С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование принципов смешанного обучения в предметной области «Искусство» (Изобразительное искусство)"
Барбутько Юлия Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №45
г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
 
 
Использование принципов смешанного обучения в предметной области «Искусство» (Изобразительное искусство)
 
  В современном мире восприятие ребенка изменено, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, новыми формами обучения, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Сегодня одной из таких форм является смешанное обучение, где обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного, сетевого обучения. 

Задача учителя - научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. 
Применение принципов смешанного обучения - это новое средство художественно-творческого развития обучающихся. Учитель должен давать возможность ученику обучаться в разных формах по своему предмету. Каждому учителю необходимо создать свою систему работы.

 
Из опыта педагогической системной работы Барбутько Ю.Ю. по принципам смешанного обучения, направленные на развитие ИКТ компетенции в предметной области  «Искусство» (Изобразительное искусство)
 
Смешанное обучение всегда должно быть четко целенаправленным. Недостаточно просто дать учащимся множество разных полезных ресурсов и возможностей, нужно, чтобы у всей программы был единый вектор, единая цель.
Цель: создать условия для художественно-творческого развития обучающихся в различных формах обучения.

«Для реализации смешанного обучения необходима прочная основательная площадка. Таковой может быть  Единая образовательная сеть  Дневник.ру. Дневник.ру - Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру совмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальная сеть.
Для работы учителя по внедрению принципов смешанного обучения очень удобно выстроено интернет-пространство сети Дневник.ру с точки зрения образования : расписание уроков, электронные журнал, дневники, домашние задания, библиотека художественной литературы, медиатека (учебная литература, аудио и видео), тестирование по всем предметам,  онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ,  словари и онлайн-переводчик. С точки зрения общения: личные страницы учеников учителей и родителей;  личные сообщения;  тематические группы и события; общение между школами; хранение и обмен документами, фото, аудио, видео и прочими файлами. С точки зрения управления: удобный ввод и импорт данных; различные типы оценок; расписание уроков; настраиваемые ведомости и прочие отчеты, оперативная статистика. С точки зрения доступности: это Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть (все бесплатно: и для школ и для пользователей); никаких дополнительных расходов со стороны школы на оборудование, обучение, поддержку и прочее; доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет. С точки зрения безопасности: отвечает всем требованиями Федерального закона «О персональных данных»; регистрация только по пригласительным кода; личные настройки приватности.» [3]
 
В урочной системе учителем используется интерактивные методы обучения с применением интерактивной доски и мультимедийных презентаций, нетбуки для обучающихся в работе с различными текстовыми, графическими редакторами (Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Power Point, MS Paint) в проектной деятельности и групповой работе. А так же уроки с выходом в Интернет (арт-галереи http://artgalleru.ru/ru/, http://gallerix.ru/, http://www.art-catalog.ru/)

Для мотивации учеников к предмету и самому творчеству, а так же  для использования дистанционной формы обучения, учителем был создан сайт учителя изобразительного искусства и мировой художественной культуры «Симфония творчества» http://yybarbu.jimdo.com/, являющийся ещё одной образовательной площадкой.


Каждый обучающийся может использовать для себя следующие материалы:
  1. Узнать интересную информацию о художниках и их полотнах (Раздел «Картины художников», «Для вдохновения» и «Видеотека»).
  2. Познакомиться с творческими, исследовательскими и конкурсными работами учеников гимназии  (Раздел «На уроках искусства», «Творческие работы учеников», «Достижения учеников»)
  3. Воспользоваться материалом мастер-классов, скачать презентации по пройденным темам урока (если ученик не присутствовал на уроке) для самообразования  (Раздел «Методическая копилка»)
  4. Скачать материал для подготовки к олимпиаде по МХК (Раздел «Подготовка к олимпиаде по МХК»)
  5. Познакомиться с различными Всероссийскими конкурсами рисунков, выбрать для себя самый интересный и поучаствовать (в конце страницы)
  6. Найти и скачать необходимую литературу по изобразительному искусству и рисованию и пройти дистанционное обучение рисованию (Раздел «Библиотека художника»)
  7. Прокомментировать разделы и отправить письмо по электронной почте («Гостевая книга»)

Учитель состоит во Всероссийском сетевом сообществе электронных портфолио «УчПортфолио»  (http://uchportfolio.ru/s45barbutko/), где учителя и обучающиеся могут создавать своё профессиональное портфолио и портфолио достижений в учёбе. Планируется создать интернет-страницы обучающихся для отражения личностных результатов в урочной и во внеурочной деятельности. Примером может служить электронное портфолио Базылевой Анны, ученицы 7А класса МОУ гимназии №45. (Ссылка на профиль: http://uchportfolio.ru/s7751955052).
 
Доступность и интерактивность  дистанционной формы обучения  помогает вовлекать учеников в исследовательские проекты и творческие задания, ребята учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражают собственные мысли, принимают решения и помогают друг другу, формируют интересы и осознают возможности.
Учитель является онлайн консультантом для детей, участвующих во Всероссийских и Международных конкурсах рисунков и творческих работ, проходящих на различных образовательных интернет-порталах:
  1. «Компас Центр» http://kompas-center.ru/
  2. «Талантоха» http://talantoha.ru/
  3. «Страна вопросов» http://strana-voprosov.ru/
  4. «Радуния» http://radunia.ru/
  5. «Юный художник» http://youpainter.ru/
  6. Арт-студия «Изобразилия» http://shteltn.ucoz.ru/
  7. «Крылья творчества» http://kryl-tvor.ucoz.ru/
  8. «Мега Талант» http://mega-talant.com/
  9. «Арт-талант» http://mega-talant.com/
  10.  «Шантарам» http://artshantaram.ru/
  11.  «Академия роста» http://akrosta.ru/
  12.  «МИОП Лидер» http://miop-lider.ru/
  13.  «Ты-лидер» http://ty-lider.com/
  14.  «Академия знаний» http://ak-znaniy.ru/ и многие другие
Такая форма консультирования дает положительные результаты – наличие победителей и призеров данных конкурсов (все достижения можно увидеть на персональном сайте учителя http://yybarbu.jimdo.com/достижения-учеников).
Онлайн консультация осуществляется через электронную почту (yy_barbu@mail.ru) и социальные сети или Skype (yy_barbut1)
Созданы условия для активного участия обучающихся в сетевых сообществах:
  1. «Юный художник» http://youpainter.ru/ , где ученики выкладывают свои творческие работы (рисунки) и участвуют в конкурсах федерального уровня. (Ссылка на страницу участника
http://youpainter.ru/ru/painters/angelina_mariupolskaya)
  1. «Центр поддержки одарённых детей» http://cpod.ippk.ru/, где ученики готовятся к Всероссийской олимпиаде школьников по МХК, выполняя предложенные задания куратора и участвуют в вебинарах,
(Ссылки на страницы участников
  • http://cpod.ippk.ru/users/Prophet
  • http://cpod.ippk.ru/users/ladaaza98)
 а так же участвуют в заочных научно-практических конференциях (ссылка на материал http://cpod.ippk.ru/users/1256/files.html)

Материал статьи может быть реализован в системной работе учителя  изобразительного искусства по внедрению принципов смешанного обучения.

Большое значение имеет построение учебного процесса при различных формах обучения. В традиционной системе образования не все дети получают обратную связь, кто-то отстал и пропустил материал, а кто-то постеснялся переспросить. Все дети разные, и учителю необходимо найти подход к каждому и воспитать правильное отношение к учебе. Ни в какой другой форме обучения педагоги не общаются так плотно с детьми, как в модели смешанного обучения. В системе работы по принципам смешанного обучения повышается качество образования, обучающиеся проявляют активность участия в конкурсах разного уровня, возрастает интерес к предмету.
 
Список интернет-источников:
  1. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/01/13/pedagogicheskiy-proektispolzovanie-informatsionno
  2. http://aplik.ru/shkolniku/9-klass/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo-v-nachalnykh-klassakh/
  3. http://www.openclass.ru/node/432581
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Я на уроках МХК тоже использую смешанное обучение: музыка и дпи, изо и музыка.Все это помогает нашим ученикам стать разносторонне развитыми людьми.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 25.11.2015 в 18:17  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ