С нами 12553 учителя, 4459 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Практические решения эффективного включения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс"
Галина Репало   04.01.2017   525   2   ИКТ

Репало Галина Тимофеевна
учитель математики
первой квалификационной категории
МКОУ Орехологовская СОШ
Краснозерский район
Новосибирская область

Практические решения эффективного включения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
 
   ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?»
     В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий, как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.
      Уроки с использованием персональных компьютеров можно классифицировать следующим образом:
 уроки с использованием информационной сети Internet;
 уроки с использованием обучающих  и развивающих программ;
 уроки с использованием  контролирующих программ;
 уроки с использованием  офисного программного обеспечения Windows;
 уроки с использованием  мультимедийных презентаций.
        Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа – урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок.
    IПри проведении медиауроков, можно использовать Internet:
 для поиска информации;
 в режиме прямого диалога: телемосты и телеконференции;
 для посещения виртуальных музеев;
 для организации дистанционного образования.
   II. При проведении уроков с использованием ПК применяются CD - диски, содержащие: обучающие программы; контролирующие программы; развивающие программы; специальные программные средства для создания авторских информационно-коммуникативных программ.
 III. При проведении медиауроков используется программное обеспечение Windows: текстовые редакторы; электронные таблицы; графические редакторы.
        Презентации, подготовленные в редакторе Power Point, используются на разных этапах уроков: при объяснении  нового материала; при закреплении учебного материала; для контроля знаний; при дистанционном обучении.
         Из опыта работы, можно утверждать, что существуют следующие  возможности использования ИКТ:
 на этапе подготовки к уроку: использование возможностей Интернета;
изготовление раздаточного и дидактического материала: карточки, схемы, памятки, тесты и др.
 во время урока: проверка домашнего задания; организация фронтального опроса; подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; объяснение и закрепление нового материала; для промежуточного и итогового контроля.
 при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме.
 во внеклассной деятельности: использование компьютера служит активизации познавательной деятельности учащихся.
 для самообразования: библиотека Интернета по своим ресурсам просто несравнима с любой реальной.
      Особое место занимают интерактивные доски.  Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью. Здесь эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски множество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
      Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:
 на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
 на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;
 на контрольном уроке преподаватель может тщательно проверить, насколько учащийся усвоил материал.
          Работа учащихся   может быть:
 фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;
 индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;
 групповой - выполнение учебного проекта.
        В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательно чередование видов деятельности за компьютером и без него:
 актуализация знаний, проведение   устного счёта (компьютер даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения);
 формирование знаний, умений, навыков (компьютер позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами);  
 применение учебного материала на практике (обучающие и контролирующие программы, электронные учебники);
 проверка уровня усвояемости (тестирование с помощью компьютера).
       Меня, как  учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем мультимедийные продукты.
    Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением доступных мне версий обучающих программ:
 
№ п/п Название
 
Класс
1 ADVANCED grapher (для построения графиков) 6 – 11
2 UMS (универсальный математический решатель) 5 – 11
3 Геометрический конструктор. 5 – 11
4 STRATUM (динамическая среда для работы с математическими моделями) 5 – 11
5 Живая математика 5 – 11
6 Живая геометрия 5 – 11
7 Наглядная геометрия. 5 – 8
8 ЭИ. Математика 5 – 11
9 ИИСС. Математика на компьютерах 5 – 6
10 Открытая математика (алгебра, геометрия, функции и графики) 5 – 11
11 Математические тренажеры для устного счета 5 – 6
12 Комплекс обучающих программ 5 – 6
13 Виртуальная школа. Уроки К&M. Геометрия 7 – 8
14 Виртуальная школа. Уроки К&M. Алгебра 7 – 8
 
      Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.
 
Список использованных источников:
 
  1. Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с. 
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010. 
  3. Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону. Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении. Методический сборник - Ростов-на-Дону, 2012.

Комментарии

#1 Содержание статьи раскрывает действительно "практические решения эффективного включения и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс". Если выстраивать урок или мероприятие воспитательной направленности так, как предлагаете Вы, то можно смело говорить о том самом качестве образования. А это одна из важнейших задач многих школ, работающих в рамках реализации новых ФГОС.
Наталья Чубаева, дата: 12.01.2017 в 13:31  
#2 В настоящее время доступно столько технологий, что порой теряешься какой воспользоваться. Но тем не менее, владение компьютерными технологиями - базовая составляющая эффективности работы современного учителя
Елена Маратовна Онищук, дата: 23.01.2017 в 12:05  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.