С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка "

Борискина Галина Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ.
ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита
, Забайкальский край
 


Обучение школьников филологическому анализу текста

на уроках русского языка

 

      Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда идут рядом». Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. В течение нескольких лет я работала по теме самообразования: «Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка».

        Тема актуальна и сегодня, потому что работа с текстом развивает у обучающихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических, орфографических и речевых ошибок. Анализ развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка.

    Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен. В работе часто используются тексты- миниатюры Ф.Абрамова, В.П.Астафьева, К.Г. Паустовского, В.Пескова, М.М. Пришвина, удивительным слогом, ярким языком написаны они. Это ли не образец!

       В 5 классе при изучении темы «Когда слово употребляется в переносном значении?» работаем с текстом Н.Сладкова. «Зашумит в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках». Ребята нашли эпитеты, метафоры и олицетворения, доказали значимость употребления этих слов в тексте. Объяснили, почему употребляются синонимы, нераспространенные предложения, глаголы, особенно глагол «брызнут». Подумали над значением кольцевой композиции. И почему в первом предложении глагол употреблен в будущем времени, а в последнем предложении – в настоящем. Сделали вывод о том, что изобразительно-художественные средства языка передают чувства восторга, сказочности, веселья и радости, жизнеутверждения и счастья. «Шумит золотой дождь». Жизнь продолжается.

       На уроке в 6 классе по теме «Деепричастие» использую текст М.М.Пришвина: «Живая ёлка». Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся ёлка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Ребята объяснили роль деепричастий в тексте. Деепричастия помогают автору показать более точное описание природы. Они дополняют роль изобразительно-художественных средств в этом тексте. И капельки, и ёлка кажутся нам живыми.

       На уроке в 7 классе по теме «Союз как часть речи» включают текст Ф.Абрамова « Февраль». В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром. Текст позволяет не только проследить разнообразные функции союзов (соединяют и однородные члены предложения, и простые предложения в сложном), но и почувствовать особый ритм, музыкальность.

     В 8 классе при изучении темы «Сказуемое» ребята записывают предложение из повести «Капитанская дочка». «Швабрин был не глуп. Разговор его был остер и занимателен». Ребята производят анализ сказуемых, содержащих характеристику персонажей, определяя смысловую и стилистическую роль кратких прилагательных. Лаконичность пушкинской прозы удивляет ребят, учит их правильно выражать мысли.

          Изучая в 8 классе «Однородные члены предложения», мы работаем над текстом М.Фарутина. «На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и так змейкой вьется и вьется в глухом лесу. Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. Его рассказ, как песня далеко слышен в лесу. Вот к нему выбежал из леса ещё один ручей, они слились вместе и весело побежали вперед. А потом догнал их третий, четвертый, и ещё много-много… Моя охотничья собака Найда, неподумавши, бросилась в ручей, и он унес её до самой реки. Еле выплыла». Ребята объяснили орфограммы и пунктограммы, доказали, что записанные предложения являются текстом, определили стиль и тип речи. Проанализировали текст, отвечая на вопросы учителя:

  1. Поясните использование глаголов, покажите, как автор избегает их повторения.

  2. Определите стилистические функции однородных членов предложений. Почему в III абзаце они использованы автором по градации.

  3. Почему опущено подлежащее в последнем предложении?

  4. Докажите стилистически оправданное употребление деепричастия «подумавши», а не подумав?

  5. Назовите эпитеты, метафоры. Определите их роль.

  6. Что достигается благодаря использованию сравнения?

  7. С какой целью используется лексический повтор? Что изменится, если его опустить?

  8. Объясните лексическое значение слова «мочажинка»?

  9. Представьте, что вы – лексикограф – ученый, составляющий словари. Составьте свою словарную статью к слову «ручей».

  10. Назовите основную мысль данного текста.

       Такая работа учит ребят внимательно относиться к слову, понимать прочитанное и писать сочинения разных жанров: этюды, художественные зарисовки, миниатюры… В таких работах отсутствует шаблон, штамп, есть глубокая мысль, воображение. Поэтому ребята с удовольствием участвуют в разных конкурсах, научно-исследовательских конференциях, олимпиадах.

       Работая над текстом, анализируя его в единстве формы и содержания, учитель сам приобретает много нового, полезного. Он развивается как человек и педагог.

 

Литература:

1. Рождественский Ю. В. Общая филология. – М., 1996.

2.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1996.

3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2007.


 

 

 

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень интересный опыт работы, подробно, с примерами описан. Я с удовольствием прочитала материал, хотя не моя специализация. На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Мне незнакомо выражение на мочажинки - что это?
Татьяна Образцова, дата: 05.06.2015 в 18:32  
#2 Мочажинка - 1. Топкое низкое место. 2. Впадина, наполненная водой. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.
Галина Борискина , дата: 05.06.2015 в 18:41  
#3 Спасибо за разъяснение. Я так подумала, что это со мхом связано, с низким место. Практически угадала. Конечно, можно было поискать значение самой, но сейчас мы все загружены отчётами.
Татьяна Образцова, дата: 05.06.2015 в 19:56  
#4 Галина Георгиевна, в очередной раз вами рассмотрена актуальная проблема, приведённые вопросы могут послужить алгоритмом анализа любого текста. Сформулированные вопросы способствуют развитию творческого воображения учащихся в процессе анализа текста, позволяют понять глубину изучаемого материала. Спасибо огромное за ваше поистине педагогическое мастерство.
Наталья Чубаева, дата: 25.08.2015 в 20:37  
#5 Спасибо за комментарий. На самом деле, лингвистический анализ - сложная работа, но очень интересная и продуктивная. Дети учатся понимать искусство слова. И литература понимается не шаблонно. В учебных материалах есть детские работы: сочинения оп литературе, анализы и интерпретация стихотворений. (Не списанные, а написанные детьми так, как они чувствуют и понимают).
Галина Борискина , дата: 26.08.2015 в 6:53  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ