Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками"
Валентина Поздеева
18.04.2016
1861
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Поздеева Валентина Ивановна,
учитель – логопед, первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Теремок»,
п. Коноша, Коношского района
Архангельской области
учитель – логопед, первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Теремок»,
п. Коноша, Коношского района
Архангельской области
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями психического, физического и речевого развития. В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающих технологий. Особенно важным становится применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми, поскольку контингент логопедических занятий составляют дети с различными речевыми нарушениями и психофизическими особенностями.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальность данной проблемы подвела нас к необходимости разработать и реализовать в нашем детском саду проект: «Речь развиваем – здоровье сохраняем». Участники проекта: учитель- логопед, дети с нарушениями речи, педагоги, родители. Цель проекта: развитие и коррекция речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий. Задачи проекта: повысить уровень знаний педагогов о здоровьесберегающих технологиях, используемых в развитии речи детей и внедрить их в различные виды деятельности; развивать и корригировать речь детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях; привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях по развитию речи, проводимых в детском саду, дать практические навыки по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи детей.
Практическая значимость проекта «Речь развиваем - здоровье сохраняем» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов. Вся организованная образовательная деятельность ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Особенностью построения логопедических занятий является включение в их структуру различных здоровьесберегающих приемов. Здоровьесберегающие технологии, используемые нами в коррекционной работе, подбираются в соответствии с целями и задачами организованной образовательной деятельности, этапа коррекции речи и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.
При проведении артикуляционной гимнастики используем дидактические куклы и пособия: Весёлый язычок, Лягушка – Квакушка, истории Веселого язычка, стихи, сказки, применяем метод биоэнергопластики - сочетание традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.
Все практикуемые нами упражнения по развитию речевого дыхания также имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии: «Футбол», «Гонки», «Задуй свечку», «Буль-бульки», «Лети, бабочка, листочек» и другие.
При проведении зрительной гимнастики мы применяем художественное слово, наглядный материал: ряд пособий - тренажеров «Путешествие». Эти тренажеры для глаз могут быть сюжетные, графические, выполненные в виде плакатов, схем. Дошкольникам предлагается «походить» глазами по линиям различной конфигурации. Дети прослеживают глазами «путь» указки, на конце которой могут прикрепляться различные предметы, изображения персонажей. Можно предложить игровые сюжеты: «Едем в гости по дорожкам», «Катаемся на машине» и т. д. По ходу выполнения упражнений дети выполняют разные задания: называют цифры, цвет дорожек, правильно употребляют приставочные глаголы, предлоги и др.
Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются неотъемлемой частью каждого занятия. В коррекционной работе широко применяем игры с мозаикой, прищепками, семенами, бусинками, пробками, карандашами, массажными шариками Су-Джок, шнуровками.
Ребенок развивается в движении. В связи с этим в логопедическую работу включаем динамические паузы, физкультминутки, а также кинезиологические упражнения. Многий речевой материал мы разучиваем в движении: работая руками, шагая по «дорожке».
С целью релаксации применяем игровые упражнения на чередование напряжения и расслабления: «Тряпичная кукла и солдатик», «Снеговик», «Сильные и слабые». Используем такие приемы, как игры с крупами, пескотерапию. Эти игры разгружает эмоциональную сферу ребенка, создают радостный настрой. Также их применяем в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Систематически используем игровые упражнения самомассажа для лица, пальцев, кистей рук. Также проводим логопедический массаж с детьми, имеющими дизартрию, заикание, т.к. он является необходимым условием в работе с такими детьми.
В логопедической работе с детьми практикуем упражнения психогимнастики. Заучиваем стихи на различный речевой материал, при рассказывании учим, чтобы мимика и жесты были в единстве.
В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.
Сказкотерапия является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе и, безусловно, психотерапевтическим средством. Сегодня нами используются разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, драматизация, рисование и др.
За период реализации проекта мы добились следующих результатов:
- мониторинг логопедической работы за учебный год показал повышение ее эффективности;
- снизилась заболеваемость детей;
- у педагогов повысился уровень знаний о здоровьесберегающих технологиях, используемых в развитии и коррекции речи детей, совершенствовались навыки внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с дошкольниками;
- повысилась родительская компетентность в вопросах речевого развития детей.
Таким образом, применение перечисленных здоровьесберегающих технологий, повышает эффективность коррекционной работы, способствует сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка, а также решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальность данной проблемы подвела нас к необходимости разработать и реализовать в нашем детском саду проект: «Речь развиваем – здоровье сохраняем». Участники проекта: учитель- логопед, дети с нарушениями речи, педагоги, родители. Цель проекта: развитие и коррекция речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий. Задачи проекта: повысить уровень знаний педагогов о здоровьесберегающих технологиях, используемых в развитии речи детей и внедрить их в различные виды деятельности; развивать и корригировать речь детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях; привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях по развитию речи, проводимых в детском саду, дать практические навыки по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи детей.
Практическая значимость проекта «Речь развиваем - здоровье сохраняем» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов. Вся организованная образовательная деятельность ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Особенностью построения логопедических занятий является включение в их структуру различных здоровьесберегающих приемов. Здоровьесберегающие технологии, используемые нами в коррекционной работе, подбираются в соответствии с целями и задачами организованной образовательной деятельности, этапа коррекции речи и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.
При проведении артикуляционной гимнастики используем дидактические куклы и пособия: Весёлый язычок, Лягушка – Квакушка, истории Веселого язычка, стихи, сказки, применяем метод биоэнергопластики - сочетание традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.
Все практикуемые нами упражнения по развитию речевого дыхания также имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии: «Футбол», «Гонки», «Задуй свечку», «Буль-бульки», «Лети, бабочка, листочек» и другие.
При проведении зрительной гимнастики мы применяем художественное слово, наглядный материал: ряд пособий - тренажеров «Путешествие». Эти тренажеры для глаз могут быть сюжетные, графические, выполненные в виде плакатов, схем. Дошкольникам предлагается «походить» глазами по линиям различной конфигурации. Дети прослеживают глазами «путь» указки, на конце которой могут прикрепляться различные предметы, изображения персонажей. Можно предложить игровые сюжеты: «Едем в гости по дорожкам», «Катаемся на машине» и т. д. По ходу выполнения упражнений дети выполняют разные задания: называют цифры, цвет дорожек, правильно употребляют приставочные глаголы, предлоги и др.
Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются неотъемлемой частью каждого занятия. В коррекционной работе широко применяем игры с мозаикой, прищепками, семенами, бусинками, пробками, карандашами, массажными шариками Су-Джок, шнуровками.
Ребенок развивается в движении. В связи с этим в логопедическую работу включаем динамические паузы, физкультминутки, а также кинезиологические упражнения. Многий речевой материал мы разучиваем в движении: работая руками, шагая по «дорожке».
С целью релаксации применяем игровые упражнения на чередование напряжения и расслабления: «Тряпичная кукла и солдатик», «Снеговик», «Сильные и слабые». Используем такие приемы, как игры с крупами, пескотерапию. Эти игры разгружает эмоциональную сферу ребенка, создают радостный настрой. Также их применяем в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Систематически используем игровые упражнения самомассажа для лица, пальцев, кистей рук. Также проводим логопедический массаж с детьми, имеющими дизартрию, заикание, т.к. он является необходимым условием в работе с такими детьми.
В логопедической работе с детьми практикуем упражнения психогимнастики. Заучиваем стихи на различный речевой материал, при рассказывании учим, чтобы мимика и жесты были в единстве.
В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.
Сказкотерапия является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе и, безусловно, психотерапевтическим средством. Сегодня нами используются разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, драматизация, рисование и др.
За период реализации проекта мы добились следующих результатов:
- мониторинг логопедической работы за учебный год показал повышение ее эффективности;
- снизилась заболеваемость детей;
- у педагогов повысился уровень знаний о здоровьесберегающих технологиях, используемых в развитии и коррекции речи детей, совершенствовались навыки внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с дошкольниками;
- повысилась родительская компетентность в вопросах речевого развития детей.
Таким образом, применение перечисленных здоровьесберегающих технологий, повышает эффективность коррекционной работы, способствует сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка, а также решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
Литература:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии – Ростов - на -Дону.: Феникс, 2008.
2. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников // Логопед. 2010. № 2.
3. Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике // Логопед. 2011. № 2.
2. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников // Логопед. 2010. № 2.
3. Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике // Логопед. 2011. № 2.
Другие статьи
- Особенности организации внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) классах 7 вида при переходе на ФГОС нового поколения
- "Трудные" дети или некоторые подходы в воспитании детей "группы риска"
- Возможности использования классного блога в деятельности классного руководителя
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Методологические требования к проведению диагностики детей с особенностями в развитии
- "Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида"
- Модульное обучение в СПО
- Учимся играя
- Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
- Анализ воспитательной работы школы за 2014 - 2015 учебный год
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.