С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Из школьных сочинений: о чем писали 100 лет назад
Просмотров: 3626, дата: 18.10.2014, автор: Игорь Веденеев
Школьное сочинение столетней давности обнаружили муромские педагоги, штудируя архив одного из учреждений. Коллекцию музея народного образования пополнила тетрадь с домашней работой одной из гимназисток. Символично, что находка была обнаружена именно сейчас, когда в школьную программу возвращается сочинение. 

Коллекцию музея пополнили снимки воспитанниц Муромской женской гимназии II разряда, подлинный аттестат с восковой печатью, сведения об успеваемости одной из учениц гимназии и свод правил поведения. Но особую ценность архива составили две тетради, купленные в известном до революции писчебумажном магазине Мурома. Одна – для арифметики, другая – для домашнего изложения. Обе подписаны: «ученицы четвертого класса, Тагуновой А.». Имя девочки неизвестно, но из восьмистраничного сочинения об авторе можно узнать немало. 

ЛЮДМИЛА ФИЛОНЕНКО, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "«Мои любимые мечты» -  само название говорит за себя. Девочка мечтает о том, как будет проводить новогодние рождественские праздники, как пригласит на эти праздники крестьянских детишек. Затем она вспоминает о том, что ее брат ушел на войну, и она не может сегодня пойти на вокзал провожать других, потому что ей грустно, что люди уходят на войну". 

Передо мной всплывает самая любимая и никогда не покидающая меня мечта: вот я кончила гимназию, поступила в учительницы, учу маленьких детей грамоте, приучаю их к чистоте, опрятности и послушанию. 

Чтобы бегло прочесть отрывки из сочинения 1914 года, девятикласснице Насте пришлось его переписать. Слишком уж слог и начертание знаков отличаются от современных. Некоторых букв давно нет в русском алфавите. Разительны и перемены в нормах орфографии: глагол «идти» написанный через две «т» красные чернила не тронули. За грамотность гимназистка поймала «двойку». Изложение преподаватель оценила на «три с плюсом». Что говорит об уровне школьных требований в дореволюционной России, считает Татьяна Неверова. Потому что работу отличает глубина, стройность и выразительность мыслей. 

ТАТЬЯНА НЕВЕРОВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: "Это как раз то, чего многим современным детям, детям нашей эпохи не хватает. Я не про духовный мир говорю, а про умение высказать свои внутренние мысли, желания, мечты. Им не хватает слов и, к сожалению, эпоха в этом не способствует детям". 

Школьное сочинение в стране упразднили семь лет назад и вот теперь вводят заново. Учителя говорят, просто вернуть экзамен – полдела. Нужно увеличить объем литературных занятий, дети должны больше читать. Лауреат нескольких престижных конкурсов, девятиклассник Даниил Саплин искренне надеется, что с возвращением сочинения в школьную программу, его сверстники, наконец, ощутят всю прелесть этого нескучного занятия. 

ДАНИИЛ САПЛИН, УЧЕНИК 9 КЛАССА: "Нет таких чувств, которые нельзя было бы высказать русским языком. Для меня сочинение, как и для любого человека, это возможность высказать свое мнение, свое отношение к чему-либо, высказать свои эмоции, оставить какое-то хоть и самое маленькое слово в истории". 

Приблизительные темы декабрьского сочинения уже известны. Первые пробы пера в школах намечены на конец ноября. Очевидно, не все работы заслужат хорошую оценку преподавателей. Но ведь и гимназистка Тагунова А. в портфеле принесла «тройку», а сочинение перечитывают и сто лет спустя.  http://www.vladtv.ru/#/society/62583/
18.10.2014
Впервые после перерыва  почти в 10 лет.  В России стала известна дата написания первого выпускного школьного сочинения.  О необходимости его "возвращения" неоднократно говорили сами преподаватели русского языка и литературы. В итоге распоряжение вернуть  эти испытания в школы страны  дал Президент Владимир Путин. По данным Рособрнадзора, первый экзамен состоится 3 декабря. 

Пока итоговые сочинения  будут оцениваться по системе «зачет- незачет». Специалисты считают: подобная мера оправдана. Тему одиннадцатиклассники выберут самостоятельно из пяти вариантов. Это война, роль человека в природе, семейные ценности, нравственность или празднование  200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова. На экзамене школьникам запрещено иметь при себе средства связи, справочные материалы. Разрешено только использование орфографического словаря. Для написания сочинения  выделят 4 часа. По его результатам старшеклассники будут допущены или не допущены к сдаче ЕГЭ. Кроме того, при поступлении  в университеты за сочинение будут выставляться баллы. Если школьник получит «незачет», его ждет пересдача - в феврале. http://www.vladtv.ru/#/society/61986/
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Для повторно допущенных (получивших «незачет» или не явившихся по уважительной причине, подтвержденной документально) предусмотрены дополнительные сроки – первая среда февраля и первая рабочая среда мая. Информация о сроках, местах проведения и порядке информирования об итогах сочинения должна быть доведена до его участников региональными органами управления образованием не позднее чем за месяц. uchportfolio.ru/news/read/484
Татьяна Мазурова, дата: 18.10.2014 в 21:23  
#2 Комплекты тем сочинения передаются Рособрнадзором в регионы за 2 часа до его проведения через специализированный портал.
Татьяна Мазурова, дата: 18.10.2014 в 21:24  
#3 Писать сочинение будут в школах. Но для выпускников прошлых лет проведение сочинения возможно вне образовательных организаций. Региональные органы управления образованием могут организовать для них это испытание в специально подготовленных пунктах. Также по решению региональных властей места проведения итогового сочинения оборудуются металлоискателями, средствами видеонаблюдения и подавления сигналов мобильной связи. uchportfolio.ru/news/read/484
Татьяна Мазурова, дата: 18.10.2014 в 21:24  
#4 Я возмущена таким отношением к детям! Как надоели эти скоропалительные решения Министерства, неразумные порою изменения! Дети и бесконечные эксперименты - это как!?
Ольга Спирочкина, дата: 21.10.2014 в 1:49  
#5 Апробация проведения школьного сочинения пройдет в регионах 20 ноября. Как рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов РФ в Сочи, апробация технологии проведения итогового сочинения будет проведена в российских регионах 20 ноября этого года. Сергей Кравцов пояснил, что так как сочинение проводится в таком формате в первый раз, специально для отработки технологии его организации 20 ноября будет проведена апробация. www.ug.ru/news/13214
Татьяна Мазурова, дата: 21.10.2014 в 14:27  
#6 Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века. для детей 12-13 лет: * Замирание нашего сада осенью. * Река в лунную ночь. * Встреча войска, возвратившегося из похода. * Лес в лучшую свою пору. * Дедушкин садик. Для младших классов: * О том, что видела птичка в дальних землях. * История постройки дома и разведения при нем сада… * Великаны и пигмеи лесного царства. Для старших гимназистов: * Слово как источник счастья. * Почему жизнь сравнивают с путешествием? * Родина и чужая сторона. * О скоротечности жизни. * Какие предметы составляют богатство России и почему? * О высоком достоинстве человеческого слова и письма. * О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. * О проявлении нравственного начала в истории. * На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Игорь Веденеев, дата: 31.10.2014 в 9:06  
#7 «Комсомолка» предложила школьникам темы сочинений, которые писали гимназисты 100 лет назад Уже в следующем учебном году 11-классники будут писать выпускное сочинение - как в добрые советские времена. И как в недобрые царские тоже. Вот мы и предложили ребятам из московской школы № 1411 перенестись на сотню лет назад, дали им на выбор реальные темы сочинений той эпохи - и оставили один на один с мыслями. Цитаты из сочинений приводим с авторской орфографией и пунктуацией. «О скоротечности жизни» «Будучи подвергнутыми болезни старения многие люди пытаются оставить свой след в истории, дабы не кануть в лету. Как сказал Лев Толстой: «Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели» (М., 10-й класс). «Без цели жизнь, действительно, кажется, пустой и скоротечной. Но я думаю, что определить свою истинную цель и истинное призвание можно лишь после какого-то важного события, которое случилось в жизни и дало понять, в какую сторону следует двигаться. Стоит быть внимательным и понять, расшифровать знак, посылаемый судьбой через это некое событие» (Н., 10­-­­й класс). «Обычно, когда люди идут к мечте, они слепо не замечают происходящего и только идут вперед, и лишь под конец жизни, получив все к чему стремились, они понимают, сколько они упустили приятных мелочей, открывают глаза и начинают жить» (8-й класс, 14 лет, девочка). «Спросите себя, что вам нужно: греющее сердце чувство или богатая внутренняя пустота?» (8-й класс, Мария). «Почему жизнь сравнивают с путешествием?» «Некоторые путешественники стремятся к материальному благополучию, некоторые к душевному равовесию, но бывают и такие, кто не имеет свой цели. Их можно назвать кочевниками. Они путешествуют по миру людей, помогая другим странникам пройти сквозь страхи и отчаяние, или наоборот преграждая им путь. Но рано или поздно и у таких кочеников появляется цель и они превращаются в путешественников...» (Кулькина Катя, 8-й «В»). «Слово как источник счастья» «Что такое слово? Слово - это единица предложения, скажете Вы и окажетесь правы. Из слов составляют предложения, из последних в свою очередь тексты. Но каждое слово нечто большее, чем единица предложения. Во времена войны люди были на огромных расстояниях друг от друга, каждая весточка о дорогом человеке была важна, ведь люди были лишены возможности общаться напрямую. Любое слово было ценным материалом, родные с тяжестью на сердце замирали, ожидая лишь одно, пробуждающее надежду слово «Жив». Без помощи слов невозможно показать свои чувства. Слово - это единица счастья» (Ива, 8-й «А»). «Когда кажется, что уже все потеряно, правильные слова могут вызвать такую необходимую улыбку» (Юля, 10-й класс). «Слово может дать надежду отчаявшемуся человеку, что он выживет. Иногда словом можно осчастливить человека, его простив». (Алина, 8-й «В»). P. S. Школьники управились с сочинением за пол­часа. Дореволюционные темы понравились им куда больше современных: - Размышлять на свободную тему гораздо круче, чем писать сочинение по прочитанной книжке. На уроке литературы от тебя ждут, что похвалишь одного героя и поругаешь другого. Такой шаблон. У нас в классе есть девочка, которая так все это ненавидит, что специально полощет положительных героев и хвалит негодяев. Но все равно получает пятерки. А самые интересные темы - философские!www.kp.ru/daily/26241.5/3122633/
Игорь Веденеев, дата: 31.10.2014 в 9:39  
#8 Как разительно отличаются строки детских сочинений от той мутной реальности, в которой детям приходится расти - от погони за наживой, от погони за успешной карьерой, от выборов без выбора, от лозунга "Бери от жизни все!" и множества других гнусностей. Светлее становится на душе от осознания того, что есть еще звездочки! Лишь бы они не погасли под гнетом волчьих законов либерализма!
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ