 Эльвие Назимовна,очень интересный материал о о ваших традициях. У каждого народа свои красивые традиции.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 01.05.2015 в 18:30  
#4 Добрый день! Прочитал с большим интересом. Спасибо!
Владимир Баранов, дата: 02.05.2015 в 6:25  
#5 Очень познавательный материал, спасибо!!!!
Наталья Чубаева, дата: 06.05.2015 в 22:08  
#6 Удивительно красивая свадьба у вашего народа. Я необычайно сильно интересуюсь национальными традициями и мне этот блог пришелся очень-очень по душе. Кстати, свадьба по-чувашски (мой родной язык) тоже будет "той"... Пусть все молодые пары на земле живут под мирным небом!
Ольга Степанова, дата: 18.11.2015 в 19:44  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.