Актриса с непростой судьбой
Просмотров: 2120, дата: 17.07.2015, автор: Нина Васильевна ЕфимоваВеличайшая польза, которую
можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело,
которое переживет нас.
Уильям Джеймс.
Народная артистка РСФСР (1960)
Народная артистка СССР (1972)
Лауреат Государственной премии СССР (1951)
Кавалер ордена Ленина
Кавалер ордена Октябрьской Революции,
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Народная артистка СССР (1972)
Лауреат Государственной премии СССР (1951)
Кавалер ордена Ленина
Кавалер ордена Октябрьской Революции,
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Татьяна Ивановна Пельтцер ( 1904-1992)
Отец — известный актёр Иван Пельтцер (1871-1959), который одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики.
Отец был для Татьяны Ивановны первым учителем сценического мастерства и отличным педагогом, до революции имевшим свою маленькую театральную школу.
Иван Романович Пельтцер
В первый раз вышла на сцену в девять лет в спектакле «Камо грядеши» (сезон 1913 года), в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе, в роли Авлия, брата Литии. А за работу в постановке - "Дворянское гнездо" она впервые получила гонорар.
В 1914 году в спектакле "Анна Каренина" Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.
С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н.Н. Синельникова.
В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики.
Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. Три года колесила по всей стране: Нахичевань, Пенза…
Т. И. Пельтцер. 20 годы
С 1925 года — актриса Театра МГСПС, в спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться.
В Берлине
В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца - Пельтцер. Она снова устроилась работать в театр МГСПС (ныне - театр им. Моссовета). Но ее путь в искусство оказался нелегким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там недолго, и в 1934 году ее уволили "за профнепригодность".
Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования?. Татьяна Ивановна уехала в Ярославль, в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.
В 1936-1937 годах — актриса Ярославского драматического театра.
В 1937-1938 годах — актриса Колхозного театра в Москве.
В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в театр МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и "осела" там на семь лет
.
На сцене Театра Миниатюр выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и сложно: новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. "У них крепкие руки и доброе сердце", - говорила она. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино
…
В 1947-1977 годах — актриса Театра Сатиры. Первая роль в Театре сатиры — миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова «Остров мира». Потом играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте».
Из спектакля «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".
В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Также заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро». Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей - главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ней привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения…
Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры.
Пельтцер Татьяна Ивановна актриса, народная артистка СССР
В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где сыграла мать главного героя.
Из к/фильма « Солдат Иван Бровкин»
После ухода режиссёра Марка Захарова в Театр Ленинского комсомола (Ленком), Татьяне Ивановне Пельтцер стало сложнее работать в театре, и она перешла на работу в Ленком в феврале 1977 года.
М.Захаров и Т. Пельтцер
В последние годы жизни Татьяна Ивановна Пельтцер стала терять память. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла, помогали ей вспомнить реплики.. Последняя её роль в театре - роль старой еврейки Берты в спектакле «Поминальная Молитва».
Ольга Аросева рассказывала: «Однажды она мне позвонила: «Ольга, я вчера спектакль играла. Текст не помню, Сашка мне подсказывал. Я вышла, а мне аплодировали». Она явно была довольна. «Но как же иначе, Татьяна Ивановна». — «Ну да, ну я же очень плоха». Она ведь все понимала».
Т. Пельтцер и А. Абдулов.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Театр Ленком:
«Тиль» Г. Горина по роману Ш. де Костера; режиссёр М. Захаров — Старуха Стивен
«Революционный этюд» М. Шатрова — Клара Цеткин
«Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской — Фёдоровна
«Мудрец» по А. Н. Островскому — Манефа
1989 — «Поминальная молитва» Г. И. Горина; режиссёр М. Захаров — Берта
«Тиль» Г. Горина по роману Ш. де Костера; режиссёр М. Захаров — Старуха Стивен
«Революционный этюд» М. Шатрова — Клара Цеткин
«Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской — Фёдоровна
«Мудрец» по А. Н. Островскому — Манефа
1989 — «Поминальная молитва» Г. И. Горина; режиссёр М. Захаров — Берта
Театр Сатиры:
"Мамаша Кураж" Б. Брехта (Кураж), 1972.
"Проснись и пой!" М. Дьярфаша (тётя Тоня), 1970.
"Безумный день, или женитьба Фигаро" П. Бомарше (Марселина), 1969.
"Доходное место" А.Н. Островского (Кукушкина), 1967.
"Вас вызывает Таймыр" К. Исаева (дежурная по 13-му этажу), 1948.
"Кто виноват?" Г. Мдивани (Маслова), 1949.и другие
Т. И. Пельтцер сыграно немало ролей в к/фильмах, она озвучивала мультфильмы. Память о прекрасной артистке и задушевном человеке никогда не умрет в наших сердцах.
1. www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/3287/bio/
2.www.kinopoisk.ru/name/196178/
3.http://www.calend.ru/person/1882/
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Татьяна Ивановна поистине народная актриса! Все ее роли такие живые, доброжелательные! Спасибо за замечательный блог!
Эльвие Алимова, дата: 17.07.2015 в 14:12
#2 Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!"
Главное, что актрису действительно любили и продолжают любить.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 17.07.2015 в 16:24
#3 Надо же, я тоже хотела сделать блог Татьяну Пельтцер! Моя любимая актриса с детства!Сколько сказок с её участием было!
Ольга Даниловская, дата: 17.07.2015 в 19:04
#4 Чудесный блог и такой полный, что и дополнений нет.Татьяна Ивановна Пелцер- поистине народная и любимая актриса!
Валентина Титова, дата: 17.07.2015 в 19:13
#5 Татьяны Пельтцер после смерти отца решила оставить сцену и вышла замуж за немецкого коммуниста и писателя Ганса Тейблера и уехала с ним в Германию. В Берлине двадцатитрехлетняя Татьяна Пельтцер устроилась машинисткой в советское торгпредство. Но судьба везде сводила ее с театром – в Германии по предложению известного режиссера Эрвина Пискатора она играла в его постановке «Инга». Но вскоре муж узнав, что она влюбилась в какого-то инженера, подал на развод, и Татьяна Ивановна вернулась в Россию.
Тем не менее, актриса и после развода сохранила добрые отношения со своим бывшим мужем и через много лет, когда внук Ганса Тейблера приехал в Москву учиться, она приютила его у себя и всячески опекала.
Валентина Титова, дата: 17.07.2015 в 19:17
#6 После восьмидесяти лет личную жизнь Татьяны Пельтцер осложнили многочисленные болезни. Она до последнего продолжала играть в спектакле «Поминальная молитва» с Александром Абдуловым, но потом начала терять память, у нее развились мания преследования и подозрительность. Татьяну Ивановну поместили в психиатрическую клинику.
Валентина Титова, дата: 17.07.2015 в 19:19
#7 О Т.И. Пельцер сняты документальные фильмы. chtoby-pomnili.com/page.php?id=1537
Валентина Титова, дата: 17.07.2015 в 19:27
#8 Её называли вздорной старухой, а она себя как-то назвала старухой счастливой. Татьяна Пельтцер - любимая актриса моей мамы, народная любимица. И сейчас все фильмы с её участием мы смотрим с огромным удовольствием.
Татьяна Образцова, дата: 17.07.2015 в 22:54
#9 Образец неунывающей старости, Татьяна Пельтцер - была действительно талантливая актриса. Даже эпизодические роли в её исполнении всегда были запоминающимися. Спасибо, что напомнили о ней.
Татьяна Образцова, дата: 17.07.2015 в 23:06
#10 Татьяна Ивановна поистине народная любимица! Все ее роли такие живые, доброжелательные! Спасибо за замечательный блог!
Елена Перепелицина, дата: 18.07.2015 в 0:45
#11 Благодарю вас за комментарии к блогу.Татьяна ивановна - уникальная актриса и разносторонняя: комедии, трагедии, сказки...
Нина Васильевна Ефимова, дата: 18.07.2015 в 7:34
#12 Говорят, призвание смешить и не быть посмешищем дано единицам. Фаина Раневская, Рина Зелёная, Татьяна Пельтцер умели вызывать и добрые улыбки, и заливистый смех. А могли заставить и надолго замолчать в раздумьях... Образы, сыгранные этими блистательными комедийными актрисами, всегда будут вызывать восхищение.
Неувядающая Татьяна Пельтцер называла себя «счастливой старухой». В этом была ее жизненная правда: в семьдесят пять, играя самых разных старушек, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса.
Галина Пожарова, дата: 18.07.2015 в 13:11
#13 Нина Васильевна, спасибо за интересный блог! Помню актрису с детства, была передача "в гостях у сказки", со сказками и связано у меня имя этой актрисы.
Наталья Трачук, дата: 19.07.2015 в 9:09
#14 Для многих поколений зрителей Татьяна Ивановна Пельтцер и сегодня остается лучшей бабушкой советского киноэкрана.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:28
#15 Тайна родословной
Татьяна Ивановна могла позволить себе выбирать и роли, и режиссеров. К этому она шла долго. Капризной звездой Пельтцер стала в пятьдесят лет, пережив обиды, унижения, скитания по театрам, угрозу репрессии и многое-многое-многое...
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:30
#16 Она прославилась уже как старуха, молодой Татьяну Пельтцер никто и не помнил. Молодость этой уникальной женщины долгие годы оставалась загадкой для ее поклонников, а родословная — и вовсе тайной за семью печатями. Для всех.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:34
#17 А правда такова. Актриса тщательно скрывала свое дворянское происхождение. Никто из коллег Татьяны Ивановны даже не подозревал, что среди ее многочисленных предков такие известные личности, как английский писатель Вальтер Скотт и светская красавица Варвара Беккер, подруга Наталии Гончаровой.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:34
#18 Активная коммунистка и столичный депутат предпочитала умалчивать о том, что древний род фон Пельтцер известен аж с XIV века. Родственники Татьяны Ивановны недавно показали мне перевод «Дворянской грамоты», которая восстанавливает их титул, утерянный неизвестно когда и неизвестно по какой причине. Вот текст
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:36
#19 «Мы, Хайнрих двадцать второй, с Божьей милости, старшей линии самодержавный князь Ройс, граф и владелец города Плауен, владелец городов Грайц, Кранихфельд, Гера, Шлайц и Лобенштайн и т.д. и т.д. и т.д.
удостоверяем и заявляем сим: После того как Мы, на основании Нам предъявленных и подтвержденных документов о роде Пельтцер и на основании сделанного Нам Тайным Кабинетом доклада, Мы убедились в том, что братья Эдуард Карл Пельтцер, рожденный 28 января 1837 года в Москве, и Doctor philosophie Роберт Карл Пельтцер, рожденный 4 января 1846 года в Нарве, происходят из старого дворянского рода, который в прошлом по несчастному случаю потерял свое дворянство, и Мы соблаговолили, по почтительному прошению вышеуказанных братьев Пельтцер, возвести их в дворянство Нашей Земли. Мы хотим вследствие этого в силу Нашего суверенного всемогущества, чтобы братья Эдуард Карл Пельтцер и Doctor philosophie Роберт Карл Пельтцер и их прямые наследники обоих полов по нисходящей линии принадлежали к дворянству Нашей Земли, и чтобы их как таковых признавали, почитали и уважали... Герб показывает серебряный щит с тремя зелеными листами кувшинки, на щите покоится серебряный открытый, украшенный золотой оправой и дужками шлем, на котором находится пятиконечная корона, и между правым серебряным и левым зеленым орлиным крылом виден зеленый лист кувшинки. Попоны шлема зеленые и серебряные... Мы приказываем вышеназванных братьев и их потомков считать настоящими дворянами, их уважать и их защищать, как ни будь каждому приятно избежать Нашего гнева и карания, если же кто преступит против этого, он будет обложен штрафом...»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:37
#20 История и генеалогия рода Пельтцер» регулярно переиздается с 1901 года. В книгу вносятся любые изменения и дополнения в жизни представителей этой фамилии: разводы, замужества, даты смерти и дни рождения новых Пельтцеров
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:39
#21 В Советском Союзе был единственный экземпляр «Истории», но о его судьбе — чуть позже. В России первые Пельтцеры появились в XVIII веке: из Голландии в Москву прибыли братья Фридрих и Георгий, владельцы многочисленных мануфактур. У Георгия здесь родились сыновья Сигизмунд и Роберт. Чем они занимались, сегодня установить достаточно сложно, но сохранился документ, где сказано, что Семен и Роман Пельтцеры занесены в книгу почетных граждан России. У Романа родились одиннадцать детей. Двое из них — Ханс и Георгий — были особенно дружны. Ханс переписал свое имя на «Иван» и стал знаменитым российским актером, а Георгий — военным инженером, построившим множество мостов по всей стране. В 30-е годы бывший белый офицер был репрессирован, одна из его дочерей от греха подальше уничтожила родословное древо — ту самую книгу «История и генеалогия рода Пельтцер»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:40
#22 К счастью, Георгий Романович пробыл в тюрьме недолго, и теперь его потомки пытаются восстановить историю своего рода. Георгий Пельтцер стал отцом пятерых детей, Иван (Ханс) Пельтцер — двоих, Татьяны и Александра. Несмотря на то что Иван Романович, а затем и его дочь увлеклись актерством, в семье Георгия Романовича эту профессию не одобряли и даже осуждали. Неожиданно в театр подался только его сын Константин. Вот, пожалуй, и все, больше актеров в этом роду не появлялось. Две ветви одной семьи дружили, общались, но полное взаимопонимание было только между Татьяной Ивановной и Константином Георгиевичем. Они постоянно уединялись, обсуждали творческие идеи, спорили. «Ее всегда было много», — вспоминают сегодня родственники. Громкая, веселая, раскрепощенная, Татьяна Ивановна органично вписывалась только в актерскую стихию
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:42
#23 За большой любовью
Ее единственным учителем стал отец. Иван Пельтцер много играл в кино («Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»), до революции снимал немые фильмы, ставил спектакли и колесил по России с антрепризами. В одном из таких спектаклей на сцену впервые вышла и Татьяна. Было это в Екатеринограде в 1914 году. Дебютантке еще не исполнилось и десяти лет.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:43
#24 Первая роль Татьяны — мальчик Авдий в «Камо грядеше» Синкевича. А уже в следующем сезоне в Киеве начинающая артистка получала по три рубля за спектакль. Играла Леночку в «Дворянском гнезде» в окружении звезд антрепризы.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:44
#25 В Харькове к труппе присоединились молодые Утесов и Смирнов-Сокольский. Татьяна блистала в «Белоснежке» и «Красной Шапочке». И, наконец, вершина творчества юной Пельтцер — Сережа Каренин в «Анне Карениной». В сцене прощания матери с сыном впечатлительных барышень уносили из зала в истерике... А потом — революция, голод. Антрепризы закрылись. Иван Романович преподавал в одиннадцати местах, получал красноармейские пайки.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:45
#26 Татьяна вместе с младшим братом Сашей выступала в различных клубах, но учебу в гимназии пришлось бросить. Больше она нигде не училась. И начались скитания: Нахичевань, Ейск, Москва..
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:45
#27 Странные труппы, бессмысленные постановки, безликие роли... В 1930 году Татьяна Пельтцер решилась на отчаянный шаг — она уехала в Германию, на родину предков. За большой любовью.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:46
#28 Казалось, навсегда... Его звали Ганс Тейблер. Коммунист и философ, он познакомился с Татьяной в Москве и без памяти влюбился.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:47
#29 Эксцентричная русская актриса (с гремучей немецко-еврейской кровью) ответила взаимностью и даже согласилась бросить родину со всей ее нестабильностью и бесперспективностью.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:47
#30 В Берлине фрау Тейблер устроилась на должность машинистки в советском торгпредстве и даже вступила в компартию Германии.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:48
#31 Узнав, что Татьяна — актриса, известный режиссер Эрвин Пискатор пригласил ее в свой театр. Но при всем благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже несмотря на собственные немецкие корни не смогла Татьяна долго оставаться вне родины.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:49
#32 Не клеилась ее судьба вдали от дома. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться. Театральные легенды гласят, что причина разрыва была другой. Якобы у Татьяны Тейблер завелся поклонник, и Ганс обнаружил в кармане ее пальто любовную записку. Поссорившись, Татьяна хлопнула дверью и взяла билет на поезд.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:49
#33 Оставим эту историю на совести сплетников, поскольку никто из биографов актрисы при этом не присутствовал и поручиться за достоверность этих событий не может. В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца — Пельтцер.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:50
#34 Вскоре ее выгнали из театра имени Моссовета «за профнепригодность», и она вновь села за пишущую машинку, только теперь уже на машиностроительном заводе — помог младший брат Александр, инженер-конструктор.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:51
#35 Правда, там Татьяне посоветовали вернуться к актерской деятельности, поскольку машинисткой она оказалась неважной.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:52
#36 Татьяна Пельтцер уехала в Ярославль, поступила в старейший российский драмтеатр имени Волкова. Вернувшись через год в Москву, сменила еще несколько сцен, а перед самой войной оказалась в труппе знаменитого Московского театра эстрады и миниатюр.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:53
#37 Татьяну Ивановну предупредили: «Высылать собираются ВСЕХ немцев, независимо от заслуг». Это означало, что семидесятилетнему лауреату Сталинской премии Ивану Пельтцеру и его дочери тоже не на что рассчитывать. Спасать Пельтцеров в Моссовет отправилась целая делегация: Борис Андреев, Петр Алейников, Рина Зеленая, Мария Миронова.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:55
#38 Перед таким «созвездием» чиновники не устояли: отцу и дочери были выданы «охранные грамоты». В 1946 году Иван Пельтцер вошел в штат Театра-студии киноактера. Это позволило ему вступить в кооператив и получить наконец отдельную квартиру в доме у метро «Аэропорт»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:56
#39 Татьяна Ивановна нашла свой театр только в сорок пять лет. Она пришла в Театр сатиры и сразу ощутила себя дома. «Есть у нее жилплощадь в мире: Она прописана в Сатире», — вскоре увидела свет такая эпиграмма Дмитрия Толмачева. Первый успех — роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым».
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:57
#40 Его сняли на пленку и пустили по кинотеатрам. В пьесе действовали молодые коммунисты и комсомольцы, велась борьба за урожай, а зрители почему-то полюбили картежницу и самогонщицу с куплетами: «Хороша я, хороша! Да плохо одета. Никто замуж не берет Девушку за это!..»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:58
#41 Следом вышел «Солдат Иван Бровкин», и Пельтцер стала знаменитой. Но актриса поняла это не сразу, а благодаря случаю
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:58
#42 Труппа Театра сатиры отправилась в Германию обслуживать советские войска. На первом же КПП какой-то строгий майор начал придираться ко всяким мелочам. «Товарищ майор, мы же артистов везем!»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 5:59
#43 Офицер обошел машину, заглянул в кузов, и первое, что увидел, — лицо Татьяны Пельтцер. Он мгновенно расплылся в улыбке: «Ой, кого я вижу! Товарищ Пизнер!» С этой минуты Татьяна Ивановна поняла, что стала популярна.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:00
#44 Проснись и пой
Ее тут же окрестили «матерью русского солдата». Предложения от кинорежиссеров посыпались, как из рога изобилия.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:01
#45 Пельтцер получила звание заслуженной артистки и стала примой Театра сатиры. Когда, много лет спустя, к ней явился фотограф с просьбой поместить ее фото на рекламных сигаретах для заграницы, актриса философски заметила: «Милый, когда я была девочкой, то мечтала, чтобы мои портреты были на афишах и в витринах.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:01
#46 А теперь... Можно и на сигаретах. Лишь бы не на туалетной бумаге». Конец 60-х и начало 70-х в Театре сатиры были для Татьяны Ивановны победны и радостны. Тогда она часто повторяла фразу «Я — счастливая старуха!»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:02
#47 Она сыграла Прасковью в «Старой деве», мадам Ксидиас в «Интервенции», Марселину в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», мамашу Кураж, фрекен Бок... Наконец, тетю Тони в фееричной постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта «Проснись и пой!».
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:03
#48 Эта роль стала бенефисной. Этим спектаклем Татьяна Пельтцер отметила семидесятилетний юбилей. На банкете по случаю праздника присутствовал патриарх эстрады Алексей Алексеев, который постоянно обращался к Пельтцер: «Танюша, а помните, в Харькове, когда ваша семья переехала в новый большой дом, Иван Романович устроил прием?
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:03
#49 Сидели за столом знаменитые артисты, а вы с тоненькими косичками вертелись вокруг нас и все старались обратить внимание на то, что тогда вас потрясло несказанно: вы убегали из комнаты, и вскоре раздавался шум, бульканье, страшные звуки, как будто начинал извергаться водопад — это вы приводили в действие чудо техники, унитаз! И хотели обратить наше внимание на эту новинку века».
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:04
#50 При этом сама Татьяна Ивановна сидела на столе, болтая ногами, и с упоением откусывала бутерброд с колбасой. В другой руке она держала рюмку, смотрела на Алексеева смеющимися глазами и вновь была той озорной девчонкой. Впрочем, не вновь. Она оставалась ею всегда. И в жизни, и на сцене, и в кино. Актерам быть интереснее, чем Пельтцер, было очень трудно. А моложе — просто невозможно.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:05
#51 Молодость на сцене — это не отсутствие морщин, а состояние души, когда невозможно удержать бьющее через край жизнелюбие. Она никогда не была озабочена распространенной женской слабостью — казаться привлекательнее. И все равно ею любовались, восхищались. Александр Ширвиндт любит вспоминать, как после сдачи спектакля «Проснись и пой!» было решено сделать что-то неординарное, и Пельтцер предложила: «Полетим в Ленинград! К Миронову в „Асторию“! Он сейчас там снимается». И полетели
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:07
#52 В 70-е годы Татьяну Пельтцер узнали и в Европе. Ее отчаянная бабуля из «Приключений желтого чемоданчика» принесла советскому кино Венецианского Льва.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:08
#53 Кто еще из наших актрис мог бы в семьдесят лет танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым, кататься на крыше троллейбуса? Татьяна Пельтцер не боялась ничего, кроме... нищеты. Пожалуй, это был единственный ее настоящий страх. Потому она и не отказывалась ни от каких ролей, ни от каких приглашений — будь то радио или халтурка в сельском клубе
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:08
#54 Настоящая любовь.
Недавно на одном из центральных телеканалов показали документальный фильм о Татьяне Пельтцер, весь сюжет которого строился вокруг слова — «одиночество». Мол, актриса так страдала от одиночества, так переживала из-за отсутствия семьи, плакала в подушку по ночам... Будто авторы фильма подсматривали за ней из коридора или наблюдали через окно.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:10
#55 Друзья и коллеги утверждают обратное. Никогда Татьяна Ивановна не сокрушалась по поводу своего одиночества. «Все ваши проблемы — из-за детей, этих неблагодарных, маленьких эгоистов! — басила она своим молодым подругам. — У меня их нет, и я счастлива!»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:10
#56 Для Пельтцер важнее всего была свобода, и она наслаждалась ей в полной мере. Съемки, спектакли, телевидение, эстрада, вечера в Доме актера и Доме кино, преферанс с любимой подругой Валентиной Токарской и «кем-нибудь третьим»... О каком одиночестве можно говорить?
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:11
#57 Вот замуж больше не вышла, это правда. Романы были, говорят, очень красивые. С ожиданием у окошка в розовом, кружевном пеньюаре, со вздохами и печальными взглядами... Но настоящая любовь была одна, на всю жизнь.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:12
#58 Милый Ганс. Он стал профессором, доктором философских наук, работал в институте Маркса — Энгельса. Иногда они встречались — на гастролях или в домах отдыха на море. В такие моменты весь театр, затаив дыхание, наблюдал за их трогательными прогулками — как в юности, взявшись за руки. Но все свидания бывших супругов неизменно сопровождались ссорами и обвинениями: кто же виноват, что они расстались?! А дальше — смех, примирение, новые звонки, телеграммы... Когда сын Ганса приезжал учиться в Москву, то часто гостил, а то и останавливался у Татьяны Ивановны.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:13
#59 Новая фрау Тейблер страшно и небезосновательно ревновала мужа, устраивала скандалы, запрещала переписываться, но бывшие супруги оставались привязанными друг к другу всю жизнь. Если Татьяна Пельтцер кого-нибудь любила, то до беспамятства
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:14
#60 Полюбила режиссера Марка Захарова и больше не находила себе места с его переходом из «Сатиры» в «Ленком». Скучно ей стало в родных стенах. Валентин Плучек не ставил на нее спектакли, давал ей проходные роли, да еще и покрикивал на ведущую актрису. Долго терпеть Пельтцер не могла и не желала. На репетиции «Горя от ума» грубо огрызнулась. А потом — слово за слово — и такой скандал начался! Да еще и на весь театр — трансляцию со сцены не вырубили...
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:15
#61 Пельтцер назвала Плучека «старым дураком» и бросилась вон из театра! Едва ли не на следующий день она уже была у Захарова
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:16
#62 Марк Анатольевич было растерялся, но принял легендарную актрису в свою молодежную труппу. Об этом поступке судачила вся Москва. Как можно бросить театр после тридцати лет звездной карьеры?
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:16
#63 Первая народная артистка СССР в истории «Сатиры», великая старуха, премьерша! В семьдесят лет променять академический театр на «комсомольцев»? Тут нужен очень цельный и азартный характер. И у Пельтцер он был
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:17
#64 Бабка, Баушка — так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизодики в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:18
#65 Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:18
#66 Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда. А потом выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:19
#67 И ни у кого мысли не возникало, отправить Баушку на покой и лишить сцены. Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие, Захарову дорого ее имя на афишах.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:20
#68 И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что... «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!»
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:21
#69 За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Баушкой.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:21
#70 Нина Васильевна!Эта прекрасная актриса будет вечно в нашей памяти - лучшая бабушка в мире!Очень интересный блог вы оформили. Спасибо за подбор фотографий.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 6:25
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.