С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Почему нам нужно вернуться к советской школе
Просмотров: 1783, дата: 06.05.2017, автор: Наталья Чубаева

Почему нам нужно вернуться к советской школе


 
 

 
По мнению министра, роль современной школы всё та же: воспитывать «личность, уважающую свой народ и ценящую труд». В чём ещё заключаются лучшие традиции советского образования с точки зрения Ольги Васильевой?
 

1. Нравственное воспитание(Ольга Васильева в интервью «Интерфаксу»)


 
Воспитание гражданина в советское время было едва ли не более важной задачей школы, чем собственно образование. Ольга Васильева заметила, что сейчас духовно-нравственному воспитанию детей в школах уделяется меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ. Она обратилась к учителям и попросила их проводить со школьниками внеурочное время — «время, когда мы с ребёнком можем работать, говорить и что-то делать, чтобы он стал гражданином нашей страны». Васильева подчеркнула, что главная задача учителя — постоянно оставаться в контакте с ребёнком и быть для него примером.
 

2. Единый стандарт(Ольга Васильева в интервью телеканалу РЕН ТВ)
 
 
      Министр считает, что программа всех школ должна быть единой. «Сегодня мы живём с вами здесь, завтра — переехали. Ваш сын или ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с какого она закончила в предыдущей школе», — так объясняет Васильева своё представление о едином образовательном пространстве. По её мнению, это понятие не исключает творчества и вариативности.Министр пообещала сократить число учебников и создать стандарт по каждому предмету, заменив примерные образовательные программы на «конкретные». По новому стандарту будет не больше трёх линеек учебников — для основных, базовых и углублённых предметов.
 

3. Трудовое воспитание(Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании)
 
 
   В советской системе труд считался неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой личности. Сейчас уроки труда в начальной школе сводятся к плетению браслетов из бисера и оригами, а после пятого класса часто и вовсе исчезают из расписания. Советские младшеклассники учились работать с разными материалами, в том числе шить и даже конструировать простейшие детали. С восьмого класса в школах начинались «основы производства», и школьники обучались конкретной профессии — например, металлообработке. В конце 1980-х годов профессиональное обучение в старших классах признали необязательным, и «основы производства» постепенно исчезли из школ.
     Ольга Васильева считает, что современным школьникам трудовое воспитание необходимо — они должны уметь «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда». C 2017 года по инициативе Минобрнауки в российских школы начнут вводить часы трудового воспитания в рамках предмета «технология», но Ольга Васильева призвала школы не дожидаться рекомендаций «сверху» и самим начинать приучать школьников к труду.
 

4. Ученические производственные бригады(Ольга Васильева в рамках проекта «Час с министром» в Общественной палате)
 

 
    В производственных бригадах советские школьники закрепляли навыки, полученные во время трудового обучения. Они выезжали в лагеря при колхозах и по несколько часов в день работали в поле или в лаборатории, в зависимости от специализации. Школьники учились управлять комбайнами и тракторами, выводить сорта сельскохозяйственных культур, помогали на животноводческих фермах.Российские школы могут вернуться к советской практике вывозить школьников на производства, чтобы готовить их к работе в сфере сельского хозяйства. Васильева считает, что ученики должны получать полезные профессиональные навыки ещё в школе. Для этого в рамках предмета «технология» по направлению «сельское хозяйство» для школьников будут создавать агроклассы, лесничества, и производственные бригады.
 

5. Уборка(Ольга Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре)
 

    Дежурства по классу, обычные для советских школьников, в последние годы стали довольно редкой практикой. Против них выступают родители, ссылаясь на статью закона об образовании, которая запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой. Министр с этим не согласна: она выступила за возвращение в систему образования самостоятельной уборки школьниками классов и территорий вокруг школы.Васильева призвала прекратить воспитывать из школьников «маленьких потребителей» и заявила, что дежурство в классах не причинит вреда их здоровью, зато воспитает ответственность. «Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет», — объяснила Васильева.
 
Школа в Советское время
 
 



Источники:
1. Библиотека начинающего педагога  [Электронный ресурс]. Почему нам нужно вернуться к советской школе – 2017,  URL:     
http://vashabnp.info/news/2017-05-06-2303
2. «Пульс планеты»  Новости. Аналитика. Факты[Электронный ресурс]. Почему нам нужно вернуться к советской школе – 2017, URL:   http://puls-planeta.ru/blog/43113212294/5-dovodov-Olgi-Vasilevoy,-pochemu-nam-nuzhno-vernutsya-k-sovetsk
3. Картинки взяты с сервера Яндекс.
 
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, очень актуальный блог! Я просто убеждена, что программа во всех школах должна быть единой! Очень трудно проводить итоговые работы по разным программам. Кроме того, разные программы вносят хаос как среди учителей, так и среди родителей. Не все дети способны воспринимать тот материал, который предлагают разные авторы. По поводу дежурства, я всегда придерживалась старых традиций. У меня в классе дети каждый день дежурят, я это проговариваю сразу с родителями на первом собрании. Возвращение в систему образования самостоятельной уборки школьниками классов и территорий вокруг школы на государственном уровне поможет в воспитании чувства ответственности и бережного отношения ко всему у школьников несомненно.
Маргарита Чаркова, дата: 06.05.2017 в 20:27  
#2 Много позитивных размышлений вслух от Министра образования. Её видение и её размышления про завтрашнее образование позитивны. Хотелось бы, чтобы образование развивалось в пользу детей, но учебную программу для них мне хотелось бы слегка упростить, да и учителей бы чтоб по заслугам отмечали. О тех или иных точек зрения, затрагиваемых Министром, мы даже обсудили на производственном совещании. Это её интервью , данное телеканалу РЕН ТВ , довольно популярно, и оно широко обсуждалось в свое время во многих педагогических коллективах. К сожалению, не до всех педагогов это интервью дошло в свое время. И то, что Вы решили вернуться к нему сейчас - хороший жест. Думаю, обсуждающих данную в блоге тему коллег будет немало.
Ольга Степанова, дата: 06.05.2017 в 20:43  
#3 Наталья Николаевна, прочитав Ваш блог, у меня появилась ностальгия по советской школе! Мы сами через всё это прошли, и сейчас вспоминаются именно эти моменты из школьной жизни. Причём, с радостью. Я тоже считаю, что программа должна быть единой. У нас рядом со школой детский санаторий. Приезжая туда, дети обучаются в нашей школе. И все по разным программам. Это просто невозможно! По поводу дежурства и общественно-полезного труда мы давно согласовали с родителями. Они - только за! Где этому учиться, если не в школе.
Валентина Мурашева, дата: 06.05.2017 в 20:50  
#4 Наталья Николаевна, бальзам на душу. Действительно, ностальгия по старым советским временам. Очень правильно сказано " Ваш сын или ваша дочь пошла в школу, пришла, села, открыла учебники и начала с того места, с какого она закончила в предыдущей школе". У меня в класс сколько раз приходили дети, которые в новой программе, мягко сказать, "плавали"; доходило дело до срывов. О какой успешности ребенка можно говорить, если принципы построения у программ совершенно разные. Было бы здорово, если бы такие решения приняли.
Маргарита Абраконова, дата: 06.05.2017 в 21:41  
#5 Наталья Николаевна! Вы молодец! Затронули такую тему. Я за советскую школу!
Владимир Баранов, дата: 07.05.2017 в 5:44  
#6 Наталья Николаевна, я тоже считаю, что программа во всех школах должна быть единой для всех. Было бы неплохо возобновить традиции системы образования в советские времена. А самое главное - образование должно быть бесплатным, даже дополнительное и высшее. Но увы, наверное, это всё просто иллюзии и мечты.
, дата: 07.05.2017 в 5:53  
#7 Лично я считаю, что для подготовки детей к ЕГЭ должны быть задействованы родители. Просто некоторые моменты на плечи школы ложатся те обязанности, которые в принципе выполнять родители. Наши родители так же работали, так же уставали, однако всё таки в нашей судьбе и дальнейшем образовании принимали самое активное участие.
, дата: 07.05.2017 в 6:01  
#8 Как обычно, новое - это хорошо забытое старое. Всегда в школах убирали в классах, чистили территория, работали в производственных бригадах. И это нужно обязательно. А то дети вырастают белоручками, презирающими труд.В нашей школе дети трудятся на участке, сами моют классы, убирают территория села.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 07.05.2017 в 6:11  
#9 Ностальгия по советской школе видна и у педагогов, и у родителей учеников. Это каким надо было быть фантазером, чтобы все хорошее советского образования перечеркнуть напрочь! Это касается и трудового воспитания, и нравственного, и патриотического. Думаю, что в первую очередь, нужно создать институт работы с родителями. Как только наладится положительный контакт/взаимопонимание образования и родителей учеников, то сразу будет виден и общий эффект педагогической и воспитательной деятельности
Елена Маратовна Онищук, дата: 07.05.2017 в 6:11  
#10 А прграммы должы быть одинаковые. Это нужно и для ученика, и для родителей, и для учителя.Родители почти совсем устранились от помощи детям. Зачем им контролировать подготовку детей к экзаменам, когда есть учитель.А что ребенок не ходит на консультации и не готовит домашнее задание, виноват снова учитель.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 07.05.2017 в 6:18  
#11 Наталья Николаевна,хотелось бы,чтобы всё озвученное министром Ольгой Васильевой вернулось в жизнь наших школ.Программы должны быть "конкретными" и едиными.Учитель обязан быть примером для его учеников. Труд должен стать неотъемлемой частью воспитания. Ещё не все родители понимают,что трудовые навыки ребёнка начинаются со школы.
Ольга Иванова, дата: 07.05.2017 в 6:52  
#12 Идеи очень хорошие, отличные, у меня так уже давно такое мнение сложилось, она как будто по моим мыслям и рассуждениям прошлась! Вот только как это будет претворяться в жизнь, ведь на бумаге все и останется! Я больше по поводу трудового воспитания, советская школа воспитывала труженика, и этот труженик был в стране востребован, он был нужен... а сейчас кто нужен?
Людмила Петровна Трифонова, дата: 07.05.2017 в 9:38  
#13 Она про совхозы и колхозы, так их уже давно нет, все развалилось. Где раньше практику трудовую дети проходили... заросло крапивой...Это надо сначала промышленность поднять, колхозы и совхозы возродить... говорить то много можно, а вот какой будет результат?
Людмила Петровна Трифонова, дата: 07.05.2017 в 9:42  
#14 Слова хорошие. А как будет на деле? Как говорится, дважды в одну реку войти нельзя. Наш межшкольный комбинат закрыли в 2011 году, хотя там было 12 профилей, а учащимся 8-11 классов предлагалось 150 элективных курсов, при этом во все программы входили профессиональные пробы. Специалистов уже нет. А с введением ЕГЭ/ОГЭ учащиеся и не стремятся познать себя в мире профессий, они готовы зубрить только необходимое количество предметов. Хотя я, как учитель технологии, очень надеюсь, что слова министра всё же будут реализованы на практике.
Евгения Брашко, дата: 07.05.2017 в 12:10  
#15 Советское образование было одним из лучших, качественных образований в мире. Прочные знания, нравственное, патриотическое воспитание. Согласна с мнениями коллег. Надеюсь на лучшее в образовании.
Галина Борискина , дата: 07.05.2017 в 15:31  
#16 Согласна что образование должно быть единым. Сегодня школьные программы множатся и соревнуются между собой в сложности, а дети вынуждены просиживать над учебниками до поздней ночи. У нас начальная школа. Дети учатся 4 года, потом идут поступать в другие учебные заведения. Пишут контрольные работы, составленные по другой программе. И не поступают. А как хорошо было, когда в школах был сельскохозяйственный труд. Дети с огромным удовольствием работали на пришкольных участках. Я за приобщение детей к труду.
Ирина Мерзлютина, дата: 07.05.2017 в 21:18  
#17 Отличный блог. Я даже решила распечатать и в учительской повесить. Спасибо Вам!!!
Любовь Хабарова, дата: 08.05.2017 в 13:07  
#18 Хочется верить, что настанет такое время! Я - за!
Нажия Утепова, дата: 08.05.2017 в 19:05  
#19 Наталья Николаевна, Вы, как всегда, находите интересный и актуальный материал для своих блогов. Большинство преподавателей и родителей нашего поколения, которое училось в советской школе, полностью согласны с мнением нашего министра. Вот только современные наши детки не знают и не хотят придерживаться простым требованиям. У нас в этом году 11-классники пожаловались в министерство РХ по поводу дежурства в школе. Такой сыр-бор разгорелся: директору - выговор, школьники не дежурят (только 11 класс). Хотя решение по поводу дежурства и мытья полов в классе было принято общим собранием родителей. Но... заставили всех брать согласие от родителей письменно. вот такие дела!
Татьяна Медведева, дата: 12.05.2017 в 20:56  
#20 Полностью согласна с коллегами. Советское образование самое лучшее было. Сама когда-то проработала в школе 6 лет, а сейчас ничего не понимаю в школьном обучении.
Екатерина Мишутина, дата: 21.05.2017 в 21:57  
#21 А Вы знаете, что пришли уже в школу молодые учителя из этого поколения, которые не учились в советской школе, которые не были пионерами и комсомольцами.И,ах как трудно, их самих отправить на субботники,и как убедительно они говорят, что нельзя детей заставлять дежурить и работать, если это не урок технологии.Да, да, не поверите, но я столкнулась с этим.
Любовь Хабарова, дата: 08.06.2017 в 1:11  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ