Статья "Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях"
Марина Куприянович
10.12.2015
8802
1
"Трудные" дети
Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области
111. В ст. 1 Федерального Закона РФ от 24.06.99 120- ФЗ (ред. от 14.10.2014) (Далее - «Закон») «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [1].
111. Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
111. Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
111. Реалии нашей жизни говорят о том, что образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.
111. Согласно п. 2 ст. 14 Закона, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи [1]:
111. - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
111.- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
111. - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
111. - обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
111. - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
111. Руководители и педагогические работники образовательных учреждений имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями) или иными лицами. Запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).
111. Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют модернизации форм работы по профилактике правонарушений, проектирование и создание системы управления этой работой в школе. В системе управления воспитательной и профилактической работы должна быть весомо представлена общественная составляющая, в том числе попечительские советы, советы родительской и ученической общественности и использованы все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования (Городская целевая программа «Модернизация московского образования», ст. 45) [2].
111. Проведенные исследования показали, что наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений», которая бы систематизировала и существенно расширила функции субъектов образовательного процесса. Руководитель программы и одноименного совета назначается директором школы.
Программа должна способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики.
111. Остановимся на наиболее важных аспектах Программы «Профилактика правонарушений».
111. Является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
111. Является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Если ребенок изначально относится к «группе риска», он станет проводить время в игровых залах, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
111. Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, как правило, дает положительные результаты.
111. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска». Организация спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
111. Должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
111. - потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
111. - озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всех людей России;
111. - потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
111. - готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
111. В возрасте 10-15 лет приоритетным для детей являются знания о вредных привычках, их последствиях для здоровья, о здоровом питании, риске сексуальных отношений, о предотвращении экологических катастроф. Поэтому к программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.
111. В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать следующие мероприятия:
111. - беседа медработника (педиатра, нарколога, сексолога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
111. - проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака), подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;
111. - встреча со знаменитостями, интересными гостями: звездой, спортсменом, тренером, общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
111. - «классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи телепередачи, сделанных самим педагогом.
111. В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как:
111. - преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
111. - милосердие, доброта и здоровье;
111. - природа и здоровье;
111. - любовь и здоровье;
111. - здоровье и успешная карьера;
111. - мода и здоровье;
111. - музыка и здоровье;
111. - модная фигура и здоровье;
111. - искусство и здоровье;
111. - спорт и здоровье;
111. - компьютерные игры и здоровье;
111. - СМИ и здоровье.
111. Педагогу при работе с подростками необходимо учитывать возможность пагубного воздействия электронных способов и печатных изданий СМИ и использовать, в основном, материалы из журнала, например, «Здоровье» или «Школа здоровья», а также тщательно подбирать рубрики в местной периодике, привлекая к этой работе школьных библиотекарей.
111. При этом роль классного руководителя должна заключаться в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.
111. С учетом возрастных характеристик и, исходя из интересов и возможностей детей, целесообразно организовать секции в защиту здоровья, например:
111. - «Мы выбираем здоровье» (участники 3-5 классов);
111. - «Природа и здоровье» (4-11 классы);
111. - «Курить или не курить?» (6-11 классы);
111. - «Мода и здоровье» (8-11 классы);
111. - «Алкоголь, наркотики и здоровье».
111.Занятия в секциях разовьют детскую активность, формирование жизненных позиций, любовь к природе, научит самостоятельно проводить такие мероприятия, как проведение зарядки на переменах, организацию здоровых игр для малышей, озеленение школьного двора, разведение цветов, организация походов, и т.п. Учащиеся старших классов могут проводить КВНы, концерты, игры, сценки, высмеивающие вредные привычки, ратующие за приобщение к физкультуре и спорту; конкурсы «Класс без вредных привычек», «Школа без курения, алкоголя и наркотиков», и т.д.
111. Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок. Решение проблемы кроется в оказании доверия детям, использовании их природной заинтересованности в сохранении здоровья и широком привлечении учащихся к этому направлению деятельности: развитии волонтерского движения, повышения статуса ученического самоуправления.
111. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы».
111. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних. В каждом образовательном учреждении необходимо создать стенды «Права и ответственность несовершеннолетних».
111. В каждой школе необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.
111. В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных статьях и очерках, в сети Интернет.
111. Из числа активных читателей можно создать группы волонтеров, задачей которых была бы подборка материалов по борьбе с наркоманией, а впоследствии и проведение профилактической работы с подростками на эту тему.
111. Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов, встреч с бывшими наркоманами, экскурсий в наркодиспансеры, дома ребенка или посещение выставок, музеев патоанатомии и т.д.
111. Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи. Полезно создать группы родительской общественности (из числа работников здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.) по предупреждению проникновения наркотиков в школу.
111. В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.
111. Педагогическим коллективам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект, регулярно участвовать в межведомственных комплексных организациях «Подросток».
111. Следует организовать в школах работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
111. Полезно создать социальную «Службу примирения», действующую на основе добровольного объединения усилий учащихся, способных разрешать конфликтные ситуации восстановительным способом. Конечно, к созданию таких служб следует подходить со всей осторожностью, при наличии успешно зарекомендовавших себя в работе органов ученического самоуправления, развитии волонтерского движения.
111. Заключительными аспектами Программы «Профилактика правонарушений» являются:
111. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении;
111. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
111. Исходя из вышеизложенного, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
111. Список используемой литературы:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области
Профилактика асоциального поведения учащихся
в образовательных учреждениях
в образовательных учреждениях
111. В ст. 1 Федерального Закона РФ от 24.06.99 120- ФЗ (ред. от 14.10.2014) (Далее - «Закон») «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [1].
111. Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
111. Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
111. Реалии нашей жизни говорят о том, что образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.
111. Согласно п. 2 ст. 14 Закона, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи [1]:
111. - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
111.- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
111. - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
111. - обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
111. - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
111. Руководители и педагогические работники образовательных учреждений имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями) или иными лицами. Запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).
111. Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют модернизации форм работы по профилактике правонарушений, проектирование и создание системы управления этой работой в школе. В системе управления воспитательной и профилактической работы должна быть весомо представлена общественная составляющая, в том числе попечительские советы, советы родительской и ученической общественности и использованы все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования (Городская целевая программа «Модернизация московского образования», ст. 45) [2].
111. Проведенные исследования показали, что наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений», которая бы систематизировала и существенно расширила функции субъектов образовательного процесса. Руководитель программы и одноименного совета назначается директором школы.
Программа должна способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики.
111. Остановимся на наиболее важных аспектах Программы «Профилактика правонарушений».
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся
111. Является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
Борьба с прогулами занятий
111. Является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Если ребенок изначально относится к «группе риска», он станет проводить время в игровых залах, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
111. Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, как правило, дает положительные результаты.
Организация досуга учащихся
111. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска». Организация спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Пропаганда здорового образа жизни
111. Должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
111. - потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
111. - озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всех людей России;
111. - потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
111. - готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
111. В возрасте 10-15 лет приоритетным для детей являются знания о вредных привычках, их последствиях для здоровья, о здоровом питании, риске сексуальных отношений, о предотвращении экологических катастроф. Поэтому к программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.
111. В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать следующие мероприятия:
111. - беседа медработника (педиатра, нарколога, сексолога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
111. - проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака), подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;
111. - встреча со знаменитостями, интересными гостями: звездой, спортсменом, тренером, общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
111. - «классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи телепередачи, сделанных самим педагогом.
111. В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как:
111. - преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
111. - милосердие, доброта и здоровье;
111. - природа и здоровье;
111. - любовь и здоровье;
111. - здоровье и успешная карьера;
111. - мода и здоровье;
111. - музыка и здоровье;
111. - модная фигура и здоровье;
111. - искусство и здоровье;
111. - спорт и здоровье;
111. - компьютерные игры и здоровье;
111. - СМИ и здоровье.
111. Педагогу при работе с подростками необходимо учитывать возможность пагубного воздействия электронных способов и печатных изданий СМИ и использовать, в основном, материалы из журнала, например, «Здоровье» или «Школа здоровья», а также тщательно подбирать рубрики в местной периодике, привлекая к этой работе школьных библиотекарей.
111. При этом роль классного руководителя должна заключаться в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.
111. С учетом возрастных характеристик и, исходя из интересов и возможностей детей, целесообразно организовать секции в защиту здоровья, например:
111. - «Мы выбираем здоровье» (участники 3-5 классов);
111. - «Природа и здоровье» (4-11 классы);
111. - «Курить или не курить?» (6-11 классы);
111. - «Мода и здоровье» (8-11 классы);
111. - «Алкоголь, наркотики и здоровье».
111.Занятия в секциях разовьют детскую активность, формирование жизненных позиций, любовь к природе, научит самостоятельно проводить такие мероприятия, как проведение зарядки на переменах, организацию здоровых игр для малышей, озеленение школьного двора, разведение цветов, организация походов, и т.п. Учащиеся старших классов могут проводить КВНы, концерты, игры, сценки, высмеивающие вредные привычки, ратующие за приобщение к физкультуре и спорту; конкурсы «Класс без вредных привычек», «Школа без курения, алкоголя и наркотиков», и т.д.
111. Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок. Решение проблемы кроется в оказании доверия детям, использовании их природной заинтересованности в сохранении здоровья и широком привлечении учащихся к этому направлению деятельности: развитии волонтерского движения, повышения статуса ученического самоуправления.
Правовое воспитание
111. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы».
111. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних. В каждом образовательном учреждении необходимо создать стенды «Права и ответственность несовершеннолетних».
Профилактика наркомании и токсикомании
111. В каждой школе необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.
111. В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных статьях и очерках, в сети Интернет.
111. Из числа активных читателей можно создать группы волонтеров, задачей которых была бы подборка материалов по борьбе с наркоманией, а впоследствии и проведение профилактической работы с подростками на эту тему.
111. Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов, встреч с бывшими наркоманами, экскурсий в наркодиспансеры, дома ребенка или посещение выставок, музеев патоанатомии и т.д.
111. Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи. Полезно создать группы родительской общественности (из числа работников здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.) по предупреждению проникновения наркотиков в школу.
Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации
111. В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.
111. Педагогическим коллективам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект, регулярно участвовать в межведомственных комплексных организациях «Подросток».
111. Следует организовать в школах работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
111. Полезно создать социальную «Службу примирения», действующую на основе добровольного объединения усилий учащихся, способных разрешать конфликтные ситуации восстановительным способом. Конечно, к созданию таких служб следует подходить со всей осторожностью, при наличии успешно зарекомендовавших себя в работе органов ученического самоуправления, развитии волонтерского движения.
111. Заключительными аспектами Программы «Профилактика правонарушений» являются:
111. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении;
111. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
111. Исходя из вышеизложенного, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
111. Список используемой литературы:
111.1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Правовой сайта: http://www.consultant.ru/
111.2. Постановление Правительства Москвы от 20.11.2001 № 1047-ПП «О городсткой целевой программе «Модернизация московского образования «Столичное образование-3)».
111.3. Библиотека методических материалов для учителя: http://www.metod-kopilka.ru/vystuplenie_rol_klassnogo_rukovoditelya_v_profilaktike_prestupleniy_i_pravonarusheniy-42967.htm
111.3. Библиотека методических материалов для учителя: http://www.metod-kopilka.ru/vystuplenie_rol_klassnogo_rukovoditelya_v_profilaktike_prestupleniy_i_pravonarusheniy-42967.htm
Другие статьи
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- Ансамбль " Забайкальские узоры" Верность традициям.
- Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития и возможности освоения этими детьми ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Я - классный руководитель
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Патриотическое воспитание подростков
- Направления воспитательной работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Работа с документ-камерой на уроках русского языка (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Марина Олеговна. согласна с тем, что решение проблемы необходимо решать в системе.
Татьяна Щербакова, дата: 14.12.2015 в 23:57
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.