С нами 12890 учителей, 4605 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие творческого потенциала обучающихся посредством организации проектной деятельности"
Елена Кулыгина   02.12.2016   744   0   ФГОС

Кулыгина Елена Ивановна
преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ "Промышленно-технологический
колледж" г. Мичуринск
Тамбовская область

Развитие творческого потенциала обучающихся посредством организации проектной деятельности
  
     Какие требования современный рынок труда предъявляет к выпускнику колледжа – это вопрос, который волнует всех. Об этом говорится и в программе развития профессионального образования Тамбовской области на 2014 – 2016г.г., региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста.
   Сегодня нужны специалисты, не только владеющие определенными профессиональными компетенциями, но и с развитым творческим мышлением, мобильностью, инновационностью, конструктивностью.
  Научно-техническое творчество, основанное на умении исследовать, проектировать, конструировать, напрямую способствует развитию творческого потенциала будущих специалистов. Именно люди с интеллектуально-творческими способностями формируют творческий потенциал производства.
       Именно по этому уже с первого курса в колледже выявляются одаренные обучающиеся, которые склонны к проектированию, изобретательству. Из числа таких студентов готовятся участники регионального чемпионата «World Skills Russia».
   Однако целенаправленная организация образовательного процесса ориентирована на пробуждение интереса к творчеству у всех обучающихся. У наиболее одаренных студентов интерес к творческой деятельности в колледже в дальнейшем перерастает в способность к ее применению и в профессиональной деятельности, становится личной потребностью и может достигать уровня изобретательства, проявление новаторских качеств.
    Будущим техникам-строителям необходимо иметь комплекс исследовательских умений и проектировочной деятельности.
      На уроках МДК, как преподаватель специальных дисциплин обращаю особое внимание на внедрение проектной методики, которая предполагает в работе обучающихся над конкретным проектом постановку проблемы, формулировку гипотезы, выбора средств решения и проверку ее доказательности, грамотного оформления результатов.
       Структура поисковой деятельности, которая необходима при работе над проектом, соответствует исследовательской деятельности. Проектировочная деятельность студентов предполагает проведение анализа собранной информации, определение цели, задачи, актуальности исследования, соблюдение плана выполнения проекта и т.д.
    В процессе такой исследовательской работы развивается самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, приобретаются новые знания, формируются исследовательские умения, развивается техническое мышление.
     Можно смело сказать, что в основе технического творчества лежит проектная деятельность, и обучение должно быть проектно-созидательным, включающим студентов в процесс проектирования и конструирования. Именно проектная деятельность, научно-исследовательская работа  способны сделать учебный процесс для студента личностно значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, креативность, самостоятельность.
   При использовании данного подхода педагогу представляется возможность соединить цели образования, профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению, поэтому проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие, отвечает требованиям профессионального обучения.
   Обучающимися моей группы были разработаны проекты и презентации к ним на темы: «Специальные виды каменной кладки – декоративная готическая кладка»; «Технология выполнения каменной кладки в зимних условиях»; «Внедрение новых технических решений по теплозащите зданий»; «Светопрозрачные ограждающие конструкции»; «Сущность поточного метода строительства»; «Особенности проектирования строительного генерального плана в составе ППР»; «Инновации и технологии в современном монолитном строительстве»; «Инновации в строительстве. Применение современных строительных технологий и материалов»; «Доступность профессионального образования для всех» и т.д.
      На прошедшей в нашем колледже в 2016г. студенческой научно – практической конференции «Инновационные материалы и технологии в строительстве» была представлена  научно-исследовательская работа на тему «Наливные полы».
Исходя из того, что в последнее время на строительном рынке активно появляется большое количество новых необычных материалов и технологий, актуальность выбранной  темы оказалась очевидной.
    Наливные 3D полы можно смело назвать новинкой ремонтно-строительной сферы. К достоинствам такого бесшовного и идеально ровного декоративного покрытия можно отнести то, что оно прочное, экологичное, огнеустойчивое и износостойкое. Такие полы достаточно гигиеничны и просты в уборке. Практически полное отсутствия скопления пыли на такой поверхности делает ее более используемой в учебных, медицинских и дошкольных заведениях.
       Наливной пол имеет высокий уровень пожарной безопасности, не проводящий атмосферного электричества, с высокой химической устойчивостью и при падении на него металлических предметов не искрит. Этот пол широко используется в общественных, промышленных и коммерческих помещениях.
    С эстетической стороны преимущества 3D полов – это не иначе, как красота, возможность воплощения разнообразных дизайнерских задумок, оригинальность решений.
Работа студента на тему «Наливные полы», была замечена и заняла призовое место на студенческой научно – практической конференции.
     Бесспорно, научно-исследовательская работа студентов колледжа является важным фактором при подготовке молодого специалиста.
  Большое значение в проектной деятельности имеет также восприятие обучающимися пространственных отношений (расстояния, величины, формы, фигуры). Своей задачей, как преподавателя специальных дисциплин, считаю развитие у студентов наблюдательности, умения подмечать характерные, малозаметные конструктивные особенности узлов и деталей, частей зданий и сооружений.
    Создание макета дома или какого-либо сооружения очень полезная вещь для развития этих способностей. Уменьшенные копии – макеты  проектируемых зданий помогают студентам наглядно увидеть, как будет выглядеть их будущее  строение. В отличие от чертежа, макет позволяет наглядно рассмотреть здание со всех сторон. По нему также можно определить необходимое для постройки дома и осуществления отделочных работ количество материалов. Даже когда дом уже построен макет может оказаться полезным. С помощью его можно достаточно легко спланировать будущую перепланировку комнат, или создание каких-либо дополнительных сооружений.
     Макет здания  можно изготовить из разных материалов. Для этих целей может служить бумага, пластик, пенопласт, картон, а также определённые металлы. На первом этапе необходимо сделать чертёж будущего здания, построить развёртку. Развёртка — это развёрнутая на плоскости бумаги поверхность макета.
      Начиная работу над макетом, стоит определиться с местом, от которого будет вестись отсчёт. Им может быть любой угол дома. Так как любое здание имеет стены, то сначала будет проведена прямая линия, которая является основанием развёртки. Далее в соответствии с масштабом определяем высоту стены и проводим вторую линию, которая будет параллельна первой. Далее необходимо дочертить фронтоны.
      После того как развёртка готова, студенты делают подставку для готового макета здания и крышу. Окна можно изготовить из цветной бумаги. Мелкие детали лучше всего дочертить или дорисовать.
    В случае если проектируемое здание имеет пристройки, то делаем развёртку дома вместе с пристройкой.
      Профессиональная деятельность специалиста–строителя связана напрямую с проектированием объектов строительства и возведением их в дальнейшем. Основная цель изучения строительных специальных дисциплин - это создание условий для развития проектных умений и навыков студентов, обучающихся по строительным специальностям. Успешное педагогическое управление дает возможность студентам научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.
   В проектной деятельности взаимодействие, сотрудничество с другими людьми является необходимым условием реализации замысла, проекта, поскольку поиск и нахождение нужной информации без этого невозможны. 
   Дипломное проектирование – заключительный этап подготовки специалиста в области строительства, в ходе которого студент выполняет и представляет государственной аттестационной комиссии дипломный проект или работу. Целью дипломного проектирования как завершающего этапа подготовки техника-строителя является закрепление приобретенных знаний в области теории и практического проектирования.
     Приступая к дипломному проектированию, студент должен отдавать себе отчет в том, что он единолично несет ответственность за все принятые в проекте решения, правильность расчетов, качество чертежей, за содержание и оформление пояснительной записки. Выпускная дипломная работа должна основываться на проблемной тематике, отражать различные точки зрения на проблему, а также содержать аргументированную позицию автора. Особое внимание следует обратить на практическую значимость дипломного проекта.
      Выбор и разработка темы дипломного проекта должны быть направлены на решение актуальных проблем строительства с максимальным приближением учебного проектирования к реальному.
    Во время работы над проектом, и в методических указаниях, и на консультациях, рекомендую своим студентам руководствоваться нормативными документами по проектированию, строительству, технологии и приемке строительно-монтажных работ, государственными стандартами, каталогами типовых строительных конструкций и изделий, типовыми технологическими картами и картами трудовых процессов, технической литературой.
       Но, создание любого курсового или дипломного проекта немыслимо без чертежа. Чертеж – это способ передачи технической мысли, понятной для специалистов технического профиля. 
    Современное производство требует современного подхода к подготовке кадров. Одними из основных требований, предъявляемых к будущим техникам-строителям, является умение читать и чертить чертежи, а также подготавливать всю необходимую конструкторскую документацию. Специалист должен обладать определенными умениями и навыками, которые необходимы для успешной конкуренции на рынке труда. 
   Формированию этих навыков способствует применение в образовательном процессе компьютерных технологий автоматизированного проектирования, например, графической системы КОМПАС 3D. 
       Компьютерные технологии входят в нашу жизнь повсеместно и будущий техник-строитель должен «идти в ногу со временем». При работе над графической частью дипломных и курсовых проектов на занятиях МДК обращаю особое внимание на внедрение компьютерных технологий взамен построения чертежей с помощью карандаша и кульмана. Работа с компьютерными программами развивает конструкторское и творческое мышление, пространственное воображение, способствует формированию умений и навыков работы с графическими редакторами, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование компьютерной графики повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения студентов.
       Было интересно наблюдать за студентами, которые вначале учебного года не знали, как работать с мультимедийной презентацией, измеряли линейкой изображение чертежа на экране компьютера и в конце обучения эти же студенты могли свободно вычертить самостоятельно несложный строительный чертеж.
       Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить новый материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, повторить бесконечное количество раз необходимые построения, разработать графические задания и тесты для обучающихся.
    Применение компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей обучающихся. В современных условиях, когда меняется сама идея проектирования не автоматизированные методы проектирования оказываются малоэффективными. 
Внедрение компьютеров в образовательный процесс нашего колледжа, значительно упрощает задачу создания чертежей проектируемых зданий и сооружений.
    В результате сокращается время на подготовку к занятиям и увеличивается возможность индивидуальной работы с каждым студентом.
     В качестве программы, которая используется мной на занятиях МДК, выбрана графическая система КОМПАС 3D. Свои занятия стараюсь построить так, чтобы студенты постепенно изучали основные команды и элементы интерфейса на примере выполнения простых заданий, что в свою очередь дает быстрый результат. Все эти задания выполняются также как и в ручном черчении, – линия за линией, при этом отрабатывается техника черчения, способы компоновки чертежа на листе, учитывается правила выполнения элементов здания в масштабе. При этом всегда можно проверить правильность выполнения графического объекта и вовремя скорректировать чертеж. Студенты при этом приобретают достаточно знаний для использования графических компьютерных технологий при выполнении курсовых и дипломных проектов, и в дальнейшем на предприятии им не приходится дополнительно проходить специализированные курсы по проектированию.
       Работу на компьютере, на занятиях МДК, как преподаватель специальных дисциплин, стараюсь построить так, чтобы студенты не просто изучали графический пакет КОМПАС 3D, а понимали ход построения чертежа и добиваясь правильного конечного результата.
      Процесс обучения, считаю необходимым организовать параллельно, разумно сочетая ручное и компьютерное выполнение чертежей, с целью эффективного понимания материала. При этом студенты постепенно осваивают способы и правила построения изображений с помощью карандаша и одновременно осваивают базовые приемы программы КОМПАС 3D, а именно:
    - настройка рабочей среды;
    - определение формата чертежа;
    - работа с примитивами;
    - редактирование чертежа;
    - объектные привязки;
    - работа с блоками, слоями, текстом и др.
       В конечном итоге компьютер для студента должен стать таким же инструментом, что карандаш и линейка.При этом на любом этапе создания чертежа студент может видеть наглядное изображение изделия, что весьма важно в процессе обучения.
     Реализация поставленной задачи потребовало создания соответствующих методических указаний с пошаговыми действиями и разъяснениями. В процессе разработки находится сборник методических указаний по выполнению графических заданий для выполнения чертежей на компьютере.
  Внедрение на уроках МДК компьютерных технологий позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
    Зашита дипломного проекта – это самый драматический и психологически напряжённый этап проектирования. Студенты должны отстоять свою работу, убедить комиссию в её значимости и показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта с экономической и экологической точек зрения (насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке).
     На защиту дипломных работ, прошедшую в 2016 учебном году, были приглашены руководители предприятий, заинтересованные в квалифицированных кадрах. Это было очень важно для дальнейшего трудоустройства наших выпускников. Именно при подготовке дипломных работ особенно заметны такие качества выпускника, как умение исследовать проблему, проектировочные умения, пространственные представления, знание современных производственных технологий.
    Защита дипломных проектов проходила в форме мультимедийных презентаций. Основные преимущества дипломной презентации перед классической защитой дипломной работы (5-10 минутная речь с демонстрацией плакатов и чертежей) показали возможность визуализировать не только результаты работы, но и сам процесс изысканий, что позволило подать усилия студентов в более выгодном свете.
    Говоря проще, студенты рекламировали свои усилия, потраченные на создание дипломных проектов, используя классический рекламный прием – сопровождение красочных иллюстраций «закадровым» комментарием. Подобный ход позволил оказать на аудиторию более благоприятное впечатление, чем обычная демонстрация чертежей или плакатов, которые отображают только итоговый результат.
     В основном дипломные проекты выполнялись в интересах проектных и строительных организаций, которые могли бы частично или полностью использовать разработки студентов.
Несколько представленных проектов были особо отмечены государственной комиссией. А один из проектов –  «Детский сад на 40 мест» был рекомендован для практического использования. Его отметили как отвечающего задачам гуманизации жилой среды, высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям.
     При работе над данным проектом были учтены наиболее важные современные требования, предъявляемые к детским садам. Предусмотрено применение экологически безопасных, современных материалов и конструкций. Внутренняя отделка – высококачественная, с применением новых отделочных материалов, начавших поступать в большом объеме на рынок.
   Таким образом, у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности. В результате у студентов повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание их работы, так нужные им в этот сложный период становления личности.
      Таким образом, учитывая специфику образовательного процесса в колледже и возраст студентов, наиболее перспективной формой работы в колледже считаю использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.
Наработанный опыт по развитию творческих способностей обучающихся способствует успешному решению проблем подготовки кадров нового качества.

Литература.
1. Гальперина П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 2005
2. Гальперина П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. М., 2006
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
4. Карачеев А.А. Техническое творчество учащихся. Ростов/н Д., 2008
5. Лачуга Ю.Ф. Инновационное творчество – основа научно-технического прогресса. М., 2011    
6. Покровская М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд (научно-педагогическое исследование)/ М.В. Покровская. – М.: Изд-во «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 1999.- 137 с.
7. Александрова Е.П. Компьютерная технология обучения инженерной графике и основам проектирования/ Е.П. Александрова, Т.В. Грошева, В.А. Лалетин, И.Д. Столбова // Труды конференции "Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе". Ялта-Гурзуф, 2001. с. 240 - 243.
8. Ярошевич О.В. Проблемы информатизации графической подготовки/ О.В.Ярошевич, Н.А.Амельченко, Н.Ф.Кулащик // Формирование творческой личности инженера в процессе графической подготовки: материалы респ. науч.- метод. конф., Витебск, 5 декабря 2008 г. – Витебск: УО «ВГТУ», 2008. - с. 15-17.
9. Сериков, В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст] / В.В. Сериков //Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. – Волгоград: Колледж, 2008. – С. 12.
10. Кирилова, Г. И. Подготовка преподавателей к организации проектной исследовательской деятельности студентов // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - Т. 3. - № 3. - С. 109- 116.

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.