С нами 13639 учителей, 4764 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Истоки. Нравственность и искусство"

Мазурова Татьяна Михайловна

учитель МХК

МОУ «СОШ № 150»

г. Омск, Омская область  2004 год

 

Истоки. Нравственность и искусство
 
В Толковом словаре под редакцией Д. Ушакова слово«Исток»- это «первопричина, начало чего – нибудь, зарождение».1

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим дополнение к определению данного слова, а именно: исток - это «первоисточник чего-либо». 2

Определения, предложенные в данных словарях, не только отражают живые языковые процессы, связанные с толкованием слов, но и рисуют образно-эмоциональные примеры их употребления: «На всем протяжении реки, от истока до устья», «У истоков цивилизации»,3 «Истоки древней культуры»4.

Сохранению живительного родника нравственного отношения к родной культуре, природе, желанию видеть и ценить красоту, постигать секреты творчества и воспитывают педагоги общеобразовательных школ средствами искусства.

Анализируя результаты своих учебных достижений за 2004 - 2005 учебный год, учащиеся и учителя отмечают наиболее значимое событие в жизни своего творческого коллектива.

IV Городские Этические чтения и явились тем нравственно-интеллектуальным аккордом, прозвучавшим в стенах Омского Государственного Университета им. Ф.М. Достоевского /кафедра теологии и мировых культур/ и определившим кульминацию гражданской позиции учащихся. На протяжении всего учебного года юные исследователи вопросов этической культуры готовились к встрече со своими друзьями, с теми, кто неустанно ищет ответы на вечные вопросы борьбы добра и зла, правды и лжи, верности и предательства, кто жаждет открытия нравственных истин и истоков добродетели.

На IV Этических чтениях был определен регламент работы: 13 мая - день работы секций учащихся, 14 мая – день работы секций учителей.

Работу Этических чтений Секции педагогов открывали С.П. Баранцева, методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования администрации г. Омска, Д.П. Синельников, к.ф.н, доцент, декан факультета теологии и мировых культур ОмГУ, Иерей Александр Алексеев, заместитель заведующего кафедрой истории и теории религий факультета теологии и мировых культур ОмГУ, настоятель церкви Святой Мученицы Татианы, Е.А. Акелькина, профессор ОмГУ, директор центра изучения творчества Ф.М. Достоевского, Т.Г. Четверикова, омская поэтесса, председатель Омской писательской организации, заслуженный деятель искусств.

Светлана Петровна Баранцева, методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования администрации г. Омска, в своем приветственном слове поздравила всех с открытием работы Этических чтений.
- Этические чтения 2005 года – предъюбилейные и посвящены 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учителями города было подготовлено 250 учащихся к выступлению по вопросам этической культуры. Свои размышления они представили в работе 13 секций: «Актуальные проблемы Этики /2-11 классы/», «Нравственность и война», «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Этика в детском творчестве», «Религия и нравственность», «Основы православной культуры в общеобразовательной школе», «Вопросы добра и зла в художественной литературе».
 
 

Активное участие в работе Этических чтений приняли и педагоги, определив свои выступления как обобщение педагогического мастерства по «Вопросам этической культуры, нравственно – духовного образования и воспитания», на секциях: «Формирование нравственных качеств личности через содержание филологического образования», «Вопросы преподавания православной культуры», «Формирование нравственной культуры в условиях модернизации образования», «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Актуальные проблемы этического образования».

 

Если на I Этических чтениях выступали в основном учителя Этики, то IV Этические чтения объединили учителей русского языка и литературы, ИЗО, музыки, МХК, информатики, истории и обществознания, физики и астрономии, английского языка, биологии и начальной школы, руководителей краеведческого музея, школьной библиотеки, дополнительного образования и старших воспитателей ДОУ - всех неравнодушных и осознающих воспитательную роль нравственной основы преподаваемой науки.

 

Работу Секции № 4 по направлению «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности» открыла директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов» Пузанова Елена Владимировна.

В своем выступлении автор раскрыла особенности «Управления нравственным и эстетическим образованием в школе с углубленным изучением предметов». Опыт работы школы, представленный Еленой Владимировной, вызвал искренний интерес и восхищение со стороны присутствовавших учителей, что нашло отражение в рождении диалога между слушателями и выступающим.

 

«В мир добра через мир искусства» - тема выступления Моисеенко Ларисы Владимировны, учителя ИЗО, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8».

«Помочь ребенку разобраться в том, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло», - так определяет направление своей педагогической деятельности учитель ИЗО, МХК.
По мнению Ларисы Владимировны, именно «искусство способно помочь ребенку в освоении действительности, в определении нравственных идеалов, так как оно проходит через сердце, душу, оно согрето сочувствием, сопереживанием».
Учитель раскрыла возможности использования на своих уроках примеров из истории МХК, отечественного искусства, помогающие учащимся познавать духовный опыт, наполняющий душу милосердием, человеколюбием, добротой.
  • МХК. 8 класс. Тема урока: «Мифы Древней Греции».

-Через введение понятия «нравственность» важно прийти к пониманию нравственного идеала. Именно человека, сочетающего в себе физическую и духовную красоту, прославляли греческие мастера в произведениях искусства.

  • ИЗО. 4 класс. Тема урока: «Поговорим о маме».

-В ходе урока учащимся предстоит выполнить портрет мамы по представлению. Важно, чтобы детская душа «заговорила» и смогла посредством рисунка «рассказать» о любви к самому близкому и дорогому человеку. Дети рисуют увлеченно, с душой. Каждый пытается изобразить свою маму самой красивой, нежной и доброй.

  • МХК. 8 класс. Тема урока: «Древнерусская живопись».

Отвечая на вопрос: «Почему же иконы, созданные в глубокой древности, и в XXI веке важны для людей?», ученики приходят к собственному выводу: учат добру, милосердию, призывают к миру, согласию, состраданию. Искусство, которое делает людей добрее и очищает душу от зла, будет жить вечно.

Лариса Владимировна убеждена, что «искусство способно излечить детские души от безнравственности и наполнить их теплом, светом и радостью». Поэтому ее каждый урок становится маленьким путешествием в мир добра через мир искусства.

 

Гончаренко Татьяна Александровна, учитель ИЗО и черчения МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92» обращается к такой теме в своем выступлении, как «Роль уроков изобразительного искусства в нравственном и духовном развитии личности».

- Одна из целей изучения изобразительного искусства: через развитие эмоционально - ценностного отношения к миру, явлениям жизни – к формированию нравственности человека. Иногда думают, что научные знания и профессиональные навыки высокого уровня обеспечат обществу нравственное и эмоциональное развитие. Сейчас мы понимаем – не так все просто. Только личный творческий опыт переживания радостей и горестей формирует наши чувства, раскрывает душу для красоты. Благодаря искусству ученик научится видеть в мире неповторимое и удивительное и станет не столько художником, сколько образованным и интересным человеком.

В начальной школе дети осваивают ремесло художника, начинают работать красками, с цветной бумагой, учатся изображать природу, животный мир, характер человека.

Татьяна Александровна в своем выступлении приводит примеры заданий, развивающие эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающему их миру. Так, необходимо изобразить:

- цвета - передающие радость, любовь, горе, печаль…

-животное – испуганное, веселое, грустное, гордое…

-природа - веселая, таинственная, грустная, нежная…

-человек-портрет - его характер - тихий, добрый, жизнерадостный, злой…

-украшения – как отражение характера хозяина…

-деревня-деревянный мир - древние города нашей земли - любовь, гордость за нашу отчизну….

- народ -художник - уважение и восхищение культурой других стран и народов…

- портрет мамы - любовь и признательность…

- портрет старости – уважение…

По мнению Татьяны Александровны, «через эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающему их миру происходит эмоционально-образный анализ всех сторон реальной жизни с позиций нравственно- эстетических идеалов».

 

Учитель МХК МОУ «СОШ № 150» Мазурова Татьяна Михайловна в своем выступлении обобщает опыт работы II и III Городских Этических чтений /Секция «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности»/.

- В рамках конференций на протяжении двух лет работали секции: «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Нравственность и религия», «Актуальные проблемы этики», «Духовно-нравственные основы российской цивилизации», «Вопросы добра и зла в художественной литературе», «Вопросы этической культуры в детском творчестве.

Если во II Этических чтениях в восьми секциях приняли участие 80 учащихся с 1 по 11 классы, то на III Этические чтения подготовили свои выступления уже свыше 170 учащихся города. Какие проблемы не оставляют равнодушными современных старшеклассников? К каким нравственным темам они обращают свои духовные взоры?

Роман Байдиков /лицей № 74/ обращается к теме «Нравственно-правовая культура личности».

Ксения Дегтярева /школа № 150/, изучая творчество Ф.М. Достоевского, анализирует внутренний мир человека через символику цифр и цвета.

Ирина Ермакова /школа № 150/ философствует на тему «Влияние пейзажа на внутренний мир героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ульяна Мазурова /школа № 150/ через раскрытие новой страницы в творчестве омского художника Е. Д. Дорохова призывает вместе с мастером палитры «Учиться чувствовать добро!».

Екатерина Шеина /школа № 7/ анализирует «Две нравственные системы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

Татьяна Грицута /школа № 50/, задавая вопрос участникам и гостям II Этических Чтений: «Умеете ли вы творить добро? Дарить подарки?», делится собственным опытом, «Искусством делать подарки».

 

Что же приобретают участники Этических чтений? Почему, выступив однажды по-своему желанию или по приглашению учителя, учащиеся не только сами с удовольствием в течение всего учебного года готовятся к следующим «Этическим беседам», но и увлекают в мир красоты, гармонии и нравственности своих сверстников?

Ответ находим в приветственном слове Иерея Александра Алексеева, обращенном к педагогам, участникам Этических чтений 2005 года.

-Разрешите поздравить с победой добра над злом в ваших душах и в душах ваших учеников. Пусть это еще маленькое достижение, но, Слава Богу, что есть вера, надежда и любовь детей в эту победу! Надо всем учиться побеждать зло!
 

III Этические Чтения объединили в работе Секции «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности» учащихся городских школ № 18, 41, 101, 150.

Прозвучали выступления на темы: «Роль русской народной песни в нравственном и духовном развитии личности», «Либеров – центр» - школа нравственности», «Что есть красота», «Ответственность /на материале творчества Г.С. Катилло-Ратмирова/», «Смысл жизни /творчество Г.С. Катилло – Ратмирова/», «Воспитай ответственность в себе» /на материале творчества омского художника Евгения Дорохова/», «Театр как форма нравственного и духовного развития личности», «Способна ли красота спасти мир?», «Роль искусства в нравственном и духовном развитии личности», «Нравственные аспекты творчества М. Лермонтова и М. Врубеля».
 

Почему Этические чтения, проходящие в стенах ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, на факультете теологии и мировых культур, имеют резонанс не только со стороны учащихся, их родных и друзей, учителей, но и общественности города? Да потому, что участие в рождении «нравственного опыта» позволяет проявить личностное, духовное отношение к окружающей действительности через ценностное основание жизни Добра, Истины и Красоты.
 

Беляева Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 28», в своем выступлении «Через красивое – к человечному» раскрыла неисчерпаемые возможности нравственного развития личности, которое таит в себе искусство оригами.

-Воспитывается культура трудовой деятельности, положительное, творческое отношение к труду, ответственность за труд, умение работать в коллективе. Эти качества личности так ценны в настоящее время! Рождается чувство уверенности у ребенка в том, что из его рук выходят полезные вещи, необходимые людям, что и вызывает не только чувство личностного и коллективного удовлетворения, но и желание трудиться!
 

Дульнева Татьяна Мюдовна, зам. директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36», считает, что исследование темы «Эстетическое и этическое восприятие учащимися произведений художников французского импрессионизма через поэтическое искусство» позволит прочувствовать взаимосвязь между этическим и эстетическим в любых произведениях искусства. На ее взгляд, «существует проблема эстетического восприятия произведений импрессионистов учащимися школы, что мешает увидеть в этих шедеврах глубину содержания этических ценностей. В центре внимания художников – простые люди со всей полнотой гаммы чувств, переживаний, природа…» Только через «пробуждение у детей отзывчивости на красоту, через желание проникнуть в мир мыслей и чувств человека, через осмысление глубины содержания, можно открыть нравственное и прекрасное». Об удивительном, таинственном воздействии искусства художников – импрессионистов и были Татьяной Мюдовной написаны стихотворения: Э. Моне « Бар в Фоли Бержер», К. Моне «Скалы в Бель Иль», К. Моне «Руанские соборы», К. Моне «Лилии», К. Моне «Восход солнца», Оренуар «Портрет Жанны Самари», А Матисс «Красные рыбы», А. Матисс «Портрет», Э. Дега «Голубые танцовщицы».
 

«Прочтение авторских стихотворений, - делится своим опытом Татьяна Мюдовна,- помогает создать ситуацию доверия, сотрудничества в поиске истины. Это, бесспорно, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, способствует вовлечению их в рефлексивную деятельность, помогает найти ответы на жизненно важные вопросы, прочувствовать нравственную ценность искусства».
 

Вальдт Людмила Федоровна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа

110», представила к изучению свой первый опыт проектной деятельности по теме «Война» - «Не забыть, не простить, не потерять».

-События Великой Отечественной войны все дальше уходят в прошлое. В школьных учебниках им уделяется все меньше и меньше места, в результате - современные школьники мало знают о героическом прошлом своего народа. Цель проекта - воссоздать одну из славных страниц русской музыки, связанной с воплощением самого прекрасного чувства, патриотического отношения к своей Родине.

В 5 - 8 классах Людмилой Федоровной были предложены для изучения следующие темы: «Священная война» - гимн?», «Нужна ли песня на войне?», «Музыка мужества – гордая музыка», «Лирика - военная тема?», «Молчат ли музы на войне?», «Композиторы – фронту», «Музы - Герои Советского Союза».

-Учащиеся выполняли предложенные задание в несколько этапов:1 этап-освоение темы через музыкальный образ; 2 этап- освоение темы через поэтический образ; 3 этап- освоение темы через изобразительный образ; 4 этап-рождение Художественно-Педагогической идеи; 5 этап- оформление темы в виде презентации. Выполняли презентацию на 10 слайдах. С каким удовольствием и творческим энтузиазмом выполняли работу учащиеся: они получили не только знания, но и материальное воплощение своих знаний и умений!


Моисеева Ольга Юрьевна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов № 95», акцентировала внимание участников чтений на теме «Этические ценности на уроке музыки».

-Отличительная особенность современного урока музыки состоит в охвате широкого культурологического пространства, подразумевающего постоянные выходы за рамки музыкального искусства, и включения в контекст уроков сведения из истории, литературы, изобразительного творчества. Урок музыки призван формировать представление не только о мировом музыкальном наследии, но и нравственные и эстетические ценности.
 

Ольга Юрьевна уверена, что «Музыка помогает ребенку познать окружающий мир, становится нравственным стрежнем урока, раскрывающим наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы»: Добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, любви к Родине и защиты Отечества.

Учитель приводит в качестве примера фрагмент урока музыки для учеников 3 класса по программе Е.Д. Критской Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». Ольга Юрьевна определяет цель урока: показать образ матери в разных видах искусства. Перед учащимися предстает образ Матери как – заступница, – царица небесная, – земля - кормилица, - Родина, - самый близкий и родной человек. В выступлении была сформулирована и ведущая задача урока - формирование духовно - нравственных ценностей материнства.

Перечислены учителем методы, используемые на уроке, зрительный ряд, иллюстрационный ряд, музыкальный материал. Таким образом, эстетическое и этическое воспитание личности на уроке музыки может быть также достигнуто и за счет комплексной подачи материала для восприятия.
 

Курбанова Елена Михайловна, учитель музыки МОУ «Лицей № 137», завершая IV Этические чтения, «украсила» свое выступление по теме «Обращение школьников к народному искусству как способ их приобщения к радости, гармонии, красоте» мелодичным благоухающим «букетом» народной музыки.

-Каждый из нас вспоминает с радостью о добрых и счастливых минутах своей жизни. Мой предмет - музыка, как никакой другой, позволяет дарить детям ощущение радости, приобщения к миру прекрасного.

Мои ученики с удовольствием слушают как современные мелодии, так и классическую музыку, однако во время звучания народной музыки дети, не понимая ее, были безразличны к ней, не слушали внимательно, даже гримасничали. А ведь Народное музыкальное искусство, подчеркиваю я на уроках, - это великая память народа, сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, искреннего откровения и великодушия, непосредственности и чистоты.

Как заинтересовать учеников? В чем найти истоки доброй силы? Фольклор. Поэтому – то Народная песня звучит на каждом моем уроке – это и слушание, исполнение напевов, и сочинение сказки, в которых главными действующими лицами выступают персонажи народных песен, народные инструменты. Обращение к русскому орнаменту, национальному костюму, путешествия в музыкальную страну песен, игр, театрализованные представления, посиделки - все это позволяет повысить интерес к песне, русскому фольклору, народному творчеству.

Елена Михайловна увлеченно рассказывает слушателям Чтений и о «ярких фольклорных праздниках, проводимых в лицее, и о приносящих радость всем участникам зрелищных представлениях.
- Радость общения с народной песней меняет отношение детей к народному творчеству, помогает осознать себя частицей великого русского народа и приумножать славу дедов и прадедов. Об этом пишут ученики и в нашу лицейскую газету «137 новостей», делясь своими впечатлениями от праздников, позволяющих наполнить душу радостью, гармонией и красотой.

Обращение к выступлениям участников IV Этических чтений и раскрывает истоки зарождения нравственности.


Источники

1 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1 / Под редакцией проф. Д. Ушакова.- М.: Тера, 1996.- С.1255

2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд. , дополненное.-М.: Азбуковник. 1999.- С.255

3 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1 / Под редакцией проф. Д. Ушакова.- М.: Тера, 1996.- С.1255

4 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник. 1999.- С.255

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.