Статья "Школьная библиотека и гуманистическая миссия в условиях информационной цивилизации"
Евгения Пышминцева
07.01.2016
1647
0
Другое
Пышминцева Евгения Сергеевна,
педагог-библиотекарь,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область
педагог-библиотекарь,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область
Школьная библиотека и гуманистическая миссия в условиях информационной цивилизации
А.В. Соколов ввёл понятие «библиотечный гуманизм», которое трактуется им как «система профессиональной библиотечной деятельности, когда библиотека представляет собой рационально и эстетически обоснованный социально-культурный центр гуманистической книжности со свободным доступом к его документным фондам локальных и удалённых пользователей и диалоговым субъект-субъектным общением читателей и сотрудников библиотеки» [4, с. 372].
Каждый социальный институт, строящий свою деятельность на принципах гуманизма, имеет свои особенные направления, методы и формы работы. В библиотечной деятельности одним из средств реализации гуманистической миссии библиотеки является применение различных коммуникативных практик, под которыми В.В. Зотов и В.А. Лысенко понимают «упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, направленной на передачу/приём социально-значимой информации» [2]. С.А. Езова делит коммуникативные практики на традиционные и виртуальные и определяет их как «активность, действие, деятельность, поведение» [3, с. 29].
Радио, телевидение, Интернет «формируют внутренний мир человека, его социально-культурные предпочтения, ценностные ориентации, культурные ценности» [1, с.118], предоставляют широкие возможности получения информации различного рода. Возрастает количество порнографических, экстремистских, неофашистских материалов, сайтов, пропагандирующих насилие и наркоманию. В таких условиях библиотеки обязаны создавать свои представительства в сети в виде сайтов, блогов, страниц в социальных сетях, размещать на них материалы гуманистической направленности, пропагандировать мероприятия, имеющийся библиотечный фонд, литературные и иные произведения, памятники архитектуры и искусства, расширяя сферу своего влияния. Привлекая, таким образом, внимание пользователей, библиотеки дают каждому из них возможность выступить в роли транслятора социальных норм и правил, культурных и духовных ценностей, традиций и обычаев, став участником коммуникативного акта. Являясь одновременно и читателем, и автором комментариев, пользователь формирует отношение к увиденному или прочитанному, учится быть корректным и внимательным, терпимым к мнению других, выражать своё собственное мнение, отстаивать его, передавать эмоции и чувства. Он может быть участником диалога с наиболее интересным собеседником.
Использование всех коммуникативных практик позволит библиотекам выполнять свою миссию, которую В.К. Степанов определил как помощь «людям в их извечных поисках добра и смысла» [5], наиболее эффективно транслировать общечеловеческие нравственные и этические ценности, проверенные временем, духовные и культурные традиции, произведения литературы и искусства, оказывать помощь в формировании мировоззрения и расширять границы библиотечного пространства.
Век информационных средств и развитие телекоммуникаций порождает спрос на визуальную (фильмы, видео-записи, изображения, картины, графики и т.д.) и звуковую информацию.
При этом для читателей библиотеки критически значимым является доступ к библиотечным фондам из любого места, где есть доступ в интернет: дома, в спортзале, просто в парке, не выходя из класса.
И помочь с таким доступом им поможет школьная библиотека. Она должна твердо гарантировать школьнику - читателю, что библиотечная группа в социальных сетях – это то место, где он может получить необходимое ему. По меньшей мере, именно отсюда следует начинать поиск необходимой информации. Для этого ему не обязательно приходить в библиотеку.
При этом самим библиотекарям важно осознать, что если они будут создавать препятствия в доступе к информации, настаивать на непременном посещении библиотеки, они просто потеряют своего читателя. Школьники уйдут туда, где необходимая им информация окажется доступной. И если школьникам-читателям учебная и художественная информация жизненно важна, то не следует забывать о том, что для библиотеки школы важны читатели. В конце концов, смысл существования библиотеки как организации, ее цель и предназначение состоит именно в удовлетворении информационных запросов.
Для современной библиотеки важно осознать себя частью, ячейкой единой информационной сети, в которой информация распределена между другими держателями.
Эпоха перемен актуализирует поиск новых методов и форм работы библиотек. Дожидаться, когда читатель, обитающий в плотном и насыщенном информационном поле, наконец-то появится в библиотеке (физически или виртуально), можно. Но это не плодотворно.
Лучшим способом стать необходимой в организации учебного процесса для библиотеки является оказание помощи учителям. Эта помощь в предоставлении информационных продуктов различных услуг, а именно электронная доставка документов, избирательного распространения информации, дифференцированного обеспечения руководства.
Таким образом, задача библиотеки – предоставление читателю информации будет выполнена в полном объеме. И нигде не сказано, как именно это должно делаться. Следовательно, все, что работает на помощь в поиске информации, может быть использовано в библиотечном деле в рамках гуманистической миссии школьной библиотеки.
Источники:
Каждый социальный институт, строящий свою деятельность на принципах гуманизма, имеет свои особенные направления, методы и формы работы. В библиотечной деятельности одним из средств реализации гуманистической миссии библиотеки является применение различных коммуникативных практик, под которыми В.В. Зотов и В.А. Лысенко понимают «упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, направленной на передачу/приём социально-значимой информации» [2]. С.А. Езова делит коммуникативные практики на традиционные и виртуальные и определяет их как «активность, действие, деятельность, поведение» [3, с. 29].
Радио, телевидение, Интернет «формируют внутренний мир человека, его социально-культурные предпочтения, ценностные ориентации, культурные ценности» [1, с.118], предоставляют широкие возможности получения информации различного рода. Возрастает количество порнографических, экстремистских, неофашистских материалов, сайтов, пропагандирующих насилие и наркоманию. В таких условиях библиотеки обязаны создавать свои представительства в сети в виде сайтов, блогов, страниц в социальных сетях, размещать на них материалы гуманистической направленности, пропагандировать мероприятия, имеющийся библиотечный фонд, литературные и иные произведения, памятники архитектуры и искусства, расширяя сферу своего влияния. Привлекая, таким образом, внимание пользователей, библиотеки дают каждому из них возможность выступить в роли транслятора социальных норм и правил, культурных и духовных ценностей, традиций и обычаев, став участником коммуникативного акта. Являясь одновременно и читателем, и автором комментариев, пользователь формирует отношение к увиденному или прочитанному, учится быть корректным и внимательным, терпимым к мнению других, выражать своё собственное мнение, отстаивать его, передавать эмоции и чувства. Он может быть участником диалога с наиболее интересным собеседником.
Использование всех коммуникативных практик позволит библиотекам выполнять свою миссию, которую В.К. Степанов определил как помощь «людям в их извечных поисках добра и смысла» [5], наиболее эффективно транслировать общечеловеческие нравственные и этические ценности, проверенные временем, духовные и культурные традиции, произведения литературы и искусства, оказывать помощь в формировании мировоззрения и расширять границы библиотечного пространства.
Век информационных средств и развитие телекоммуникаций порождает спрос на визуальную (фильмы, видео-записи, изображения, картины, графики и т.д.) и звуковую информацию.
При этом для читателей библиотеки критически значимым является доступ к библиотечным фондам из любого места, где есть доступ в интернет: дома, в спортзале, просто в парке, не выходя из класса.
И помочь с таким доступом им поможет школьная библиотека. Она должна твердо гарантировать школьнику - читателю, что библиотечная группа в социальных сетях – это то место, где он может получить необходимое ему. По меньшей мере, именно отсюда следует начинать поиск необходимой информации. Для этого ему не обязательно приходить в библиотеку.
При этом самим библиотекарям важно осознать, что если они будут создавать препятствия в доступе к информации, настаивать на непременном посещении библиотеки, они просто потеряют своего читателя. Школьники уйдут туда, где необходимая им информация окажется доступной. И если школьникам-читателям учебная и художественная информация жизненно важна, то не следует забывать о том, что для библиотеки школы важны читатели. В конце концов, смысл существования библиотеки как организации, ее цель и предназначение состоит именно в удовлетворении информационных запросов.
Для современной библиотеки важно осознать себя частью, ячейкой единой информационной сети, в которой информация распределена между другими держателями.
Эпоха перемен актуализирует поиск новых методов и форм работы библиотек. Дожидаться, когда читатель, обитающий в плотном и насыщенном информационном поле, наконец-то появится в библиотеке (физически или виртуально), можно. Но это не плодотворно.
Лучшим способом стать необходимой в организации учебного процесса для библиотеки является оказание помощи учителям. Эта помощь в предоставлении информационных продуктов различных услуг, а именно электронная доставка документов, избирательного распространения информации, дифференцированного обеспечения руководства.
Таким образом, задача библиотеки – предоставление читателю информации будет выполнена в полном объеме. И нигде не сказано, как именно это должно делаться. Следовательно, все, что работает на помощь в поиске информации, может быть использовано в библиотечном деле в рамках гуманистической миссии школьной библиотеки.
Источники:
1. Грабарь, Н.Г. Особенности общения в библиотеке в условиях расширения межкультурной коммуникации / Н.Г. Грабарь //Библиотековедение. – 2013. - №4. – С. 117-121.
2. Зотов, В.В. Лысенко В.А. Коммуникационные практики как теоретический конструкт изучения общества / В.В. Золов, В.А. Лысенко В.А. // Теория и практика общественного развития. Социологические науки. – 2010. - № 3. – Режим доступа: http:/www.teoria-practica.ru
3. Езова, С.А. О гуманизме и коммуникативных практиках / С.А. Ежова // Библиотечное дело. – 2012. - №13. – С. 29-30.
4. Соколов, А.В. Библиотека и гуманизм: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации: монография / А.В. Соколов.- СПб.: Профессия; М.: Гранд-Фаир: Межрегиональный библиотечный коллектор, 2012. – С. 372.
5. Степанов, В.К. Будущее библиотек в системе цифровых коммуникаций: подход к проблеме / В.К. Степанов // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: материалы конф. Электрон. дан. М.:ГПНТБ России, 2011. 1 электрон. опт. диск ( CD-ROM ). Систем. требования: IBM PC ,Windows 2000 или выше. Загл. с этикетки диска. ISBN 978-5-85638-150-3. № гос. регистрации 0321100651.
Другие статьи
- Алгоритм профориентационной работы со старшеклассниками
- Организация внеурочной деятельности в школе
- Как сделать содержание урока интересным
- Работа по распространению собственного педагогического опыта
- Подростки и гаджеты - вред или польза?
- Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Психодиагностическое исследование внутрисемейной обстановки учащихся (из опыта работы)
- Рейтинговый контроль как компонент модульного обучения
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.