Тайна городища Большой Лог и современность
Ульяна Терещенко (Мазурова)
20.07.2014
1600
329
0
МХК, ИЗО, черчение, искусство / Юные исследователи
Научное общество учащихся «Поиск»
ХХХIII Научно – практическая конференция
«Тайна городища Большой Лог
и
современность»
Выполнила:
Учащаяся 7 класса, школа №150,
Мазурова Ульяна.
Руководитель:
Учитель МХК, школа № 150,
Мазурова ТМ.
Рецензент:
Г.Г. Гурьянова,
Ст.преподаватель кафедры
ТиМОИЗО ОмГПУ;
А.Н. Лукьянов,
Доцент кафедры
первобытной истории ОмГУ
Омск – 2001
Содержание
Введение……………………........................…………..…..3
Глава 1 “Тайна городища Большой Лог и современность”
I.1.Культурно – историческая среда города Омска тысячи лет назад…………….…..........................7
I.2.Гончарное искусство………….…….................8
I.3.Мир орнаментальных узоров……....................10
I.4.Архаика и современность………….................11
Глава 2 Практическая работа…………….…...........13
Заключение………………………………....................14
Примечание…………………………….…..................15
Библиографический список использованной литература…………………………….……................17
Введение
«Гордиться славой своих предков
Не только можно, но и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие».
(АС Пушкин.)
Первые прииртышские художественные творения были созданы руками людей древнекаменного века 10 – 20 тысяч лет назад. Не было в Прииртышье уголка, где бы не жили и не создавали творения первобытные художники. Археологические памятники в настоящее время открыты, исследованы и на Омской земле.
Прекрасен современный город Омск: дома, улицы, площади, подобно страницам большой книги, повествуют о жизни его жителей. Но, к сожалению, мы: я и мои сверстники, мало знаем о древней культуре, истории того места, где мы живем. Обращение к данной теме есть результат интереса, желания познать прошлое родного города.
Научной работой по данной теме занимаюсь второй год. Тема первой работы была посвящена изучению особенностей развития городища Большой Лог. В этом году я расширила тему своего исследования, связав древнюю культуру и современность.
Тема исследования - «Тайна городища Большой Лог и современность».
Цель работы - через изучение древнего искусства Прииртышья приблизиться к пониманию современного искусства г. Омска.
Выполнение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
определение эпиграфа исследовательской работы;
3
поиск научного материала по данной теме: изучение трудов омских ученых в читальном зале библиотеки имени А.С. Пушкина,
посещение выставки «Археология Прииртышья»
Омского государственного историко– краеведческого музея,
посещение художественных галерей и знакомство
с творческими работами омских художников;
изучение развития первобытного искусства Прииртышья («Городище Большой Лог»);
знакомство с творчеством омского художника Евгения Дорохова;
создание иллюстративного материала по данной теме;
выполнение практической работы.
Работа состоит из нескольких разделов:
-введения, в котором определены тема, цель, задачи, актуальность, новизна, перспективность, а также выполнение практической работы.
-основного раздела, состоящего из нескольких глав:
1.1. глава - показывает культурно – историческую среду города Омска тысячи лет назад.
Территория города привлекала внимание человека с древних времен, на что существовало ряд причин. В работе приводятся доказательства данного выбора. Культурно – историческая среда воплощена в разнообразных памятниках археологии. Первые сведения о находках относятся к 18 веку. К концу 19 – началу 20 веков многие археологические памятники оказались разрушенными или исчезнувшими из–за непродуманной деятельности людей.
Один из наиболее сохранившихся памятников археологии в черте города Омска – городище Большой Лог.
4
В работе рассказывается об особенностях места его расположения, освоении территории людьми, развитии ремесел.
1.2. глава - раскрывает особенности развития гончарного искусства в городище Большой Лог.
В работе показаны отличительные черты кухонной посуды от столовой, способы изготовления сосудов, нанесения на стенки изделий узоров.
Также описываются характеристики отдельных фрагментов сосудов.
1.3. глава - раскрывает богатство и разнообразие мира орнаментальных узоров. Так, для кулайских сосудов характерны симметричность форм, тщательная отделка поверхности, тонкость стенки, декоративность внешнего вида, использование разнообразных видов штампов: «змеек», «уточек», «ковровых композиций».
1.4. глава - помогает познать древнее искусство Прииртышья через творческий поиск нашего современника, омского художника Евгения Дорохова. Рассказывается о проведении выставки в Омском историко – краеведческом музее «Художник в знаковом поле архаики», приводятся мнения искусствоведов, а также высказывается и моя собственная точка зрения. Описывается творческий путь художника.
Глава 2 Практическая работа
Познакомившись с искусством древнего Прииртышья, у меня появилось желание изготовить сосуд в технике жгута. Изучив различные виды орнаментальных узоров и способы их нанесения на стенку сосуда, изготовила свой вариант керамического изделия.
- заключения – подводящему итог исследованию;
-примечания - состоящему из списка слов, необходимых для изучения;
5
-литературы- изученной и используемой в процессе работы над данной темой.
В основном была использована литературные источники омских авторов, таких, как Б.А. Коников, Г.Г. Гурьянова, Г.Ю. Мысливцева.
Изучение древней культуры родного города является актуальной задачей. Мы живем в этом городе и должны знать его историю, научиться гордиться достижениями наших далеких предков.
Новизна данной работы обозначена самой темой исследования, а именно: «Тайна городища Большой Лог и современность». Древнее искусство находит отклик в творчестве многих омских художников, среди них и Евгений Дорохов. Через изучение археологических памятников далекого прошлого познаются история и культура не только древних времен, но и дня современного. Возникают вопросы и о будущем: что я смогу оставить своим потомкам, какую землю, какие творения своих рук.
Практическая значимость работы состоит в следующем: возможно использование как выступление на уроках по теме «Краеведение» и «Культура моего города». Также знания, полученные при изучении данного материала, помогут создавать без гончарного круга изделия из глины в технике жгута.
Перспективность данного исследования состоит в следующем:
изучая древнюю культуру, глубже познаешь современное искусство;
возможность продолжения данной темы в будущем.
6
Глава 1. Тайна городища Большой Лог и современность
1.1. Культурно – историческая среда города Омска тысячи лет назад
Территория Омска с незапамятных времен была заселена первобытными людьми, о чем свидетельствуют результаты наблюдений, обследований и раскопок краеведов и археологов в черте города. Территория Омска в далеком прошлом постоянно привлекала внимание человека. И на это было ряд причин: в устье Оми и на Иртыше имелись угодья, обильные рыбой, зверем и птицей, мягкие и плодородные пойменные земли привлекали взор землепашца. Великая река связывала мир охотников и скотоводов Севера Сибири с первобытными сообществами и цивилизациями древнего Востока, будучи удобной артерией для торговых экспедиций и культурного обмена.
Культурно – историческая среда на месте города Омска формировалась в течении многих тысячелетий трудами многих поколений людей, чьи история воплощена в разнообразных памятниках археологии.
Первые сведения о находках древних орудий труда и быта на территории города относят к 18 веку. По мере активизации процесса застройки количество пунктов с находками постоянно увеличивалось, долгие десятилетия данные о местах находок и самих изделиях письменно не регистрировались и не описывались. В итоге к концу 19 –началу 20 веков многие археологические памятники оказались разрушенными или исчезли.(1,с5)
Городище Большой Лог – один из наиболее сохранившихся ныне памятников археологии в черте Омска. Городище расположено на восточной окраине города, на правом высоком берегу Оми в 12 км от ее устья. С двух сторон городище ограничено длинными и глубокими оврагами – логами (они и дали название памятнику).
7
Городище Большой Лог с середины II тыс. до н.э. (эпоха бронзы) имело земляные укрепления, состоявшие из системы валов рвов: их наличие превратило поселок на Оми в мощную цитадель.
Первобытный человек высоко оценил и высоту мыса. Высота мыса составляла около 30 метров над уровнем реки, с него открывался вид на противоположный левый берег реки Оми: с него можно было наблюдать за передвижениями неприятеля. У мыса имеется еще одна интересная особенность - здесь хорошо слышны голоса, произнесенные за многие сотни метров.
Городище было открыто в 30 –е годы ХХ века школьником Игорем Калугиным. Вначале здесь велся сбор краеведами обломков глиняной посуды, костей животных и других изделий, которые выпали из культурного слоя городища. Ученые установили, что городище заселялось трижды: в эпоху бронзы, раннего и среднего средневековья.(1,с7)
Освоение территории Большого Лога началось в эпоху ранней бронзы (конец III - середины II тыс.до н.э.). Эпоха, пришедшая на смену каменному и медно – каменному, ознаменовалась освоением человеком бронзы (сплав меди и олова), которая пришла насмену меди, частично потеснила камень из обихода человека.
Изменился образ жизни людей: появились большие обустроенные дома. Успешно развивались ремесла: гончарное, косторезное, деревообрабатывающее, шел процесс становления бронзолитейного дела. (1,с.11)
1.2.Гончарное искусство
Гончарное дело было сосредоточено на производстве кухонной и столовой посуды. Кухонная посуда предназначалась для приготовления пищи, в то время, как столовую использовали во время еды.
8
Столовая посуда отличалась от кухонной меньшими размерпми, смотрелась она более аккуратно, рисунки на ее стенках отличались необычайным разнообразием элементов и в целом красочностью орнамента. Стенки посуды были покрыты черным нагаром.
Большинство сосудов имели широкое горло и маленькое плоское дно. Стенки покрывались тонким слоем чистой глины, а затем полировались каменным или керамическим орудием. Посуда лепилась в ручную в каждой семье, поэтому найденные развалы и отдельные крупные куски сосудов характеризуются неповторимыми орнаментами и размерами.(1,с.21)
Гончарного круга не было, сосуды изготовлялись путем ручной лепки, на них могут встречаться отпечатки пальцев. Узоры наносились по сырой глине различными штавпами, часто имевшими вид гребенки.(4,с.19; илл.1), часто был резным.(4,с.36)
Гончарное производство строилось на местом сырье, глину добывали вблизи поселков.(1,с.29)
Остановимся на характеристике отдельных сосудов.
Один их них – больших размеров, скорее всего, с плоским дном. Имел низкую, слегка отогнутую шейку, которая плавно переходила в раздутое тулово. Вдоль устья – декор из нарезок, образующих “решетку”, ниже – лепной валик со свисающими концами – “усами”, по валику нанесен крестовый рисунок из резных линий. На шейке и тулове помещались два горизонтальных ряда из ямок.
Интересно, что на местах, где опускаются “усы”, остальные элементы орнамента также отсутствуют, образуя как – бы вертикальное неорнаментированное пространство.(илл.2)
Другие осколки от сосудов украшены по верхнему краю нарезками, образующими “решетку”, и горизонтальными рядами из жемчужин.(илл.3,4)
Еще один крупный осколок: он со средней отогнутой шейкой, украшенной “вафельным” орнаментом, дополненным двумя горизонтальными рядами “жемчужин” и “защипами”. (1,с.21;илл.5) 9
1.3.Мир орнаментальных узоров
Мир орнаментальных узоров необычайно богат и разнообразен. В этом нас убеждают образцы керамической посуды, покрытой разнообразными рисунками.
Древние керамисты унаследовали искусство изготовления качественной и художественной посуды от своих предшественников – насельников Обь – Иртышского таежного междуречья эпохи бронзы. Мастерицы добавляли в глину отощитель - шамот, дресну, песок. Затем сосуд высушивали в тени и обжигали на открытом костре или в печи.
Сосуды отличались симметричностью форм, тщательной отделкой поверхности, тонкостью стенок и декоративностью внешнего вида. Орнаментированные композиции включали десятки элементов, нанесенных с необычайной аккуратностью. Таежные художники создавали на глиняной поверхности орнамент из ямок, оттисков гребенчатого штампа, “змеек”, “уточек”, полулунного и фигурного штампа аышные “ковровые” композиции, подчиненные определенному ритму.
Гармоничное построение композиции было результатом продуманной организации пространства, строгой горизонтальности построения элементов орнамента, их чередования от идущей формы взаимодополняемости. По своему эстетическому уровню данные, кулайские, сосуды превосходят посуду других народов Западной Сибири раннего железного века, и в этом можно убедиться при знакомстве с кулайской чашей с городища Большой Лог. Орнаментальное ее пространство включало венчик, внутренний его срез, тулово и придонную часть.
Двумя вертикальными полосами из меандров орнаментальное поле было поделено на две половины. Меандровые узоры, отпечатки “уточек” и вариауци гребенчатого штампа образуют роскошный “ковровый” рисунок на стенках сосуда. Орнаментировано и плоское дно: радиально расположенные отпечатки гребенчатого штампа должны были, по замыслу творца, символизировать собою культ небесного светила. 10
Необычайна асимметрия орнамента: одна порловина разнится от другой по подбору элементов и их местоположению на стенках сосуда. (6,с.38; илл.6)
1.4. Архаика и современность
Археология и современное искусство…
“Предмет, обработанный руками нашего предка и произведение художника конца ХХ века… Казалось, что это вещи далекие, возможно, несовместимые”. Возникает вопрос: “Почему же наш век стремится найти в них общее, надеясь на диалог?”(1,с.130)
Все увереннее звучит “мысль о важности изучения примеров изобразительной деятельности не только с позиции исторической практики, но и с позиции нашего современника, пытающегося представить цепь развития культуры и искусства неразрывной и определяющей особенности древнего творчества”.(2,с.32)
Современное искусство, искусство города Омска, в частности, все чаще обращается к творчеству древних. Так, в Омском краеведческом музее в 1997 году проходила выставка омского художника Евгения Дорохова под названием “Художник в знаковом поле архаики”. На выставке были представлены керамические сосуды, созданные руками человека, жившего на нашей земле десятки тысяч лет назад и произведения омского художника Евгения Дорохова, созидающего красоту рядом с нами.
Омские искусствоведы уделили данной выставке особое внимание. Мне понравились публикации Г.Г. Гурьяновой и Г.Ю. Мысливцевой.
Интересно описание выставки, предложенное искусствоведом: “Сосуды подобны стеклянным кубам витрин, в которых они показываются зрителю. Кажется, что они сверхдоступны, но это иллюзия- попытайся войти в их мир, и поймаешь пустоту. Картины же, напротив, ищут контакта с нами, их современниками”.(1,с.130) 11
Другой искусствовед обращает внимание “на интуитивное проникновение омского художника в смысл узоров древней керамики.
Обращение художника к памятникам древнего искусства есть пример “пропускания его через себя”. Узор с древнего сосуда наполняется в картине субъективным , личностным смыслом.
Ромб с точкой внутри становится глазом – “всевидящим оком” Художника ( “Точка зрения. Автопортрет”,1996), определяя положение автора по отношению к изображаемому; художник оказывается внутри картины, обозначив себя элементом орнамента”.(7,с.26)
Я согласна с мнением искусствоведа, которая пишет, что “художнику интересен не столько сам древний сосуд, сколько фрагмент сосуда”.(7,с.26) Часть сосуда для него звучит как обрывок песни древнего сказителя, повестующего о каждодневных делах, жизни народа. Работа художника приглашает к разговору прежде всего с самим собой:” Когда я вырасту, что я оставлю своим детям, останется ли обо мне память будущим поколениям? Да и нужно ли что - то после себя оставлять?” Вот какие вопросы рождаются во время знакомства с творчестом этого художника.
Хочется рассказать о самом художнике. Евгений Дмитриевич Дорохов родился в 1958 году, в г. Калачинске Омской области. Окончил ДХШ №2 (педагог А.П. Тупиленко), художественно – графический факультет ОмГПУ. Его педагогами были С.К.Белов, М.И.Слободин, Г.А.Штабнов. Евгений Дмитриевич Дорохов является членом СХ России с 1991 года. Он дипломант Первой Международной Красноярской Музейной Биеннале 1995г, призер Второй Международной Красноярской Музейной Биеннале 1997г. Его произведения находятся в музеях Омска, Новосибирска, Новокузнецка, Зеленогорска.
12
Глава 2 Практическая работа
Изучив материал по теме “Тайна городища Большой Лог и современность”, у меня появилось желание своими руками попробовать создать сосуд в технике “жгута”. Данная техника позволяет изготавливать сосуды без гончарного круга, поэтому в древности сосуды создавали в каждой семье, даже дети. Для этой цели я использовала глину.
Технология изготовления сосуда:
замес глины;
лепка жгута;
расположение жгута по кругу;
разглаживание стенки сосуда;
нанесение орнамента;
высушивание изделия;
обжиг в печи.
Глина – это природный материал, под руками творца он изменяет свои формы, и я решила создать сосуд, отражающий дух современности. В древности изделия использовали в быту, а мой сосуд – украшение интерьера.
13
Заключение
В исследовании по теме «Тайна городища Большой Лог и современность» раскрыты тема, цель, задачи, структура исследования, актуальность, новизна, перспективность, а также выполнена практическая работа.
В ходе выполнения научной работы:
изучила труды омских ученых;
посетила Омский государственный историко –краеведческий музей, библиотеку имени А.С. Пушкина;
познакомилась не только с образцами древнего искусства, но и с произведениями нашего современника;
пользовалась методами: объяснительно – иллюстративный и проблемно – поисковый;
создала иллюстративный материал по данной теме;
изготовила своими руками сосуд в технике жгута;
познакомилась с новыми терминами;
соприкоснувшись с тайнами древнего искусства, я поняла, что для раскрытия необходимо усердно учиться.
14
Примечание
1.Асимметрия - отсутствие, нарушение симметрии.(10,с.30)
2.Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.(8,с73)
3.Дресва – мелкие минералы.(6,с.38)
4.Декор – (лат. – украшаю) – система украшения изделия.(8,с.338)
5.Иллюзия-(от лат.- обман)- искаженное восприятие действительности.(8,с.441)
6.Ирменское – поселение в устье реки Ирмени (ныне затоплено Обским водохранилищем). Ирменцы появляются в устье Камышловки и Оми в 10 веке до н.э.(9,с.33)
7.Культурный слой - пласт земли с остатаками элементов материальной культуры, как результат жизнедеятельности человека.(9,с.123)
8.Крест – символ солнца с расходящимися лучами. (9,с.32)
9.Кулайцы – таежные коневоды и охотники, пришедшие в Прииртышье с С –В Западной Сибири в конце 3-2 вв до н.э. Получили название по месту находки - гора Кулайка в Томской области. (3,с.31)
10.Керамика – изделия из обожженой глины. В археологии под ней подразумевают глиняные сосуды.(9,с.123)
11.Краеведение – изучение местности с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.(10,с.302)
12.Лог – широкий и длинный овраг.(10,с.331)
13.Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.(8,с.706)
14.Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.(8,с.852)
15.Песок – рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, мелких частиц твердых минералов.(10,с.415)
15
16.Радиальный –(от лат. Луч, радиус)- направленный, расположенный по радиусу.(8,с.1296)
17.Симметрия – соразмерность. (8,с.1296)
18.Цивилизация (от лат. гражданский, государственный)- уровень, степень общественного развития материальной и духовной культуры.(8,с.1334)
19.Цитадель – (от лат. маленький город) – укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне.(8,с.1336)
20.Шамот – мелкие кусочки обожженой глины, чаще всего измельченные обломки глиняной посуды. (6,с.38)
21.Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море.(10,с.841)
16
Библиографический список использованной литературы
1.Гурьянова Г.Г. Размышления по поводу выставки Е. Дорохова “Художник в знаковом поле архаики”.- Третьи искусствоведческие чтения, Сборник материалов.- Омск:1999.
2.Гурьянова Г.Г. ВН Чернецов - исследователь древнего искусства Западной Сибири.- Гуманитароное знание, Серия “Преемственность”, вып.2,кн.1.- Омск: 1998.
3.Коников Б.А. Городище Большой Лог.- Омск:1999.
4.Коников Б.А. Комплекс памятников “Омская стоянка”.- Омск: 1998.
5.Коников Б.А. Сборник материалов. II Омские искусствоведческие чтения.- Омск: 1998.
6.Коников Б.А. 10 тысяч лет среднеиртышскому искусству.- Омск: 1996.
7.Мысливцева Г.Ю. Вестник Ассоциации “Открытый музей”.-№1.-Красноярск: 1998.
8.Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь.- Москва:1997.
9.Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и в средневековье,-Новосибирск:1996.
10.Ожигов С.И., Шведов Н.М. Толковый словарь.-Москва: 1999.
17
ХХХIII Научно – практическая конференция
«Тайна городища Большой Лог
и
современность»
Выполнила:
Учащаяся 7 класса, школа №150,
Мазурова Ульяна.
Руководитель:
Учитель МХК, школа № 150,
Мазурова ТМ.
Рецензент:
Г.Г. Гурьянова,
Ст.преподаватель кафедры
ТиМОИЗО ОмГПУ;
А.Н. Лукьянов,
Доцент кафедры
первобытной истории ОмГУ
Омск – 2001
Содержание
Введение……………………........................…………..…..3
Глава 1 “Тайна городища Большой Лог и современность”
I.1.Культурно – историческая среда города Омска тысячи лет назад…………….…..........................7
I.2.Гончарное искусство………….…….................8
I.3.Мир орнаментальных узоров……....................10
I.4.Архаика и современность………….................11
Глава 2 Практическая работа…………….…...........13
Заключение………………………………....................14
Примечание…………………………….…..................15
Библиографический список использованной литература…………………………….……................17
Введение
«Гордиться славой своих предков
Не только можно, но и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие».
(АС Пушкин.)
Первые прииртышские художественные творения были созданы руками людей древнекаменного века 10 – 20 тысяч лет назад. Не было в Прииртышье уголка, где бы не жили и не создавали творения первобытные художники. Археологические памятники в настоящее время открыты, исследованы и на Омской земле.
Прекрасен современный город Омск: дома, улицы, площади, подобно страницам большой книги, повествуют о жизни его жителей. Но, к сожалению, мы: я и мои сверстники, мало знаем о древней культуре, истории того места, где мы живем. Обращение к данной теме есть результат интереса, желания познать прошлое родного города.
Научной работой по данной теме занимаюсь второй год. Тема первой работы была посвящена изучению особенностей развития городища Большой Лог. В этом году я расширила тему своего исследования, связав древнюю культуру и современность.
Тема исследования - «Тайна городища Большой Лог и современность».
Цель работы - через изучение древнего искусства Прииртышья приблизиться к пониманию современного искусства г. Омска.
Выполнение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
определение эпиграфа исследовательской работы;
3
поиск научного материала по данной теме: изучение трудов омских ученых в читальном зале библиотеки имени А.С. Пушкина,
посещение выставки «Археология Прииртышья»
Омского государственного историко– краеведческого музея,
посещение художественных галерей и знакомство
с творческими работами омских художников;
изучение развития первобытного искусства Прииртышья («Городище Большой Лог»);
знакомство с творчеством омского художника Евгения Дорохова;
создание иллюстративного материала по данной теме;
выполнение практической работы.
Работа состоит из нескольких разделов:
-введения, в котором определены тема, цель, задачи, актуальность, новизна, перспективность, а также выполнение практической работы.
-основного раздела, состоящего из нескольких глав:
1.1. глава - показывает культурно – историческую среду города Омска тысячи лет назад.
Территория города привлекала внимание человека с древних времен, на что существовало ряд причин. В работе приводятся доказательства данного выбора. Культурно – историческая среда воплощена в разнообразных памятниках археологии. Первые сведения о находках относятся к 18 веку. К концу 19 – началу 20 веков многие археологические памятники оказались разрушенными или исчезнувшими из–за непродуманной деятельности людей.
Один из наиболее сохранившихся памятников археологии в черте города Омска – городище Большой Лог.
4
В работе рассказывается об особенностях места его расположения, освоении территории людьми, развитии ремесел.
1.2. глава - раскрывает особенности развития гончарного искусства в городище Большой Лог.
В работе показаны отличительные черты кухонной посуды от столовой, способы изготовления сосудов, нанесения на стенки изделий узоров.
Также описываются характеристики отдельных фрагментов сосудов.
1.3. глава - раскрывает богатство и разнообразие мира орнаментальных узоров. Так, для кулайских сосудов характерны симметричность форм, тщательная отделка поверхности, тонкость стенки, декоративность внешнего вида, использование разнообразных видов штампов: «змеек», «уточек», «ковровых композиций».
1.4. глава - помогает познать древнее искусство Прииртышья через творческий поиск нашего современника, омского художника Евгения Дорохова. Рассказывается о проведении выставки в Омском историко – краеведческом музее «Художник в знаковом поле архаики», приводятся мнения искусствоведов, а также высказывается и моя собственная точка зрения. Описывается творческий путь художника.
Глава 2 Практическая работа
Познакомившись с искусством древнего Прииртышья, у меня появилось желание изготовить сосуд в технике жгута. Изучив различные виды орнаментальных узоров и способы их нанесения на стенку сосуда, изготовила свой вариант керамического изделия.
- заключения – подводящему итог исследованию;
-примечания - состоящему из списка слов, необходимых для изучения;
5
-литературы- изученной и используемой в процессе работы над данной темой.
В основном была использована литературные источники омских авторов, таких, как Б.А. Коников, Г.Г. Гурьянова, Г.Ю. Мысливцева.
Изучение древней культуры родного города является актуальной задачей. Мы живем в этом городе и должны знать его историю, научиться гордиться достижениями наших далеких предков.
Новизна данной работы обозначена самой темой исследования, а именно: «Тайна городища Большой Лог и современность». Древнее искусство находит отклик в творчестве многих омских художников, среди них и Евгений Дорохов. Через изучение археологических памятников далекого прошлого познаются история и культура не только древних времен, но и дня современного. Возникают вопросы и о будущем: что я смогу оставить своим потомкам, какую землю, какие творения своих рук.
Практическая значимость работы состоит в следующем: возможно использование как выступление на уроках по теме «Краеведение» и «Культура моего города». Также знания, полученные при изучении данного материала, помогут создавать без гончарного круга изделия из глины в технике жгута.
Перспективность данного исследования состоит в следующем:
изучая древнюю культуру, глубже познаешь современное искусство;
возможность продолжения данной темы в будущем.
6
Глава 1. Тайна городища Большой Лог и современность
1.1. Культурно – историческая среда города Омска тысячи лет назад
Территория Омска с незапамятных времен была заселена первобытными людьми, о чем свидетельствуют результаты наблюдений, обследований и раскопок краеведов и археологов в черте города. Территория Омска в далеком прошлом постоянно привлекала внимание человека. И на это было ряд причин: в устье Оми и на Иртыше имелись угодья, обильные рыбой, зверем и птицей, мягкие и плодородные пойменные земли привлекали взор землепашца. Великая река связывала мир охотников и скотоводов Севера Сибири с первобытными сообществами и цивилизациями древнего Востока, будучи удобной артерией для торговых экспедиций и культурного обмена.
Культурно – историческая среда на месте города Омска формировалась в течении многих тысячелетий трудами многих поколений людей, чьи история воплощена в разнообразных памятниках археологии.
Первые сведения о находках древних орудий труда и быта на территории города относят к 18 веку. По мере активизации процесса застройки количество пунктов с находками постоянно увеличивалось, долгие десятилетия данные о местах находок и самих изделиях письменно не регистрировались и не описывались. В итоге к концу 19 –началу 20 веков многие археологические памятники оказались разрушенными или исчезли.(1,с5)
Городище Большой Лог – один из наиболее сохранившихся ныне памятников археологии в черте Омска. Городище расположено на восточной окраине города, на правом высоком берегу Оми в 12 км от ее устья. С двух сторон городище ограничено длинными и глубокими оврагами – логами (они и дали название памятнику).
7
Городище Большой Лог с середины II тыс. до н.э. (эпоха бронзы) имело земляные укрепления, состоявшие из системы валов рвов: их наличие превратило поселок на Оми в мощную цитадель.
Первобытный человек высоко оценил и высоту мыса. Высота мыса составляла около 30 метров над уровнем реки, с него открывался вид на противоположный левый берег реки Оми: с него можно было наблюдать за передвижениями неприятеля. У мыса имеется еще одна интересная особенность - здесь хорошо слышны голоса, произнесенные за многие сотни метров.
Городище было открыто в 30 –е годы ХХ века школьником Игорем Калугиным. Вначале здесь велся сбор краеведами обломков глиняной посуды, костей животных и других изделий, которые выпали из культурного слоя городища. Ученые установили, что городище заселялось трижды: в эпоху бронзы, раннего и среднего средневековья.(1,с7)
Освоение территории Большого Лога началось в эпоху ранней бронзы (конец III - середины II тыс.до н.э.). Эпоха, пришедшая на смену каменному и медно – каменному, ознаменовалась освоением человеком бронзы (сплав меди и олова), которая пришла насмену меди, частично потеснила камень из обихода человека.
Изменился образ жизни людей: появились большие обустроенные дома. Успешно развивались ремесла: гончарное, косторезное, деревообрабатывающее, шел процесс становления бронзолитейного дела. (1,с.11)
1.2.Гончарное искусство
Гончарное дело было сосредоточено на производстве кухонной и столовой посуды. Кухонная посуда предназначалась для приготовления пищи, в то время, как столовую использовали во время еды.
8
Столовая посуда отличалась от кухонной меньшими размерпми, смотрелась она более аккуратно, рисунки на ее стенках отличались необычайным разнообразием элементов и в целом красочностью орнамента. Стенки посуды были покрыты черным нагаром.
Большинство сосудов имели широкое горло и маленькое плоское дно. Стенки покрывались тонким слоем чистой глины, а затем полировались каменным или керамическим орудием. Посуда лепилась в ручную в каждой семье, поэтому найденные развалы и отдельные крупные куски сосудов характеризуются неповторимыми орнаментами и размерами.(1,с.21)
Гончарного круга не было, сосуды изготовлялись путем ручной лепки, на них могут встречаться отпечатки пальцев. Узоры наносились по сырой глине различными штавпами, часто имевшими вид гребенки.(4,с.19; илл.1), часто был резным.(4,с.36)
Гончарное производство строилось на местом сырье, глину добывали вблизи поселков.(1,с.29)
Остановимся на характеристике отдельных сосудов.
Один их них – больших размеров, скорее всего, с плоским дном. Имел низкую, слегка отогнутую шейку, которая плавно переходила в раздутое тулово. Вдоль устья – декор из нарезок, образующих “решетку”, ниже – лепной валик со свисающими концами – “усами”, по валику нанесен крестовый рисунок из резных линий. На шейке и тулове помещались два горизонтальных ряда из ямок.
Интересно, что на местах, где опускаются “усы”, остальные элементы орнамента также отсутствуют, образуя как – бы вертикальное неорнаментированное пространство.(илл.2)
Другие осколки от сосудов украшены по верхнему краю нарезками, образующими “решетку”, и горизонтальными рядами из жемчужин.(илл.3,4)
Еще один крупный осколок: он со средней отогнутой шейкой, украшенной “вафельным” орнаментом, дополненным двумя горизонтальными рядами “жемчужин” и “защипами”. (1,с.21;илл.5) 9
1.3.Мир орнаментальных узоров
Мир орнаментальных узоров необычайно богат и разнообразен. В этом нас убеждают образцы керамической посуды, покрытой разнообразными рисунками.
Древние керамисты унаследовали искусство изготовления качественной и художественной посуды от своих предшественников – насельников Обь – Иртышского таежного междуречья эпохи бронзы. Мастерицы добавляли в глину отощитель - шамот, дресну, песок. Затем сосуд высушивали в тени и обжигали на открытом костре или в печи.
Сосуды отличались симметричностью форм, тщательной отделкой поверхности, тонкостью стенок и декоративностью внешнего вида. Орнаментированные композиции включали десятки элементов, нанесенных с необычайной аккуратностью. Таежные художники создавали на глиняной поверхности орнамент из ямок, оттисков гребенчатого штампа, “змеек”, “уточек”, полулунного и фигурного штампа аышные “ковровые” композиции, подчиненные определенному ритму.
Гармоничное построение композиции было результатом продуманной организации пространства, строгой горизонтальности построения элементов орнамента, их чередования от идущей формы взаимодополняемости. По своему эстетическому уровню данные, кулайские, сосуды превосходят посуду других народов Западной Сибири раннего железного века, и в этом можно убедиться при знакомстве с кулайской чашей с городища Большой Лог. Орнаментальное ее пространство включало венчик, внутренний его срез, тулово и придонную часть.
Двумя вертикальными полосами из меандров орнаментальное поле было поделено на две половины. Меандровые узоры, отпечатки “уточек” и вариауци гребенчатого штампа образуют роскошный “ковровый” рисунок на стенках сосуда. Орнаментировано и плоское дно: радиально расположенные отпечатки гребенчатого штампа должны были, по замыслу творца, символизировать собою культ небесного светила. 10
Необычайна асимметрия орнамента: одна порловина разнится от другой по подбору элементов и их местоположению на стенках сосуда. (6,с.38; илл.6)
1.4. Архаика и современность
Археология и современное искусство…
“Предмет, обработанный руками нашего предка и произведение художника конца ХХ века… Казалось, что это вещи далекие, возможно, несовместимые”. Возникает вопрос: “Почему же наш век стремится найти в них общее, надеясь на диалог?”(1,с.130)
Все увереннее звучит “мысль о важности изучения примеров изобразительной деятельности не только с позиции исторической практики, но и с позиции нашего современника, пытающегося представить цепь развития культуры и искусства неразрывной и определяющей особенности древнего творчества”.(2,с.32)
Современное искусство, искусство города Омска, в частности, все чаще обращается к творчеству древних. Так, в Омском краеведческом музее в 1997 году проходила выставка омского художника Евгения Дорохова под названием “Художник в знаковом поле архаики”. На выставке были представлены керамические сосуды, созданные руками человека, жившего на нашей земле десятки тысяч лет назад и произведения омского художника Евгения Дорохова, созидающего красоту рядом с нами.
Омские искусствоведы уделили данной выставке особое внимание. Мне понравились публикации Г.Г. Гурьяновой и Г.Ю. Мысливцевой.
Интересно описание выставки, предложенное искусствоведом: “Сосуды подобны стеклянным кубам витрин, в которых они показываются зрителю. Кажется, что они сверхдоступны, но это иллюзия- попытайся войти в их мир, и поймаешь пустоту. Картины же, напротив, ищут контакта с нами, их современниками”.(1,с.130) 11
Другой искусствовед обращает внимание “на интуитивное проникновение омского художника в смысл узоров древней керамики.
Обращение художника к памятникам древнего искусства есть пример “пропускания его через себя”. Узор с древнего сосуда наполняется в картине субъективным , личностным смыслом.
Ромб с точкой внутри становится глазом – “всевидящим оком” Художника ( “Точка зрения. Автопортрет”,1996), определяя положение автора по отношению к изображаемому; художник оказывается внутри картины, обозначив себя элементом орнамента”.(7,с.26)
Я согласна с мнением искусствоведа, которая пишет, что “художнику интересен не столько сам древний сосуд, сколько фрагмент сосуда”.(7,с.26) Часть сосуда для него звучит как обрывок песни древнего сказителя, повестующего о каждодневных делах, жизни народа. Работа художника приглашает к разговору прежде всего с самим собой:” Когда я вырасту, что я оставлю своим детям, останется ли обо мне память будущим поколениям? Да и нужно ли что - то после себя оставлять?” Вот какие вопросы рождаются во время знакомства с творчестом этого художника.
Хочется рассказать о самом художнике. Евгений Дмитриевич Дорохов родился в 1958 году, в г. Калачинске Омской области. Окончил ДХШ №2 (педагог А.П. Тупиленко), художественно – графический факультет ОмГПУ. Его педагогами были С.К.Белов, М.И.Слободин, Г.А.Штабнов. Евгений Дмитриевич Дорохов является членом СХ России с 1991 года. Он дипломант Первой Международной Красноярской Музейной Биеннале 1995г, призер Второй Международной Красноярской Музейной Биеннале 1997г. Его произведения находятся в музеях Омска, Новосибирска, Новокузнецка, Зеленогорска.
12
Глава 2 Практическая работа
Изучив материал по теме “Тайна городища Большой Лог и современность”, у меня появилось желание своими руками попробовать создать сосуд в технике “жгута”. Данная техника позволяет изготавливать сосуды без гончарного круга, поэтому в древности сосуды создавали в каждой семье, даже дети. Для этой цели я использовала глину.
Технология изготовления сосуда:
замес глины;
лепка жгута;
расположение жгута по кругу;
разглаживание стенки сосуда;
нанесение орнамента;
высушивание изделия;
обжиг в печи.
Глина – это природный материал, под руками творца он изменяет свои формы, и я решила создать сосуд, отражающий дух современности. В древности изделия использовали в быту, а мой сосуд – украшение интерьера.
13
Заключение
В исследовании по теме «Тайна городища Большой Лог и современность» раскрыты тема, цель, задачи, структура исследования, актуальность, новизна, перспективность, а также выполнена практическая работа.
В ходе выполнения научной работы:
изучила труды омских ученых;
посетила Омский государственный историко –краеведческий музей, библиотеку имени А.С. Пушкина;
познакомилась не только с образцами древнего искусства, но и с произведениями нашего современника;
пользовалась методами: объяснительно – иллюстративный и проблемно – поисковый;
создала иллюстративный материал по данной теме;
изготовила своими руками сосуд в технике жгута;
познакомилась с новыми терминами;
соприкоснувшись с тайнами древнего искусства, я поняла, что для раскрытия необходимо усердно учиться.
14
Примечание
1.Асимметрия - отсутствие, нарушение симметрии.(10,с.30)
2.Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.(8,с73)
3.Дресва – мелкие минералы.(6,с.38)
4.Декор – (лат. – украшаю) – система украшения изделия.(8,с.338)
5.Иллюзия-(от лат.- обман)- искаженное восприятие действительности.(8,с.441)
6.Ирменское – поселение в устье реки Ирмени (ныне затоплено Обским водохранилищем). Ирменцы появляются в устье Камышловки и Оми в 10 веке до н.э.(9,с.33)
7.Культурный слой - пласт земли с остатаками элементов материальной культуры, как результат жизнедеятельности человека.(9,с.123)
8.Крест – символ солнца с расходящимися лучами. (9,с.32)
9.Кулайцы – таежные коневоды и охотники, пришедшие в Прииртышье с С –В Западной Сибири в конце 3-2 вв до н.э. Получили название по месту находки - гора Кулайка в Томской области. (3,с.31)
10.Керамика – изделия из обожженой глины. В археологии под ней подразумевают глиняные сосуды.(9,с.123)
11.Краеведение – изучение местности с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.(10,с.302)
12.Лог – широкий и длинный овраг.(10,с.331)
13.Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей.(8,с.706)
14.Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.(8,с.852)
15.Песок – рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, мелких частиц твердых минералов.(10,с.415)
15
16.Радиальный –(от лат. Луч, радиус)- направленный, расположенный по радиусу.(8,с.1296)
17.Симметрия – соразмерность. (8,с.1296)
18.Цивилизация (от лат. гражданский, государственный)- уровень, степень общественного развития материальной и духовной культуры.(8,с.1334)
19.Цитадель – (от лат. маленький город) – укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне.(8,с.1336)
20.Шамот – мелкие кусочки обожженой глины, чаще всего измельченные обломки глиняной посуды. (6,с.38)
21.Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море.(10,с.841)
16
Библиографический список использованной литературы
1.Гурьянова Г.Г. Размышления по поводу выставки Е. Дорохова “Художник в знаковом поле архаики”.- Третьи искусствоведческие чтения, Сборник материалов.- Омск:1999.
2.Гурьянова Г.Г. ВН Чернецов - исследователь древнего искусства Западной Сибири.- Гуманитароное знание, Серия “Преемственность”, вып.2,кн.1.- Омск: 1998.
3.Коников Б.А. Городище Большой Лог.- Омск:1999.
4.Коников Б.А. Комплекс памятников “Омская стоянка”.- Омск: 1998.
5.Коников Б.А. Сборник материалов. II Омские искусствоведческие чтения.- Омск: 1998.
6.Коников Б.А. 10 тысяч лет среднеиртышскому искусству.- Омск: 1996.
7.Мысливцева Г.Ю. Вестник Ассоциации “Открытый музей”.-№1.-Красноярск: 1998.
8.Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь.- Москва:1997.
9.Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и в средневековье,-Новосибирск:1996.
10.Ожигов С.И., Шведов Н.М. Толковый словарь.-Москва: 1999.
17
Скачать
Другие материалы автора
- Живопись звездного неба /на материале творчества омского художника Евгения Дорохова/
- Тематическое планирование во втором классе по УМК «Welcome 1»
- Чудо из глины
- Город моего детства
- Сказочник живёт среди нас
- Чудеса из глины
- Змей Горыныч и Иван удалой
- Тайна городища Большой Лог и современность
- Discover Britain: England
- Смелый Виктор
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.