С нами 12889 учителей, 4604 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Влияние современных гаджетов на детей"

Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
 
Влияние современных гаджетов на детей
 
Нет повести печальнее на свете,
Чем про детку,
Выросшую в интернете…
 
      Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они, действительно, интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.
      Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.  
      Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
  • Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
  • Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
  • Попытки ограничить время за играми   вызывает бурный протест и истерику.
  • Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом.
 
Плюсы использования гаджетов
  • Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
  • Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения, действительно, способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.
 
Минусы использования гаджетов
  • «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
  • Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 60 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это провоцирует искривление позвоночника и создает проблемы с осанкой в будущем.
  • Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
  • Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
  • Редко, но может наблюдаться и психическое расстройство, если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.
 
Источники:
1. http://e.mail.ru/cgi-bin/msglist?folder=0&lang=ru
2. http://psyfactor-self.ru/archives/221
3. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. Издательство: Эксмо-Пресс. 2008год
4. Янг К. С. Диагноз - интернет-зависимость.  Мир Интернет. - 2000. - № 2.

Комментарии

#1 Спасибо Вам, Нина Васильевна, за очень актуальную статью современности думаю, что многие педагоги и родители согласятся с тем, что гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.
Гульнара Айтуганова, дата: 13.11.2015 в 18:36  
#2 Нина Васильевна, Вы затронули актуальную и "больную" тему как для родителей, так и для преподавателей. Много споров о "+" и "-" использования гаджетов.Да, сейчас без электроники нельзя, требует наше время.Но та зависимость, в которую попадают наши дети, опасна и для здоровья, и нарушает психику детей.У них нарушается отношение к реальности,дети живут в виртуальном мире.Вот это и опасно.Необходим, конечно,контроль со стороны взрослых,что смотрят и сколько времени.А в учебный процесс компьютер вошел прочно уже с 1 класса.
Александра Андреева, дата: 13.11.2015 в 21:36  
#3 Нина Васильевна, присоединяясь к мнению коллег, от себя хочу добавить, что , к сожалению, гаджеты прочно вошли в жизнь всех нас. Без многих из них мы уже не представляем определенных моментов своей жизни, и это заставляет задуматься...но...скорость появления новых гаджетов не оставляет времени сделать это основательно. Увы.
Наталья Новосельцева, дата: 13.11.2015 в 21:41  
#4 Согласна с коллегами, тема актуальная и "больная" для родителей и учителей. В статье справедливо отмечены как положительные стороны, так и отрицательные использования гаджетов. И отрицательных в перечне намного больше. Только родительской контроль, занятость детей в кружках, секциях смогут уберечь их от ухода из реального мира. Спасибо, Нина Васильевна, за актуальную статью.
#5 Специалисты из Университета Дерби (Великобритания) уверены, что производители «умных» устройств обязаны предупреждать покупателей о возможном вреде, который они могут нанести физическому и психическому здоровью.
Татьяна Образцова, дата: 14.11.2015 в 0:25  
#6 О если бы все было так, и нас обо всем предупреждали! Но главное для некоторых - рейтинг продаж, а остальное - второстепенно.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.11.2015 в 9:19  
#7 Нина Васильевна, очень болезненная тема. Уже маленькие первоклашечки лезут под парту, что поиграть в гаджет. Родители на согласны с тем, что сами создают такие условия. Гаджеты должны быть дозированы и под чётким контролем. Ребёнок должен понимать разрешённое время игры, тогда он сам себя будет контролировать. А этого не происходит.
Татьяна Пылаева, дата: 14.11.2015 в 11:12  
#8 Спасибо Нина Васильевна за статью! Доступно, грамотно! Спасибо!
Вячеслав Татиевский, дата: 17.12.2015 в 18:38  
#9 Нина Васильевна, здравствуйте. Тема Вашей статьи будет актуальна ещё очень долгое время. К сожалению мы не можем ежеминутно контролировать как своих учеников, так и своих детей. На родительских собраниях очень часто поднимаем эту тему, но к сожалению ничего не меняется. Дети стали мало посещать библиотеки и читать книги. Им проще найти информацию в интернете, чем сидеть часами за книгой. Скоро в моем классе родительское собрание и снова будем говорить на эту тему. Буду использовать Ваш материал для беседы. Спасибо.
Елена Крамарева, дата: 27.02.2017 в 13:50  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.