Как сегодня учат в школе?
Просмотров: 1550, дата: 07.02.2015, автор: Ольга СпирочкинаСсылка на картинку: http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%90%D0%9A%20%D0%A3%D0%A7%D0%90%D0%A2%20%D0%92%20%D0%A8%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%95&fr=web&rch=l&jsa=1#urlhash=9018263282596505546
Сравнивая новую школьную программу с той, по которой училась сама, с негодованием стала замечать сложность, поверхностность и некоторую заумность при изложении учебного материала. «Программа «Школа России» - это ещё цветочки, сравните её с Виноградовской программой, где второклассники учат умножение, совершенно не зная таблицы сложения и вычитания, а четвероклашки изучают конусы и параллелепипеды из учебника по геометрии старших классов, вот тогда вы поймёте, что вашему ребёнку ещё повезло», - стали наперебой говорить мне учителя начальной школы, стоило лишь задеть волнующий меня вопрос на школьной переменке.
Ссылка на картинку:http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%90%D0%9A%20%D0%A3%D0%A7%D0%90%D0%A2%20%D0%92%20%D0%A8%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%95&fr=web&rch=l&jsa=1#urlhash=5883172614748662083
Как сегодня учат в школе? Так что же такое ФГОС и почему реформирование школьной системы образования коснулось не только прямых участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, но и нас, родителей? Какие плоды школьного эксперимента мы будем пожинать через несколько лет, когда наши дети станут выпускниками, и к чему надо быть готовым уже сейчас? Разобраться со всеми вопросами я попыталась в беседе с директором МБОУ «СОШ с. Енотаевка» Ольгой Васильевной Степовой: - У каждой медали есть две стороны, свои плюсы и минусы. Так и ФГОС следует рассматривать всесторонне. Лично мне не нравится реформированная система школьного образования тем, что большая часть фундаментальных знаний буквально исчезла из учебного материала. Параграфы учебников содержат, на мой взгляд, облегчённый материал. Всё построено по принципу: «Всем должно быть понятно!» Количество общих часов в базисном плане уменьшилось. А вот когда выпускник решит сдавать ЕГЭ по истории, к примеру, при изучении которой на протяжении нескольких лет «выпадали» многие исторические события, понятия, даты и причинно-следственные связи, вот тогда-то он и схватится за голову, и придётся ему для себя «открывать Америку»: читать дополнительную литературу, изучать различные Интернет-сайты. С остальными школьными предметами картина выглядит аналогичным образом. Составители учебников преследовали одну единственную цель: «не перегружать ребёнка!» А вот если ему будет интересна химия, биология или алгебра, тогда он и научится «добывать» себе знания самостоятельно! – рассказывает Ольга Васильевна. На «тройку» обучаемы все! Обсуждая с руководителем школьного учреждения проблемы современного образования, я поняла, что по ФГОСу «на тройку обучаемы все!». Так уж построена новая тестовая система обучения и контроля знаний, что сдать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике и получить заветный аттестат могут многие выпускники. Но вот хорошего «пропускного балла» при поступлении в ВУЗ у большинства из них уже не будет. Связано это в первую очередь с тем, что с этого года поднимется пропускной бал у многих предметов по выбору, а математика станет сдаваться на базовом и профильном уровне по выбору учащихся. А когда все ВУЗы в 2015 г. поднимут свой пропускной балл, количество будущих абитуриентов резко сократится. «Высшее образование должно опять стать весомым и труднодостижимым!» - так заявил в своём недавнем послании российский президент. – В стране не хватает людей рабочих специальностей». Невольно напрашивается вывод - отсеять «зёрна от плевел» призвана в глазах государственных руководителей реформированная система школьного образования. Только не все родители это сразу поняли, впрочем, как и я тоже. Искать и находить, уметь и применять - Поговорим теперь о «плюсах»: чем хорош ФГОС? Прежде всего, заявкой на огромную индивидуальную работу ученика, развитие его интереса к предмету. Согласно новым образовательным стандартам школьник должен сам (!) найти много дополнительного материала, удивиться сам и уметь удивить других, подать эти знания, доказать, убедить педагога и своих одноклассников почему это именно так, а никак иначе, уметь высказать свою точку зрения. Главное, чему учит ФГОС – это искать, находить и уметь применять! Но современные школьники этого не делают: они мало читают, плохо развита устная речь. Легко поставить крестик в тесте, намного труднее выстроить линию своего доказательства. С этого года вновь было введено сочинение в 11 классе. И это хорошо, ведь дети учатся рассуждать,– отмечает Ольга Васильевна. А может быть я сверх меры критична по отношению к новой образовательной системе? Может и не совсем всё плохо, как кажется со стороны? С первого класса составители учебников пытаются вовлечь учащихся в проектную деятельность, заставляя рыскать поиске дополнительных знаний на просторах Интернета. Вот только почему-то весь груз ответственности за «добытые таким путём знания» ложится на плечи родителей. Вспоминая своё школьное детство, с уверенностью могу сказать, что домашнее задание выполняла самостоятельно и без особых на то усилий окончила школу с серебряной медалью. А школьные отметки, к сожалению, сейчас теряют постепенно свой статус, сохраняя лишь черты былой привлекательности. - Родители не должны «вытряхивать» с учителей «4» и «5», ведь отличные оценки в школьном дневнике сегодня не являются гарантом успешной сдачи ЕГЭ. Несомненно, приятно иметь хорошие отметки в аттестате, но они никоим образом не повлияют на пропускной балл при сдаче ЕГЭ. Родители должны понять раз и навсегда: ребёнок должен выполнять домашнее задание самостоятельно, иначе полученную «3» они воспринимают как свою собственную. Может быть не дано вашему ребёнку обучаться по этому предмету на «5», пусть тогда он учится на «3». Может со временем поймёт предмет, или же природой это ему совсем не дано. Отмечу одно: на тройку обучаемы все! А чтобы, к примеру, хорошо знать иностранный язык, нужен колоссальный труд или дар божий, – рассказывает О.В. Степовая. «Тьютер» или все же учитель? Видя недостатки ФГОС, все учителя молча разводят руками – эксперимент уже запущен в жизнь. Педагоги с многолетним стажем пытаются сгладить все острые углы реформированной системы, совмещая «старое» и «новое». И только благодаря их старой закалке и требованиям, предъявляемым по старинке к учащимся, последние получают хоть какие-то систематические знания. Ведь по ФГОС учитель в учебном процессе как фигура уходит на второй план, становясь на уроке просто «тьютером» (руководителем), где учащиеся должны в поте лица добывать себе знания сами. Абсурд! Пытаясь как можно больше «слизать» нововведений с Запада, Россия, как ни странно, теряет свою самобытность и традиционность. Кто, как не учитель, должен давать знания детям? И что это за знания, которые подменяясь «творческим подходом», приводят к несдаче ЕГЭ? Опросив большое количество учителей, я пришла к печальному выводу: ФГОС по задумке его инициаторов рассчитан не на средних российских детей, а в большей степени на продвинутых учащихся, количество которых в нашей школе, по мнению самих педагогов, единицы. - Да, школа фактически перестала давать хорошие фундаментальные знания, но она на сегодняшний день перед собой такой цели и не ставит. Главное в школьном образовании - выход на профилирование до 9 класса. За время обучения дети узнают понемногу обо всём и ни о чём конкретно, и принимают для себя осознанное решение - какой предмет взять за основу для своего дальнейшего профессионального обучения. Около 30 % выпускников 9 классов прошлого года сделали свой выбор, поступив на бюджетные отделения средних специальных заведений. И это правильно. В ФГОС есть базовый и повышенный уровни, но порой детям и их родителям хочется большего - взять планку повыше. Но в этом случае требуются либо особые усилия, титанический труд, либо неординарные природные способности. Если нет ни того, ни другого, то надо постараться родителям совместно с педагогами сделать пребывание ребёнка в школе удобным и комфортным. Так уж устроено современное образование! – говорит О.В. Степовая. Всё вроде бы гладко и правильно, но крамольная мысль: «А такая ли реформа образования нам нужна?» всё не оставляет меня в покое. Но почему наших детей загоняют в какие-то странные рамки? «Учись сам! А если не хочешь, ну и ладненько, заставлять мы тебя не будем, просто не имеем права. 9 классов закончил – это замечательно! Быстренько дуй в колледж, ЕГЭ сдавать и судьбу испытывать не надо. Нам рабочие руки ой как нужны! - говорит, довольно потирая руки, государство. - Слишком много в стране развелось умных бездельников! Работать на фабриках и заводах некому!» Вот и был придуман такой хитрый ход под названием «ФГОС» со стороны государственных деятелей. - Главная цель школьной реформы – социализация личности, чтобы человек стал самостоятельным: умел анализировать и делать для себя выводы. Знания, как таковые, должны стать осознанными (для чего они мне нужны?). Весь ФГОС построен по принципу: «Сам!» Согласна с тем, что не надо было так уж резко реформировать систему школьного образования: «разрушим всё до основанья, а затем…» Стоило заимствовать лишь элементы западной образовательной системы, не теряя фундаментальности знаний, чем всегда славилась Россия. Последние провальные результаты ЕГЭ по математике во всей стране заставили чиновников из Министерства образования не на шутку задуматься: «А всё ли методически мы делаем правильно?» Сейчас повсеместно идут тотальные срезовые проверки среди 5,6,7 классов по математике. Думаю, что по их итогам будут приняты кардинальные решения. Твёрдо знаю одно: школа по-старому работать уже не сможет. Получаемые знания должны иметь практическую направленность, и это большой «+» в новой системе. Школа должна двигаться вперёд! Она обязана давать людей, готовых к реалиям современной жизни. Единственно, что хотелось бы пожелать думским законотворцам: перестали бы они, наконец, затискивать школу в какие-то особые рамки, дали бы ей варианты, по которым она может организовывать свой учебный процесс, исходя из состава своего педагогического коллектива, его силы и мощи, а также контингента детей и социума, который находится вокруг. А учителю надо вернуть общественное уважение, авторитет и его статус, как главного источника носителя информации, - в заключение беседы убеждённо говорит Ольга Васильевна. - Образование – это основа основ, так было и так будет всегда!
Сылка:http://smi.astrobl.ru/News.aspx?newspaper=3
Другие блоги пользователя
- Сабантуй – это один из древнейших праздников
- Открылся музей Солженицына в Кисловодске
- Подводные камни домашнего образования
- Юный британец Аян Куреши в пять лет стал стал самым молодым в мире IT-специалистом
- Диетологи дают советы, чем кормить школьников
- В 2015 году Астраханской области потребуются 600 педагогов
- Как сегодня учат в школе?
- И последние станут первыми? Как помочь отстающим школам?
- Школьные Клубы начинающих предпринимателей в Астраханской области
- Астрахань. Найдено гигантское месторождение нефти
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Здравствуйте! Переход на новые образовательные стандарты в школе требует серьезной подготовительной работы. Я считаю, что устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий. Также считаю, что на сегодняшний день во многих образовательных учреждениях наблюдается так называемое образовательное неравенство – значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных. Вот здесь то и начинается проблемная ситуация. Согласна, что введение стандарта во многом изменит школьную жизнь ребёнка и учителя. Это и новые формы организации обучения, новые образовательные технологии. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но каков же будет результат этого всего? Посмотрим в будущем. Ведь все зависит от нас самих.
Ксения Счастливая, дата: 07.04.2015 в 9:23
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.