С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Нам всё ещё нужен школьный бумажный дневник!"
 
Степанова Ольга Михайловна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории,
МБОУ " Цивильская СОШ №1
имени героя Советского Союза М.В. Силантьева",
г. Цивильск,
Чувашская Республика,
2018 год
 
Нам всё ещё нужен школьный бумажный дневник!
В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом —
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
Берестов В.
 
      Наступило время, когда многие считают, что в XXI веке бумажный дневник - это старая школа и, вообще, чуть ли не первобытнообщинный строй, и отдают предпочтение его электронному аналогу. Федеральные чиновники давно уже сказали «нет» школьным бумажным дневникам и журналам: всем регионам следует от них отказаться и перейти на «электронный дневник» в относительно скором времени.
      Всё российское педагогическое сообщество уже пользуется электронным дневником, который представляет из себя специальный интернет-портал, на котором выкладывается информация не только об успеваемости учеников, но и домашние задания, информация о поездках и экскурсиях, об изменении в расписании и многое другое. Для того, чтобы участвовать в программе, родители ученика подписывают специальное соглашение, после этого они получают «электронный ключ» - логин и пароль. При этом, разработчики системы гарантируют конфиденциальность данных – родители смогут посмотреть информацию об успеваемости только своего ребенка.
      Расчет электронного дневника прост – родители смогут лучше контролировать детей и больше узнавать об их жизни, а те, в свою очередь, получат новую мотивацию к повышению уровня знаний. В принципе, появление инновации можно назвать разумным шагом – уже давно многие школьники не записывают домашние задания, а фотографируют написанное с доски, а затем делятся с одноклассниками в социальных сетях.
      Подразумевается, что система поможет и учителям облегчить свой труд – с помощью нее можно будет избавиться от бумажной волокиты. К примеру, если раньше нужно было узнать средний балл ученика или средний балл по предмету, необходимо было перелистывать весь журнал, а сейчас машина сделает все сама. Преимущества на лицо. Возьмём хотя бы самые из них простые. Бумажный дневник очень легко случайно потерять. С электронным такое не пройдёт. Кроме того, бумажный дневник можно случайно забыть дома, в машине, да где угодно, и тогда, когда он нужен, его может не оказаться под рукой. С электронным проще: даже если рядом нет ноутбука, то подойдёт смартфон или планшет. Электронный дневник нельзя  испортить: на него нельзя случайно пролить кофе, чай, газировку или любую другую «красочную» жидкость, из-за которой он потеряет «товарный» вид. Любимый домашний питомец не раздерёт и не обслюнявит электронное детище…
      Вроде все прелести электронного дневника – налицо. Но на фоне внедрения электронных дневников возникают некоторые прелести и бумажных дневников. Практика эти прелести доказывает.  Собственно, лично и я наблюдаю в последнее время эти прелести. К тому же родители тоже соглашаются с моими мнениями и мнениями многих педагогов-практиков. Итак, в чём польза ведения бумажного дневника учениками? В чём его практическое преимущество перед электронным дневником? В чём польза рукописного дневника?
      Во-первых, говорят, что пишем — значит живем. Даже более, мозги развиваем. Есть достаточно много свидетельств (научных доказательств со стороны психологии) того, что рукописное письмо является одним из важнейших стимулирующих инструментариев развития мозга. Отказ от дополнительной практики рукописи в детстве - само по себе уже не хорошо. А в начальной школе это даже вредно.
      Во-вторых, самостоятельность оформления дневника ребенком (в отличие, чтобы не говорили защитники электронного, от ситуации когда ребенок не сам его заполняет) - сильнейший механизм формирования навыка самоорганизации.
Дневник - это официальный документ ребенка, он за него должен и отвечать, и думать о его содержании. Воспитание аккуратности, ответственности, внимательности – разве эти привычки не нужны ребенку? Уходя от такого документа в виртуальность мы потеряем все эти привычки. А что в электронном дневнике – готовое расписание и готовые оценки. Холодно как-то. Не нужно заполнять дневник, не нужно думать об аккуратности.  А ведь в  бумажном дневнике – наш почерк, наше отношение к ведению документа, оценки с подписями учителей, важные какие-то обьявления. Всё это естественно и как-то по-родному.  И всегда он под рукой, наш бумажный дневник. Никаких паролей от сайтов, никаких падающих серверов, никаких зависаний, никаких уходов налево-направо (ибо попав в Интернет, нас тут же окружает куча соблазнов, разве не так? Бумажная версия это - открыл дневник и посмотрел домашнее задание, начал выполнять его.
      Электронный дневник бесспорно  станет  повседневной реальностью в  школах, и эксперты надеются, что со временем педагоги и родители научатся извлекать из новых сервисов максимум удобства. Возможно, бумажный  дневник  полностью уйдёт в прошлое. И останется от него одни упоительные воспоминания. Но что показывает сегодняшний день? К чему мы на практике пришли?
      В моём классе всего 31 ученик. Мы уже успели провести два официальных собрания с родителями. Начатый на первом родительском собрании разговор о пользе ведения бумажных дневников с учащимися продолжился  и на втором родительском собрании. Родители просто просят и требуют с меня, чтобы я , как классный руководитель, вела работу с бумажными дневниками серьезную работу. Что же имеют в виду родители? У ученика обязательно должен быть дневник, куда он заносит домашние задания. Родителям не столь важны оценки в бумажном дневнике, которые будут выставлять учителя учащимся на уроках. Они могут посмотреть оценки в электронном дневнике.  Важен момент – запись домашних заданий. Ввиду того, что учителя порой не во время выкладывают домашние работы в электронном журнале-дневнике (причины могут быть разные – или некогда, или интернет завис)  или родители и дети не могут открыть электронный дневник и журнал по разным причинам, то образуется такой тормоз с домашними заданиями – что задали? Что делать? Начинаются звонки детей или родителей друг другу по поводу заданных на дом заданий. Эти звонки порой заканчиваются безрезультатно. Это  - дети. Детям свойственно забывать. Или же, детям свойственно упустить момент записи домашних заданий  в тетрадях и дневниках. Если они подумали что запомнят домашнее задание без записи, то они глубоко ошибаются. Редко кто запомнит в этом огромном мире информации детали уроков. Поэтому, родители моих учащихся попросили меня серьёзно следить за работой учащихся с бумажными дневниками. А именно за тем моментом, чтобы они своевременно и оперативно записывали в дневниках  домашние задания по предметам. Кроме того, реально и практично – пусть дети учатся аккуратно вести записи в документе под названием Дневник. Это тоже учит быть организованным и серьёзным.
      31 учащийся в классе - это серьёзно. Как же мне с этим справляться? Проверять каждого и своевременно и каждый день ? Тут уж не обойтись без личных помощников из числа самих же учащихся. В классе выбрали сами же учащиеся четверых ответственных за ведение записей в дневниках. у каждого своя группа. И представить только! – они взялись за выполнение своих поручений очень ответственно – проверяют лучше чем я и знакомят с результатами проверки и меня. Эта система работы нам пока нравится. И мы привыкаем быть организованными и ответственными к некоторым моментам учебного режима. И главное, приходя домой, детям не надо окунуться в мир интернета в поисках домашнего задания – вытащил дневник, открыл его и вуаля! – начинай работать!
      В России теперь нет закона или нормативно-правовых актов федерального уровня, обязывающего учащегося вести школьный дневник. Раз родители предьявляют такое требование, значит, ситуация верная – обязать вести бумажные дневники. Если часто бумажный дневник в прошлом  являлся причиной отрицательных (реже положительных) эмоций для школьника и его родителей, то я считаю, что доброжелательных записей  со стороны классного руководителя и других учителей в дневниках должно быть намного больше, таких как «Молодец!», «Очень хорошо подготовился», «Лучший ученик недели!», «Замечательно выполнил задание», «Блестяще!». Это и мечта  многих учеников - отсутствие замечаний и больше доброжелательных записей. Это благоприятно влияет на самочувствие учащихся и приятно родителям. Главной ролью дневника пусть будет  запись домашнего задания и расписания уроков. Этим не столь желанно хотели бы заниматься учащиеся,  особенно старшеклассники. А для учащихся начальных и  средних классов пусть это будет обязательным. Для старшеклассников, будем считать, дневник на бумажном носителе устарел. Сейчас молодежь активно использует технические средства: мобильные телефоны, планшеты, они удобны и мобильны.
      Сейчас у моих пятиклассников у всех бумажные дневники. Им уже стало нравиться работать с ними. Они стараются держать их аккуратно, стараются делать записи красивым почерком. А дневники в оформлении интересны, ярки и привлекательны. Как с обложки весь этот интересный дизайн привлекает учащихся , так и изнутри, где можно читать всевозможные мудрости.
      Итак, школьный дневник для нас - это не только учебный атрибут с яркой обложкой и интересной информацией внутри, это также и официальный документ, который воспитывает необходимые качества, такие как аккуратность, прилежание, дисциплинированность и ответственность, а также и  самоорганизованность.
 
 
Источник:
Школьный дневник: проверено электроникой https://dnevnik.ru/news/89400
Дневник ученика: нужен или нет? http://spbroditeli.ru/blog/655.html
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Никто не избавился с приходом электронных сервисов от записных книжек! Почти у каждого взрослого человека, а тем более руководителя, осталась записная книжка. Вот и дневник, должен приучить ребенка к организации своего рабочего дня. Считаю, что он должен остаться и в старших классах. Верно говорите, чтобы зайти в какой-то электронный сервис, нужно ввести пароль. Зайти на минуту, а чтобы зайти пять минут. Намного быстрее открыть свою записную книжку - дневник. И, конечно, самое главное, хочется, чтобы записи в дневнике радовали. Я всегда стараюсь приписать к отличной оценке комплимент. Плохо то, что не каждый учитель проверяет записали ли дети ДЗ в дневник. Скажут про ДЗ со звонком, а им уже надо бежать. У меня твердое правило: либо в начале урока мы записали ДЗ, либо в середине урока после выполнения подобного задания, ну уж если в конце урока, то никак не после звонка, и обязательно каждый показывает, что записал. Привыкли все к моему правилу дети и, сделав запись в дневник, показывают что записал. Вот уж никогда и никто не может мне сказать, что не сделал домашнее задание.Такого не бывает. Ох, представляю, сколько было бы отговорок с электронным журналом: завис, не нашел, комп полетел и еще-еще-еще... Прекрасно, Ольга Михайловна, что Ваши родители за бумажный дневник! Объявления легко распечатать и вклеить всем полосочки. Это гарантия того, что будет прочитано. А еще когда объявление о конкурсе, например, на глаза попадется несколько раз, родители обязательно захотят вместе с ребенком поучаствовать в этом конкурсе. Я часто делаю вклеечки в дневники ребятам. Даже недавно после травмы в школе с одним учеником, вклеили всем родителям просьбу дома побеседовать о безопасности на переменах и поставить свою подпись, что родители дома беседу провели. Защита учителю. Актуальная статья, Ольга Михайловна.
Любовь Хабарова, дата: 16.12.2018 в 13:05  
#2 Дневник никогда не проверяла. Чтобы учителя не ругали- ставила роспись на год вперед. Знают все. Все что нужно расскажет сам, что задали- его работа. Смотреть документ под роспись взрослого человека не могу. В электронном дневнике вообще не была, что там смотреть. Спросила показать как он выглядит. Дневник не переписка с родителями. В школу можно зайти в любое время. Все учителя на месте, все вопросы можно выяснить. Дневник не нужен детям. Задания, если присутствовал на уроке, легко запомнить. В телефоне есть все.
Ирина Алексеева, дата: 16.12.2018 в 14:17  
#3 В нашей школе дневники учащиеся ведут всегда. Бумажные дневники на проверке у администрации, т.к он важный документ ученика. Ольга Михайловна, ваша статья интересна, актуальна и дает почву для размышления. Ваш опыт работы с дневниками учащихся большого класса привлекает внимание. Спасибо.
Светлана Жарикова, дата: 16.12.2018 в 15:19  
#4 Спасибо за статью, Ольга Михайловна, согласна с вами. Особенно мне понравилась фраза: "Пишем - значит живём". Мне близки и понятны ваши слова о роли рукописного письма для развития ребёнка.
Галина Борискина , дата: 17.12.2018 в 3:02  
#5 Согласна с Вами, Галина Георгиевна, в ходе работы на многое обращаем внимание. Фраза "Пишем - значит живем" меня тоже особо привлекла. Спасибо Вам за комментарий.
Ольга Степанова, дата: 17.12.2018 в 4:37  
#6 Считаю, что дневник нужен. Запомнить задания на 6-7 уроков на следующий день не каждый из учеников способен.Согласна с тем,что дневник-"официальный документ, который воспитывает необходимые качества, такие как аккуратность, прилежание, дисциплинированность и ответственность ".
Ирина Щербакова, дата: 18.12.2018 в 8:40  
#7 Работа с дневниками , я убеждаюсь в деле, на практике, реально нужна. До 8 класса , да и в 9-х классах, дневники в нашей школе стараются водить. Спасибо, Ирина Фёдоровна, за Ваш отзыв к статье.
Ольга Степанова, дата: 20.12.2018 в 20:29  
#8 Дневник – это важный документ, школьная энциклопедия, тетрадь, справочник. Он приучает к порядку, дисциплине, дает возможность пообщаться с родителями. Многие родители против электронных дневников, вот один из примеров: "У нас тоже электронный дневник и меня он совсем не радует… С его появлением дети перестали вести бумажный дневник, учителя перестали озвучивать домашнее задание. Упала успеваемость". Если исчезнет обычный дневник, то уйдёт что-то очень важное.
Татьяна Косенкова, дата: 22.01.2019 в 23:12  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ