Статья "Повышение качества профессиональной подготовки студентов"
Ирина Викторовна Дорошенко
11.09.2016
2338
1
Системно - деятельностный подход в обучении
Дорошенко Ирина Викторовна,
преподаватель,
кандидат технических наук, доцент
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»,
г. Моршанск,
Тамбовская область
преподаватель,
кандидат технических наук, доцент
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»,
г. Моршанск,
Тамбовская область
Повышение качества профессиональной подготовки студентов
Сейчас мы находимся на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.
Основными целями, которые стоят передо мной, как преподавателем специальных дисциплин колледджа, являются: подготовка специалиста, свободно владеющего приемами работы с использованием новейших технологий; создание условий для раскрытия и реализации творческих способностей каждого студента.
Я занимаюсь с ребятами в форме практических занятий, уроков производственного обучения, мастер-класс. В результате этого студенты на производстве участвуют в опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской и творческой работе. Это помогает студентам колледжа более осознано и углубленно изучать учебные предметы, а после окончания обучения быстрее включиться в трудовую деятельность.
Главной задачей, на решение которой направлены мои усилия, является формирование профессиональных умений студентов. С моей точки зрения, профессиональное умение представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых специальных действий, реализуемых в определенной последовательности для оптимального выполнения профессионально-трудовой деятельности на различных уровнях сложности – от элементарно-операционного до опытно-экспериментального (творческого).
При подборе учебно-производственных работ, выполняемых на занятиях, мною учитываются следующие основные требования:
Основными целями, которые стоят передо мной, как преподавателем специальных дисциплин колледджа, являются: подготовка специалиста, свободно владеющего приемами работы с использованием новейших технологий; создание условий для раскрытия и реализации творческих способностей каждого студента.
Я занимаюсь с ребятами в форме практических занятий, уроков производственного обучения, мастер-класс. В результате этого студенты на производстве участвуют в опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской и творческой работе. Это помогает студентам колледжа более осознано и углубленно изучать учебные предметы, а после окончания обучения быстрее включиться в трудовую деятельность.
Главной задачей, на решение которой направлены мои усилия, является формирование профессиональных умений студентов. С моей точки зрения, профессиональное умение представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых специальных действий, реализуемых в определенной последовательности для оптимального выполнения профессионально-трудовой деятельности на различных уровнях сложности – от элементарно-операционного до опытно-экспериментального (творческого).
При подборе учебно-производственных работ, выполняемых на занятиях, мною учитываются следующие основные требования:
- изделия (работы) должны отвечать учебным задачам, т.е. при их изготовлении студенты должны освоить приемы и способы работы, предусмотренные соответствующими темами учебных программ;
- изделия (работы) должны, как правило, иметь производственную ценность;
- работы должны быть посильными по степени сложности, точности, физическим усилиям и объему технических знаний для выполнения их студентами на соответствующей стадии обучения;
- работы должны постоянно усложняться как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;
- изделия (работы) должны быть разнообразными, из разных материалов, с разными техническими требованиями к их изготовлению, что создает условия для применения разнообразных приемов работы, способов установки, выверки, проверки, использования специальных приспособлений, инструментов, а также передовых методов труда.
Особое направление внеклассной работы со студентами - техническое творчество. Общественно полезная направленность технического творчества выражается в создании материальных ценностей для нужд техникума (оснащение мастерских и кабинетов наглядными пособиями, ТСО, оборудование рабочих мест мастеров, преподавателей, студентов в соответствии с требованиями НОТ); в разработке и изготовлении приспособлений и технических новшеств, облегчающих труд, повышающих его производительность, качество продукции, развивающих эстетические вкусы студентов. Т
Так, например, в рамках кружка «Сварщик» силами студентов 2 и3 курса были разработаны и изготовлены следующие изделия:
Так, например, в рамках кружка «Сварщик» силами студентов 2 и3 курса были разработаны и изготовлены следующие изделия:
- приспособление для плазменной резки листового металла – предназначено для резки заготовок металла толщиной 1-4 мм с достаточно большой точностью, быстро и экономя электроэнергию;
- приспособление для сварки образцов из листового металла - предназначено для отработки навыков сварки образцов во всех пространственных положениях;
- приспособление для сварки образцов из труб - предназначено для отработки навыков сварки поворотных и неповоротных стыков на образцах из труб ф57 мм;
- приспособление для сварки цветочной подставки - предназначено для быстрой сборки и сварки изделий, облегчая выверку и экономя время изготовления.
Таким образом, работа кружка «Сварщик» в нашем колледже построена в тесной связи с задачами повышения качества профессиональной подготовки учащихся. Основу работы кружка составляет не столько изготовление трудоемких выставочных экспонатов (хотя и это тоже нужно), сколько конструирование и изготовление высокопроизводительных инструментов, приспособлений, оснастки, оригинальных средств обучения и т.п., используемых в техникуме. Кроме того, участники кружка не только исполнители, но и творцы нового замысла, идеи, конструкции. В работе кружка рационально сочетается исполнительская и творческая деятельность всех его участников.
Литература
1. Вербицкий, А. А. Контексты содержания образования / А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая. – М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. – 80 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М: Логос, 2001. – 384 с.
3. Кудрявцев, Т. В. К вопросу об изучении структурных компонентов технического мышления / Т. В. Кудрявцев, Ю. А. Концевой // Вопросы психологии. – 1976. – № 1. – С. 55-64
4. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. –185 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М: Логос, 2001. – 384 с.
3. Кудрявцев, Т. В. К вопросу об изучении структурных компонентов технического мышления / Т. В. Кудрявцев, Ю. А. Концевой // Вопросы психологии. – 1976. – № 1. – С. 55-64
4. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. –185 с.
Другие статьи
- Работа с обучающимися по созданию профессионального имиджа повара, кондитера
- Весна
- Основные принципы воспитания детей в семье
- Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- Педагогическая этика учителя
- Пишу о Портфолио...
- Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
- Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ирина Викторовна, сегодня как никогда важна качественная подготовка студентов, отвечающая современным требованиям общества. Введение новых стандартов образования (как на уровне школы, так и на уровне профессиональных учебных заведений) - это следствие изменений, происходящих в обществе. Мы должны подготовить выпускника так, чтобы он мог свободно ориентироваться в современных условиях!
Юлия Пасынок, дата: 14.09.2016 в 15:07
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.