С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Живопись звездного неба /на материале творчества омского художника Евгения Дорохова/
Либеровские Искусствоведческие Чтения













Живопись звездного неба
/на материале творчества омского художника
Евгения Дорохова/









Выполнила:
Ульяна Мазурова,
учащаяся 9 класса, школа №150.
Руководитель:
Т.М. Мазурова,
учитель МХК, школа № 150.







Омск - 2003









Оглавление


Введение………………………………………………. …………..…….3


Глава 1. Мифы о Вселенной……………..……………………….. 4
1.1.Земля на железном дубе…………………………………….4
1.2.Вселенная на спинах слонов…………………………….....4
1.3.Бык в роли опоры……………………………………….…..5
1.4.Гигантские рыбы, черепахи, лягушки, змеи в системе мироздания………………………………………………….…………...5
1.5…. «очеловечивание вселенной»…………………………….6
1.6…. «многоступенчатая вселенная»………………………….6


Глава 2. Художественно - астрономический проект омского художника Евгения Дорохова………………………………………7
2.1. Графические серии Евгения Дорохова…………………..7

Заключение………………………………………… …………………...9

Библиографический список использованной литературы……10

Приложения……………………………………………………………11








3

Введение
Актуальность изучения данной темы заключается в необходимости познания «звездного неба как Великой книги Вселенной». /2,с.5/ Автор книги «Сокровища звездного неба» утверждает, что «кто сумеет ее прочитать, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас мира. На протяжении веков люди любовались и изучали звездное небо – одно из величайших зрелищ Природы. Космические полеты приблизили к нам звезды, и даже те, кто далек от астрономии, хотят не только любоваться звездным небом, но и понять истинный смысл этой картины». /5,с.3/
И в какой бы момент жизни каждого из нас ни происходило открытие бесконечности Вселенной, оно всегда поражает.
Тема исследования – «Живопись звездного неба» /на материале творчества омского художника Евгения Дорохова/.
Цель работы – через изучение звездного неба приблизиться к пониманию художественного замысла Евгения Дорохова и необходимости сохранения хрупкой красоты окружающей среды.
Изучая данную тему в творчестве Евгения Дмитриевича Дорохова:
совершила познавательное путешествие в «Мифы о Вселенной»,
познакомилась с представлениями людей глубокой древности о Космосе;
открыла чарующий мир космоса глазами моего современника омского художника Евгения Дорохова.




















4
Глава 1. Мифы о Вселенной
«Величественна картина звездного неба. Человек пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен» /12,с.14/. С глубокой древности делалась попытка научиться «ориентироваться на Земле и во Вселенной, создав ее первые модели». /12,с. 17/.
В.В. Евсюков пишет, что «пытаясь создать обобщенный образ мира, люди не просто фантазировали об окружающей действительности, они представляли ее такой, какими были сами». Так, автор продолжает: «В их понимании, ничего мертвого в мире нет и быть не может: все, что окружает человека, - деревья, камни, реки – все полно жизни, наделено волей, разумом, чувствами. Все сущее одухотворено1. Звери занимали важное место в мировоззрении2 людей прошлого и соответственно не могли не играть первостепенной роли в их взглядах на вселенную3.
Из повседневного опыта человек знал, что ни один из реальных предметов не может держаться «ни на чем», и вселенная должна покоится на некой опоре. Вслед за этим вставал и другой вопрос: эта опора, на чем в свою очередь покоится она? Приходилось изобретать еще одну подпорку, а за ней и еще. В результате получался целый ряд опор мироздания /4,с. 129/.

1.1. Мироздание … на железном дубе
Древний человек с трудом мог представить себе, как … вода держится на воздухе. Оставалось апеллировать4 к сверхъестественным силам: вселенная держится волею божества. Таким путем пытались найти ответ, например, древнерусские книжники, утверждавшие, что земля держится на железном дубе, покоящемся на золотых китах в огненной реке, а первоосновой всего является «сила божья». Не в состоянии разрешить проблему, человек создавал вместо объяснения его видимость.
Поскольку мироздание – «вещь» громоздкая и тяжелая, ее опора должна быть соответствующей по мощи и габаритам, кроме того – сверхъестественной по своим качествам /4,с. 129/.

1.2. Вселенная покоится на спинах слонов
Ориентируясь на установки (мощь, сверхъестественная сила), творцы мифов5 выбирали для этой роли животных, поражающих своими размерами и силой.
5

Представление, что вселенная покоится на спинах слонов, зародилось в Индии и оттуда проникло на запад. По разным вариантам легенды, число слонов разнится, но чаще всего их насчитывали семь или четыре: семерка считалась совершенным, магическим числом, а особое значение четверки определялось четырьмя сторонами света. Полагали, что каждый из четырех углов вселенной должен иметь свою опору: слон Айравата, принадлежавший богу Индре, поддерживал землю на востоке, Махападма, слон Ямы, - на юге; Вамана, подчинявшийся Варуне, - на западе, Сарвабхаума, слон Куберы, - на севере. /4,с.129/

1.3. Бык в роли опоры
Другим могучим животным, игравшим роль опоры мироздания, был бык, издавна символизировавший неукротимую мощь и служивший верным помощником человеку во всякой тяжелой работе. Так, киргизы в старину полагали, что земля утверждена на огромном сивом быке. Те же представления зафиксированы и у многих других тюркских народов от Поволжья до Кавказа и Крыма. Считалось, что, устав держать землю, бык перемещает ее с одного рога на другой, отчего и происходят землетрясения. По одному из вариантов этого поверья, один рог быка уже сломался под тяжестью вселенной, когда же сломается и второй, наступит конец мира. В других легендах гибель вселенной связывается с определенным числом вдохов, отпущенным богом на долю космического быка: когда он сделает свой последний вдох, мир погибнет. Народная фантазия сконцентрировала внимание на центральной фигуре – исполинском животном, несущем на себе землю /4,с.130/.

1.4.Гигантские рыбы, черепахи, лягушки, змеи в системе мироздания
Еще шире распространены легенды, по которым опора мироздания представлялась в облике одной или нескольких рыб, плавающих в мировых водах.
Легенды уточняют, что отверстые пасти этих фантастических чудовищ верхней губой касаются неба, а нижней – земли. Одно из них испускает холод, порождая осень и зиму; второе – тепло, вызывающее приход весны и лета. По другому алтайскому поверью, добрый дух Ульгень, сотворивший вселенную, утвердил ее на трех рыбах, именуемых «кербалык». Одна из них располагается в центре земли, и две – по бокам от нее. Центральная рыба – самая главная, головой она обращена к северу, а под жабры зацеплена крюком на аркане, конец которого закреплен на небесах.
Изображения таких животных, как черепах, лягушек и змей считались священными: в Древнем Китае статуи лягушек устанавливались в императорских дворцах, а народы Центральной Америки вознесли лягушку на небо, обозначив ею один из знаков зодиака./4,с. 130/.


6
1.5…. «очеловечивание вселенной»
В Хрестоматии, посвященной художественной культуре первобытного общества, приведены «свидетельства очеловечивания вселенной». Данные примеры сохранились «в фольклоре, языке разных народов».
Так, древние греки называли землю-мать «широкогрудой». В алтайском предании долина поэтически именуется «подмышкой голубой горы». В бурятском эпосе, когда грозный герой скачет на своем чудесном коне, «тело земли» в страхе содрогается. По шорскому поверью, осенью «уши гор» лучше слышат. В якутской легенде описывается сказочный дворец, располагающийся на «высокой хрептине» земли, на ее «вздымающейся груди», на ее «широком затылке»./11,с.136/

1.6. … «многоступенчатая вселенная»
Особое место занимает модель, которую можно условно назвать концепцией «многоэтажной» или «многоступенчатой» вселенной. Суть ее заключается в том, что мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. Они самостоятельны, но при этом надежно скреплены в единое целое. Миров, как правило, три. Это - небеса, населенные богами; земля - обиталище людей и преисподня, где живут всевозможные демоны и злые духи. Такую вселенную можно сравнить с многоэтажным зданием или ступенчатым сооружением. /4,с.110; см. приложение 1/



Глава 2. Космос и живопись
К.Э. Циолковский писал: «Первый шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли».
Человек увидел Землю из космоса. Увидел, как в черной глубине Вселенной парит его планета. И кажется непостижимым, что этот маленький голубой шар вмещает в себя безбрежную синь океанов и неоглядную ширь материков.
Сложные чувства рождает у человека звездное пространство. Глаза видят, а разум постигает с трудом. Миллиарды лет никто не видел, как в солнечном отблеске, в удивительной космической карусели кружились планеты. Миллиарды лет на это бесстрастно взирали лишь бесчисленные звезды. Наш современник, преодолев силу земного притяжения, смог вырваться в просторы Вселенной.
«Я видел дневные звезды над головой, - рассказывал Юрий Гагарин. – Они необычайно отчетливы, будто бриллиантовые бусины на черном бархате. Непривычная, впервые испытанная близость к дальним мирам рождает волнующие чувства». /см. приложение 3; 4; 5; 6; 7/
Среди тех, кто проложил человечеству дорогу к звездам, называют имена Николая Коперника, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Михаила Ломоносова, Константина Циолковского, Сергея Королева. Этот список
7
можно продолжить именами замечательных советских ученых, заложивших основы практической космонавтики. Это академики В.П. Глушко, М.К. Тихонравов, М.В. Келдыш и многие другие.
Человечество вышло в космос и благодаря его изучению человек познает наиболее общие закономерности окружающего мира.
Подвиги первопроходцев космоса привлекают внимание деятелей искусства. Тема покорения космоса все большее отражение находит в работах скульпторов, художников. /8/


Глава 2.Художественно-астрономический проект Евгения Дорохова
По мнению Евгения Дорохова «в древности люди многое брали от неба: ориентировались по звездам, дни считали от рассвета до заката солнца, поэтому и захотелось художнику воздать крупицу должного небесным сферам».
- По пластике мне небо близко, - делится своими мыслями Евгений Дмитриевич Дорохов, - я тяготею к абстрактным формам, что дает больше возможности для игры воображения»./см.приложение 2/

2.1. Графические серии Евгения Дорохова
Искусствовед Галина Мысливцева отмечает, что «графические8 серии Дорохова, вопреки ожиданиям, напоминают не о порядке и гармонии Вселенной, а о непрерывно свершающихся в ней процессах: бурях, катаклизмах. Рваные края, разметавшиеся штрихи, угловатые формы…» /10/
Это вспышки сверхновых звезд и черные дыры, вихри и воронки, в общем, “шевелящийся хаос”. /6/ «Художник находит в нем свои гармонии. В экспрессивных абстракциях все элементы запечатлены в миг краткого динамического равновесия. В двухчастных композициях графической серии отразилась идея земного притяжения. И это тоже взгляд художника, сына Вселенной». /6, см. Приложение 17; 18; 19/
Омский искусствовед Галина Юрьевна Мысливцева пишет, что «новый проект Евгений Дорохова – о галактиках9, туманностях10, кометах11, а в конечном итоге, о том, как художник ощущает живую пульсацию Вселенной» /10/.
Творческая интуиция художника и ученые, изучающие Вселенную…

8

Каждый ищет свое видение мира. «Соседство на выставке (19.01.01) подлинников - метеоритов и художественных произведений вносит в экспозицию позиций, точек зрения». /10;см. приложение 8; 9; 10/
«Его картины и монотипии12 не иллюстративны. Это - эмоциональный заряд, придающий неизъяснимую красоту четко сформулированному закону». /10/
«Графические серии Евгения Дорохова, посвященные космосу, - пишет далее Галина Мысливцева, - Это вспышки сверхновых звезд и черные дыры, вихри и воронки, белые карлики и метеоритные потоки. Художник находит в нем свои гармонии». /10/
«В них строго фиксировано положение верха и низа». /6;см. приложение 12; 13; 14; 15; 16/
«Отделившись от бесконечного целого, фрагмент падает вниз, неся в себе жизнь, знания, может быть, смерть.
Действительно, падающие на Землю метеориты13 грозят ей разрушениями, но в то же время в составе некоторых из них однажды были найдены споры сине – зеленых водорослей, из которых возникает жизнь». /6/
Так, в Баварии был найден метеорит, упавший в 1930 году. На нем видна типичная для метеоритов кристаллическая структура. /11; см. приложение 15/
«Звездный дождь»… /см. приложение 20/
Я согласна с автором статьи «Прогулки по Вселенной Евгения Дорохова», что «выставка приблизила нас к астро-мечте, мы увидели не далекое и оттого холодное небо, а … порыв, состоящий из танцев, волн и мерцаний». «…Это дождь, состоящий из огненных камней». Как хочется прикоснуться к «звездному дождю» Евгения Дорохова; но прикасаться необходимо осторожно:
«Спокойно, не горячась, погружайте глаз в новую для него материальную среду.
Входить в него нужно осторожно» /О. Мандельштам/. /9/
«Живописная среда вызывает мечты о космосе – отыскать в космической пыли луч звезды и дотронуться, ощутить его ладонями». /9/
…Звезд бесконечное движенье,
Планет безумный танец.
Ослепительно! /9/
Евгений Дорохов приглашает в романтическое путешествие по Вселенной, любуясь живописью неба.


9

Заключение
Красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Этот безграничный и постоянно меняющийся мир называем Вселенной. «Здесь мы видим и Солнце с планетами, и звезды, и многочисленные системы, образуемые ими, и разреженную среду, в которой все они находятся. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина мира менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений». /11,с.5/
Вот оно над нами - вечное звездное небо, преисполненное несказанной красоты и высокой тайны. Оно открыто всем, наполняя жизнь светом и смыслом .
Владимир Крупко – руководитель Планетария, делится своими мыслями о Вселенной:
«Мы живем в середине Звездной Эры, когда звезды активно формируются, живут и умирают. Первое их поколение образовалось, когда Вселенной было всего несколько миллионов лет. В последующие несколько миллиардов лет образовались первые галактики. Они образовали скопления, сверхскопления и более крупные структуры.
Солнце и солнечная система сформировались примерно 4,5 миллиарда лет назад. Исчерпав свои запасы водорода, Солнце превратится в красный гигант и раздуется настолько, что его поверхность будет находиться на уровне орбиты Марса, лишив ее всех геологических и биологических структур.
В глубинах Вселенной будут сталкиваться галактики.
С приближением конца Звездной эры останутся небольшие красные карлики, которые еще будут светить в течение триллионов лет.
Процесс звездообразования прекратится навсегда. Звездная эра закончится, когда выгорят последние красные карлики. Когда во Вселенной не останется светящихся звезд, ее возраст будет 100 триллионов лет».
А пока… «Человек прикован к одному из самых прекрасных моментов из жизни Вселенной и при взгляде на вращение этой огромной божественной карусели в душе рождаются трепет и восхищение»./8/








10


Библиографический список использованной литературы

1.БЭС (Гл. ред. А.М. Прохоров).- Санкт – Петербург: 1997.

2.Гурштейн АА Извечные тайны неба.- Кн. для учащихся. - Москва: Просвещение.- 1984.

3. Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба.- Москва: «Наука»,1983.

4.Евсюков В.В. Мифы о Вселенной.- Новосибирск: 1988.

5.Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба.- Москва: «Наука», 1986.

6.Интернет E-mail: webmaster@commed.ru /Евгений Дорохов/

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- Москва, 1976.

8.Мирный космос /авт.- сост. И.И. Юдин, В.А. Антонов/.- Москва: 1981.

9.Мысливцева А Прогулки по Вселенной Евгения Дорохова // Музейный вестник №1 /6/.- с.7

10. Мысливцева Г.Ю. Буклет «Художественно-астрономический проект». - Омск: 2001.

11. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. /Составитель И.А. Химик/.- Санкт – Петербург: 1994.

12. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия - М: Аванта +, 1997.

13. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Космос /авт.- сост. Т.И. Гонтарук/.- Москва: 1998.











11


















Приложения
































Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ