С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Урок как форма организации образовательного процесса в рамках дистанционного образования детей-инвалидов"
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ №22
г. Тамбова, Тамбовской области
 
Урок как форма организации образовательного процесса в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов
 
           Обучение детей с ограниченными возможностями, их успешная социализация – один из приоритетных вопросов российского образования.
      С 2009 года в Тамбовской области реализуется проект «Дистанционное образование детей-инвалидов», участниками которого являются обучающиеся области и учителя, прошедшие переподготовку. Одним из образовательных сетевых ресурсов для работы является среда I-Школы Центра образования «Технологии обучения», соответствующая государственным образовательным стандартам.
          Дистанционное обучение в данной модели обучения - это получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Ученик и учитель видят друг друга через веб-камеру. У обоих под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.
          Информационные технологии поднимают на качественно новый уровень дистанционное обучение лиц с особыми нуждами. Такое обучение строится на основе личностно ориентированного обучения, индивидуального и дифференцированного подхода.
          При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями.
            К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся: учебные книги, сетевые учебно-методические пособия, электронные и цифровые образовательные ресурсы, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, электронные библиотеки с удаленным доступом.
      Как доказано учёными, использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65%.
               Выбор модели дистанционного урока осуществляется с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных учеников.
           Сетевому учителю необходимо определить тему дистанционного урока; выделить основные учебные элементы; определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль); выбрать способ доставки учебного материала и формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, гиперссылки, таблицы, слайды и т.д.); подготовить глоссарий по тематике дистанционного урока; разработать пакет контрольных заданий и интерактивных тренажеров для каждого учебного элемента урока или подобрать имеющиеся, например, на сайте http://fcior.edu.ru/. Данный сайт направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов и объединяет три  учебных модуля: информационный, практический, контрольный.
          Инструменты для представления материалов курса по русскому языку и литературе можно разделить на  статические (текстовая страница, web-страница, ссылка на файл или страницу, ссылка на каталог) и интерактивные (лекция, форум, задание, тест).
                 Остановимся подробнее на интерактивных элементах среды I-Класса.
          Элемент Лекция строится по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. Последовательность переходов со страницы на страницу заранее определяется учителем и зависит от того, как ученик отвечает на вопрос. На неправильные ответы учитель  даёт соответствующий комментарий или обращает внимание на фрагмент Лекции. Данный элемент рациональнее использовать при объяснении нового материала (например, на уроках литературы при знакомстве с жизнью и творчеством писателя или поэта).
          Задание позволяет ставить задачи, которые требуют от ученика ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы. Этот элемент применяется не только на уроке, но и при выполнении дамашнего задания, даёт возможность учителю просмотреть paзмещенные на сервере файлы ответов, выставить оценки за полученные ответы и дать каждому ученику комментарии на выполненное задание.
     Очень важной составляющей процесса дистанционного образования является рецензирование (комментирование) работ учащихся. При написании рецензии на работу по русскому языку и литературе необходимо помнить о том, что рецензия должна содержать анализ работы и обоснованную оценку, оказывать помощь в освоении нового материала. Рецензию следует размещать над работой ученика, сохраняя предыдущую работу, чтобы была возможность проследить динамику достижений ученика.
           Тесты могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/неверно, предполагающие короткий текстовый ответ. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (с показом правильных ответов) или контрольными (сообщение  оценки).
           Элемент Форум используется для организации дискуссии по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими.
           Задача учителя - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, например, найти на уроке возможность провести физкультминутку для глаз. Дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон.
           Таким образом, дистанционное образование стало реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени, кроме того, получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Для детей-инвалидов образование, полученное дистанционным методом, - это уникальная возможность для успешной и полной интеграции детей в общество сверстников через развитие, коррекцию и реабилитацию!  В дальнейшем они могут получить высшее или среднее профессиональное образование таким же методом.
 
Информационные источники.
  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2010.
  2. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2011.
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО,  2006.
  4. http://еленапрошина.рф Дистанционное обучение детей-инвалидов.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ