С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Самарский академический театр оперы и балета
Просмотров: 2595, дата: 24.07.2015, автор: Галина Пожарова
Открытие Самарского академического театра оперы и балета состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского "Борис Годунов". У истоков театра стояли выдающиеся российские музыканты - ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижёр и композитор Антон Эйхенвальд, дирижёр Большого театра Арий Пазовский, известный российский дирижёр Исидор Зак, режиссёр Большого театра Иосиф Лапицкий. Звание "академический" театру было присвоено в 1982 году. Особая страница в жизни театра – сотворчество с современными отечественными авторами. Нашей сцене доверяли свои произведения выдающиеся российские композиторы Сергей Слонимский и Андрей Эшпай, Тихон Хренников и Андрей Петров. Значительнейшим событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная великим музыкантом ХХ века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссером Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили.
Годы войны. Большой театр СССР В Куйбышеве

К началу Великой Отечественной войны культурная ситуация в городе резко меняется. В октябре 1941 года в Куйбышев («запасную столицу») эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. За 1941 – 1943 гг. ГАБТ показал в Самаре 14 опер и балетов. На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали С.А. Самосуд, Ю.Ф. Файер, А.Ш. Мелик-Пашаев.
До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты (балет Шостаковича «Светлый ручей», опера Мусоргского «Борис Годунов», великая Симфония Победы - Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы) прошли с триумфальным успехом.
Как отметил Генеральный директор Большого театра России А.Иксанов: «Для всего коллектива Большого театра эти гастроли – еще одна возможность выразить глубокую признательность жителям Самары за то, что в тяжелейшее военное время Большой театр обрел здесь второй дом».

«Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича на сцене самарского театра

Вершиной музыкальной жизни Самары ХХ века, поистине историческим событием стало исполнение на сцене Самарского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее все величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 г. в эвакуации в Самаре и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 г.
 

 
Присвоение почетного звания «академический» Куйбышевскому театру оперы и балета

В феврале 2012 года Самарский академический театр оперы и балета отмечает торжественную дату. 30 лет назад, 18 февраля 1982 года, после триумфальных гастролей в Москве, театру было присвоено почетное звание «академический».
В столицу возили 11 спектаклей. Перечень названий  способен вызвать восхищение у современного зрителя: «Макбет» Дж. Верди, «Мария Стюарт» С. Слонимского, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Ивайло» М. Големинова, «Гусарская баллада» и «Любовью за любовь» Т. Хренникова, «Помните!» и «Ангара» А. Эшпая, «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Два из этих спектаклей - «Мария Стюарт» и «Гусарская баллада» - по результатом гастролей были отмечены премией. 

Самарский академический театр оперы и балета – театр третьего тысячелетия

Театр живет интенсивной жизнью. Завершается реконструкция, в афише появляются новые названия, певцы и танцовщики побеждают на престижных международных и всероссийских конкурсах, в труппу вливаются новые творческие силы.

Состав труппы

Коллектив театра может гордиться союзом талантливых, ярких творческих индивидуальностей. Заслуженный артист РоссииВасилий Святкин является солистом не только Самарского театра, но и Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. В спектаклях Большого театра принимает участие Анатолий Невдах, с успехом выступает на сценах российских и зарубежных театров Андрей АнтоновГеоргий Цветков является приглашенным солистом Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета: спектакли, в которых он принимает участие, номинированы на Национальную театральную премию «Золотая маска» ("Граф Ори" Дж.Россини - 8 номинаций). Татьяна Гайворонская в 2011 году брала мастер-класс у маэстро Алессандро Сваба (Италия).

Художественный уровень театра доказывается и наличием большого числа «титулованных» артистов: 5 народных артистов, 19 заслуженных артистов и деятелей искусств, 20 лауреатов международных и всероссийских конкурсов. 

С 2008 года балетная труппа театра значительно подняла планку. Коллектив театра возглавил заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов балетмейстеров, лауреат премии Мориса Бежара, профессор, обладатель титула «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия» в номинации «Танцовщик» Кирилл Шморгонер, долгое время украшавший балетную труппу Пермского театра. К. Шморгонер пригласил в театр большую группу своих учеников, выпускников одного из лучших учебных заведений страны – Пермского хореографического училища. Молодые артисты балета Екатерина Первушина и Виктор Мулыгин стали лауреатами престижного международного конкурса «Арабеск», целая группа самарских танцовщиков успешно выступила на всероссийском фестивале «Дельфийские игры». 

Успешно прошли гастроли балетной труппы в Европе.



 Самарский академический театр оперы и балета находится в Самаре на площади Куйбышева.


Массивное серое здание театра на площади Куйбышева представляет собой, по отзывам некоторых искусствоведов, "грандиозный памятник позднего "пилонадного стиля", к которому добавлена брутальная классика", "яркий пример архитектуры 30-х годов". Здание театра выполнено в стиле неоклассицизма.


Здание было построено в 1936 —1938 годах Н. Д. Каценеленбогеном, по проекту Ноя Троцкого, архитектора Ленинградского Дома Советов. Поначалу здание планировалось как дворец культуры, но затем в центральной части здания разместился театр оперы и балета. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом крыле — спортивная школа и художественный музей.


С 2006 по 2010 в здании театра прошла масштабная реконструкция.


 Фрагменты здания














Внутри очень красиво. 


 В оркестровой яме.


Музыканты готовятся к выступлению.




. Артисты разминаются на сцене.


 Гримерки артистов балета





К выступлению готовятся Ксения Овчинникова (Джульетта) и Дмитрий Пономарев (Ромео)


 За сценой находится большой склад реквизита.


. Главный пульт, откуда хорошо видно и зал и сцену.


Звукооператор 


Зал 





Занавес.

. Фрагменты театра.











 Балет "Ромео и Джульетта" 


Цветы для Джульетты





 Зрители разошлись, последние лучи солнца освещают площадь Куйбышева






Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень красивый и современный театр!
Эльвие Алимова, дата: 24.07.2015 в 11:57  
#2 Балет «Корсар» (либретто А. Сен-Жорж и Ж. Мазилье по поэме Дж. Байрона) – один из признанных шедевров романтического балета. Наравне с другим знаменитым шедевром Адана, балетом «Жизель», он входит в золотой фонд мирового балетного репертуара. До Адана поэму Байрона на музыкальную сцену переносили и другие композиторы, в частности Дж. Верди сочинил одноименную оперу в 1848 году. Ставились и балеты. Первая известная балетная постановка под аналогичным названием прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Гальцерани, но все эти балеты до настоящего времени не сохранились.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:17  
#3 «Аида» – одна из известнейших опер музыкального театра. Впервые поставленная итальянцем Джузеппе Верди в открывающемся Королевском оперном театре Каира 24 декабря 1871, она с феерическим успехом обошла все самые великолепные сцены мира. В этой опере есть все, что привлекает публику в театр – любовь и соперничество, война и страсть, экзотические танцы и торжественные шествия. Гениальные мелодии Верди, оркестровая красочность музыки, сквозное развитие драматического сюжета через столкновение ярких и сильных характеров и великолепное исполнение привлекают на эту постановку любителей оперы от мала до велика.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:22  
#4 Медведь 16.09.2015 , 500 руб. Самарский академический театр оперы и балета Комическая опера современного композитора Сергея Кортеса написана по одноактной пьесе-шутке А. Чехова «Медведь». Музыкальное воплощение этой по-доброму насмешливой и забавной истории, где нестарый еще помещик Смирнов является к молодой вдове Поповой, чтобы востребовать долг её покойного мужа, принесет публике настоящее наслаждение. Продолжив искания в жанре камерной комической оперы, композитор проявил себя мастером тонкого психологического портрета, умело манипулирующим характерами-интонациями.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:25  
#5 Лебединое озеро 3 часа с 17.09.2015 Самарский академический театр оперы и балета Автор пьесы: Петр Ильич Чайковский Жанр: балет в 3-х действиях, 4-х картинах Постановочная группа: Владимир Коваленко, Наталья Хохлова, Кирилл Шморгонер, Александр Анисимов, Вячеслав Окунев Возраст: 6+ Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.Хореография Л. Иванова, М. Петипа, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР К. Сергеева, народного артиста СССР А. Мессерера, народной артистки России, лауреата государственных премий СССР А. Шелест
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:35  
#6 В либретто балета нашли отражение основные темы и образы романтического искусства той эпохи: разлад мечты и действительности, стремление к идеалу и невозможность его обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление вины ценою жизни. Сказочная коллизия развивает важнейшую для романтизма тему рока, родового проклятия. Характерно для романтической концепции соотношение человек-природа, которая и защищает, и сопереживает, и карает. Образ Одетты – символ идеальной, но трагически-обреченной любви Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Став уникальным явлением художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:37  
#7 Балет Б. Павловского «Белоснежка и семь гномов» – подарок нашего театра самым маленьким зрителям. В этом спектакле по сказке братьев Гримм действуют гномы, обитатели леса – белочки, лисички, и, конечно, красавица-Белоснежка. А заняты в постановке и взрослые артисты балета, и учащиеся хореографического училища. Кому какие роли поручены? Гномы – они же маленькие, наверное, их танцуют дети? Не угадали! Дети танцуют лесных зверюшек. А гномы – взрослые танцовщики. Ведь в этих партиях надо не просто протанцевать – надо изобразить характер гномов, их смешные повадки, забавные движения. Для этого надо быть опытным артистом.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:39  
#8 «Спящая красавица» создавалась Чайковским в 1888—1889 годах, вскоре после окончания «Чародейки» (1887) и Пятой симфонии (1888) и накануне создания «Пиковой дамы» (1890). Поводом для возникновения нового балета явился заказ директора императорских театров И. А. Всеволожского. Постановку осуществлял выдающийся русский балетмейстер М. Петипа. Первый спектакль «Спящей красавицы» состоялся 3 января 1890 года на петербургской сцене. Брат композитора, М. Чайковский, писал вскоре после первых представлений: «…Успех был колоссальный, но выказавшийся, так же как и успех «Евгения Онегина», не в бурных проявлениях восторга во вре­мя представлений, а в бесконечном ряде полных сборов». В основу либретто «Спящей красавицы» положена одна из самых по­пулярных сказок Шарля Перро. Общий глубоко гумани­стический смысл сюжета – преодоление злых чар победоносной силой доб­рых чувств, силой любви, дружбы и преданности. В «Спящей красавице» воплощен почти исключительно «светлый» Чайковский – Чайковский торжественных любовных кантилен, жизнерадостной, блестящей, лирически изящной танцевальности. Это мир светлой романтики, который живет и в операх, и в симфониях Чайковского.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:42  
#9 Поначалу балет назывался «Магазин кукол» («Die Doll Shop»), лишь чуть позже название было изменено. Во второй половине XIX века этот балет стал одним из самых популярных, а спустя время вновь, с не меньшим успехом, появился на сценах европейских музыкальных театров. С момента появления «Феи кукол» прошло более 150 лет. Балет продолжает свою сценическую жизнь в новых редакциях, он входит в репертуар многих театров, хореографы и зрители возвращаются к нему вновь и вновь.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:45  
#10 Гала-концерт фестиваля им. А. Шелест Фрагменты из спектаклей и хореографические номера на музыку П.И. Чайковского балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, Ю. Григоровича, Н. Дуато, К. Шморгонера. Участвуют: • прима-балерина Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов, премий в Париже, Италии, Тбилиси, «Dance open», журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда» - Евгения Образцова; • ведущий солист Государственного академического Большого театра России, лауреат приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» - Денис Родькин; • прима-балерина Михайловского театра (Санкт-Петербург), заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда» - Ирина Перрен; • премьер балета Михайловского театра (Санкт-Петербург), дипломант международных конкурсов - Марат Шемиунов; • балетная труппа и оркестр Самарского академического театра оперы и балета. Музыкальный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Республики Беларусь - Александр Анисимов.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:50  
#11 Веселый деревянный человечек с длинным носом уводит нас в мир трогательных и поучительных приключений за счастьем – золотым ключиком. Неунывающий, озорной, умный и мужественный мальчуган Буратино всегда стоит за справедливость, готов бороться за обиженных и слабых. Он оказывается достойным предводителем маленького кукольного народа, борющегося против злого Карабаса Барабаса, и после долгих опасных приключений добивается счастья. «Золотой ключик» – произведение яркого оптимизма, бодрости и юмора, стало одним из любимых у советской детворы.
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 11:53  
#12 Все эти произведения и ещё много другие не менее интересные можно увидеть в сентябре, октябре 2015 в Самарском академическом театре оперы и балета
Гульнара Айтуганова, дата: 25.07.2015 в 12:00  
#13 Красиво! Но я была только в театре музкомедии.
Елена Фотеева, дата: 25.07.2015 в 12:19  
#14 БАЛЕТ Пиликает скрипка, гудит барабан, И флейта свистит по-эльзасски, На сцену въезжает картонный рыдван С раскрашенной куклой из сказки. Оттуда ее вынимает партнер, Под ляжку подставив ей руку, И тащит силком на гостиничный двор К пиратам на верную муку. Те точат кинжалы, и крутят усы, И топают в такт каблуками, Карманные враз вынимают часы И дико сверкают белками,- Мол, резать пора! Но в клубничном трико, В своем лебедином крахмале, Над рампою прима взлетает легко, И что-то вибрирует в зале. Сценической чуши магический ток Находит, как свист соловьиный, И пробует волю твою на зубок Холодный расчет балерины. И весь этот пот, этот грим, этот клей, Смущавшие вкус твой и чувства, Уже завладели душою твоей. Так что же такое искусство? Наверно, будет угадана связь Меж сценой и Дантовым адом, Иначе откуда бы площадь взялась Со всей этой шушерой рядом?(Арсений Александрович Тарковский)
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 25.07.2015 в 12:35  
#15 Танец- это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в стихах.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 25.07.2015 в 12:37  
#16 Главная цель постановщика оперы – устроить так, чтобы музыка никому не мешала. Видоизмененный Генрих Гейне
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 25.07.2015 в 12:40  
#17 Монументальное серое здание театра является ярким примером архитектуры 30-х годов и создает с площадью Куйбышева единый комплекс. Масштабность постройки, да и размеры самой площади мало кого оставят равнодушным. Тетр оперы и балеты – одна из главных достопримечательностей вашего города. Это узнаваемое место, куда ведут гостей города в рамках ознакомительных экскурсий. Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров.
Елена Перепелицина, дата: 25.07.2015 в 15:30  
#18 У нас в областном городе нет своего театра оперы и балета. Когда чей - либо театр приезжает на гастроли к нам, мы дочерью стараемся попасть на спектакль. А Самара - древний город, однажды я в нем была, и мне очень понравилось.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 25.07.2015 в 15:39  
#19 Красивое, величественное здание театра, великолепное внутреннее убранство и отличный репертуар. В блогах: премьера оперы «Пиковая дама» в Самаре. Блогер Евгений Синюков анонсирует, что в Самарском академическом театре оперы и балета состоится очередная премьера оперы «Пиковая дама». Постановка открывает фестиваль, посвященный 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Со дня основания театра в июне 1931 года «Пиковая дама» ставилась в Самаре всего 10 раз. Автор побывал на финальной репетиции великого театрального события. "Постановка вышла, на мой взгляд, просто чудесной", - пишет Синюков. www.trkterra.ru/news/v-blogah-premera-opery-pikovaya-dama-v-samare/30062015-1738
Валентина Титова, дата: 25.07.2015 в 16:02  
#20 Галина Александровна! Спасибо за блог!
Владимир Баранов, дата: 27.07.2015 в 6:57  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ