С нами 12601 учитель, 4478 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя"

Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
 
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
 
    Методика работы классного руководителя по воспитанию у учащихся нравственности очень многообразна.  Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
     Существует несколько форм и методов нравственного просвещения и убеждения школьников: Рассмотрим некоторые из них.
      Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
     Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива.  В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и другие. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции.
      Я классный руководитель 8 класса. В этом году мы с классом провели следующие классные часы: «Можно ли быть свободным от ответственности?», «Я отвечаю за свои поступки», «Наши права и обязанности».  
      В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Нельзя увлекаться коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
      Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.  Такой конференцией в моем классе была тема «Можно ли любить всех?» Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).
      Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.
      В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей. В нашей школе есть традиция: каждый дежурный класс выпускает листок под названием «Дежурный идет по школе». И она имеет действенное значение
      Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.
      В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.  К 70-летию Победы проводила классный час, посвященный пионерам – героям. Участвуя в беседе, дети интуитивно берут с них пример, стараются стать похожими на них.
     Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей. Примером может служить проведенный мною классный час «Разъезд Дубосеково» (о героях – панфиловцах). Сейчас мы готовим классный час, посвященный блокаде Ленинграда.
      Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.
  Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Пример – мероприятие, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса, прошедшее в рамках нашей школы.
      На формирование сознания и поведения школьников серьёзное влияние оказывает и личный пример классного руководителя, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в классном руководителе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
 
Источники:

1.http://cyberleninka.ru/article/n/klassnyy-rukovoditel-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov 

Комментарии

#1 Спасибо за статью. С вами согласна, что благодаря проведению классных часов можно сблизить класс, сделать более дружным. Также благодаря класным часам можно расширяет детские интересы, возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.
Эльвие Алимова, дата: 17.01.2016 в 23:38  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.