Статья "Практические решения эффективного включения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс"
Галина Репало
04.01.2017
1757
2
ИКТ
Репало Галина Тимофеевна
учитель математики
первой квалификационной категории
МКОУ Орехологовская СОШ
Краснозерский район
Новосибирская область
Практические решения эффективного включения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
учитель математики
первой квалификационной категории
МКОУ Орехологовская СОШ
Краснозерский район
Новосибирская область
Практические решения эффективного включения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?»
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий, как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.
Уроки с использованием персональных компьютеров можно классифицировать следующим образом:
уроки с использованием информационной сети Internet;
уроки с использованием обучающих и развивающих программ;
уроки с использованием контролирующих программ;
уроки с использованием офисного программного обеспечения Windows;
уроки с использованием мультимедийных презентаций.
Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа – урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок.
I. При проведении медиауроков, можно использовать Internet:
для поиска информации;
в режиме прямого диалога: телемосты и телеконференции;
для посещения виртуальных музеев;
для организации дистанционного образования.
II. При проведении уроков с использованием ПК применяются CD - диски, содержащие: обучающие программы; контролирующие программы; развивающие программы; специальные программные средства для создания авторских информационно-коммуникативных программ.
III. При проведении медиауроков используется программное обеспечение Windows: текстовые редакторы; электронные таблицы; графические редакторы.
Презентации, подготовленные в редакторе Power Point, используются на разных этапах уроков: при объяснении нового материала; при закреплении учебного материала; для контроля знаний; при дистанционном обучении.
Из опыта работы, можно утверждать, что существуют следующие возможности использования ИКТ:
на этапе подготовки к уроку: использование возможностей Интернета;
изготовление раздаточного и дидактического материала: карточки, схемы, памятки, тесты и др.
во время урока: проверка домашнего задания; организация фронтального опроса; подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; объяснение и закрепление нового материала; для промежуточного и итогового контроля.
при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме.
во внеклассной деятельности: использование компьютера служит активизации познавательной деятельности учащихся.
для самообразования: библиотека Интернета по своим ресурсам просто несравнима с любой реальной.
Особое место занимают интерактивные доски. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью. Здесь эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски множество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:
на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;
на контрольном уроке преподаватель может тщательно проверить, насколько учащийся усвоил материал.
Работа учащихся может быть:
фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;
индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;
групповой - выполнение учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательно чередование видов деятельности за компьютером и без него:
актуализация знаний, проведение устного счёта (компьютер даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения);
формирование знаний, умений, навыков (компьютер позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами);
применение учебного материала на практике (обучающие и контролирующие программы, электронные учебники);
проверка уровня усвояемости (тестирование с помощью компьютера).
Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные продукты.
Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением доступных мне версий обучающих программ:
Уроки с использованием персональных компьютеров можно классифицировать следующим образом:
уроки с использованием информационной сети Internet;
уроки с использованием обучающих и развивающих программ;
уроки с использованием контролирующих программ;
уроки с использованием офисного программного обеспечения Windows;
уроки с использованием мультимедийных презентаций.
Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа – урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок.
I. При проведении медиауроков, можно использовать Internet:
для поиска информации;
в режиме прямого диалога: телемосты и телеконференции;
для посещения виртуальных музеев;
для организации дистанционного образования.
II. При проведении уроков с использованием ПК применяются CD - диски, содержащие: обучающие программы; контролирующие программы; развивающие программы; специальные программные средства для создания авторских информационно-коммуникативных программ.
III. При проведении медиауроков используется программное обеспечение Windows: текстовые редакторы; электронные таблицы; графические редакторы.
Презентации, подготовленные в редакторе Power Point, используются на разных этапах уроков: при объяснении нового материала; при закреплении учебного материала; для контроля знаний; при дистанционном обучении.
Из опыта работы, можно утверждать, что существуют следующие возможности использования ИКТ:
на этапе подготовки к уроку: использование возможностей Интернета;
изготовление раздаточного и дидактического материала: карточки, схемы, памятки, тесты и др.
во время урока: проверка домашнего задания; организация фронтального опроса; подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; объяснение и закрепление нового материала; для промежуточного и итогового контроля.
при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме.
во внеклассной деятельности: использование компьютера служит активизации познавательной деятельности учащихся.
для самообразования: библиотека Интернета по своим ресурсам просто несравнима с любой реальной.
Особое место занимают интерактивные доски. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью. Здесь эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски множество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:
на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;
на контрольном уроке преподаватель может тщательно проверить, насколько учащийся усвоил материал.
Работа учащихся может быть:
фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;
индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;
групповой - выполнение учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательно чередование видов деятельности за компьютером и без него:
актуализация знаний, проведение устного счёта (компьютер даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения);
формирование знаний, умений, навыков (компьютер позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами);
применение учебного материала на практике (обучающие и контролирующие программы, электронные учебники);
проверка уровня усвояемости (тестирование с помощью компьютера).
Меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные продукты.
Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением доступных мне версий обучающих программ:
№ п/п | Название |
Класс |
1 | ADVANCED grapher (для построения графиков) | 6 – 11 |
2 | UMS (универсальный математический решатель) | 5 – 11 |
3 | Геометрический конструктор. | 5 – 11 |
4 | STRATUM (динамическая среда для работы с математическими моделями) | 5 – 11 |
5 | Живая математика | 5 – 11 |
6 | Живая геометрия | 5 – 11 |
7 | Наглядная геометрия. | 5 – 8 |
8 | ЭИ. Математика | 5 – 11 |
9 | ИИСС. Математика на компьютерах | 5 – 6 |
10 | Открытая математика (алгебра, геометрия, функции и графики) | 5 – 11 |
11 | Математические тренажеры для устного счета | 5 – 6 |
12 | Комплекс обучающих программ | 5 – 6 |
13 | Виртуальная школа. Уроки К&M. Геометрия | 7 – 8 |
14 | Виртуальная школа. Уроки К&M. Алгебра | 7 – 8 |
Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.
Список использованных источников:
- Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010.
- Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону. Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении. Методический сборник - Ростов-на-Дону, 2012.
Другие статьи
- Исследовательская деятельность как способ учебной самоорганизации школьника
- Бессмертный полк в нашей памяти. Дню Великой Победы посвящается
- Проблемы и перспективы развития методической службы по организации аттестационного процесса
- Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Возможности информационных технологий в физическом практикуме школьников.
- Возможности сетевых журналов в работе учителя
- Электронная доска Linoit - для новых возможностей в обучении
- Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
- Использование информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Содержание статьи раскрывает действительно "практические решения эффективного включения и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс". Если выстраивать урок или мероприятие воспитательной направленности так, как предлагаете Вы, то можно смело говорить о том самом качестве образования. А это одна из важнейших задач многих школ, работающих в рамках реализации новых ФГОС.
Наталья Чубаева, дата: 12.01.2017 в 13:31
#2 В настоящее время доступно столько технологий, что порой теряешься какой воспользоваться. Но тем не менее, владение компьютерными технологиями - базовая составляющая эффективности работы современного учителя
Елена Маратовна Онищук, дата: 23.01.2017 в 12:05
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.