Статья "Наше дело - любить и зажигать!"
Ольга Степанова
20.12.2018
902
2
Эссе
Степанова Ольга Михайловна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории,
МБОУ " Цивильская СОШ №1
имени героя Советского Союза М.В. Силантьева",
г. Цивильск,
Чувашская Республика,
2018 год
Наше дело – любить и зажигать!
учитель английского языка
первой квалификационной категории,
МБОУ " Цивильская СОШ №1
имени героя Советского Союза М.В. Силантьева",
г. Цивильск,
Чувашская Республика,
2018 год
Наше дело – любить и зажигать!
Время выбрало нас
Зажигать души – свечи.
А учительский вальс
Не кончается вечно
Сохрани же вас, Бог.
И хранит ведь наверно
Пусть в стотысячный раз я иду на урок,
А волнуюсь как в первый.
Как увижу детей проницательный взгляд –
Совершаю открытья.
Значит, это судьба не уйти от неё –
Школа, парта, учитель…
Ирина Львова
Зажигать души – свечи.
А учительский вальс
Не кончается вечно
Сохрани же вас, Бог.
И хранит ведь наверно
Пусть в стотысячный раз я иду на урок,
А волнуюсь как в первый.
Как увижу детей проницательный взгляд –
Совершаю открытья.
Значит, это судьба не уйти от неё –
Школа, парта, учитель…
Ирина Львова
Школа это храм знаний, куда большинство учащихся ходят с радостью. Ходят, возможно, не столь радостно единицы. Почему? Потому что учёба не получается, успехов нет и тогда и учитель не интересен, и сам предмет какой-то трудный и не осилить его никогда. И тогда всё забрасывается. Вот и тогда начинаются у учащегося хождения по мукам. Существуют некоторые весомые причины, которые не дают ребенку хорошо учиться. Почему дети не хотят учиться? В чём причина? Это и заинтересованность родителей в образовании ребенка, с малых лет. Это и гены, которые могут совершенно по-разному влиять на развитие ребёнка. Иногда бывает и так, что заложенные в мозгах способности просто в силу ряда причин остаются не развитыми. Ну и сейчас модно говорить и такой причине неуспеваемости школьников, как неумение учителя работать с учащимися, преподавать свой предмет. Вернее, лучше будет сказано - учитель обязан находить пути повышения мотивации учащихся к учёбе. Именно учитель впереди - он решает, как учить и к каким результатам он приведет ребенка на весомую ступень образования. Если учитель является направляющим звеном в системе образования или, как это сейчас можно размышлять, строить индивидуальный маршрут учащегося, то стоит ему серьёзно заняться над созданием мотивации учащегося к предмету, чтобы школьникам действительно нравилось учиться. Можно поразмышлять, о чём должен помнить педагог, если он хочет быть хорошим учителем. Учителем, который окрыляет и вдохновляет детей на учебу.
Размышления хотелось бы начинать с того, что значит учить. Учить – это прежде всего сотрудничать. Это мнение, как важную точку зрения, поддерживают многие, тем более в эру новых ФГОС. Поэтому, учителю нужно научиться сотрудничать с детьми и научить детей сотрудничать и взаимодействовать меж собой. Сотрудничество сейчас в образовательном процессе – налицо. Совместная работа над проектами и разбор кейсов - это самые практичные моменты-условия для совместного обсуждения, для совместной работы. При этом увлечённость детей учебой и вовлеченность детей в процесс обучения непомерно растет. Сотрудничество на всех предметах, то есть на всех уроках, имеет только положительный момент. Дети могут друг другу обьяснять, поняв , каждый может идти вперед. А как быть учителю иностранного? Тут сотрудничество работает несколько иначе, даже если оно присутствует на уроках. Ребенок может и поймёт суть совместной работы с детьми, но он может быть всего лишь пассивным слушателем или пассивным исполнителем тех или иных действий. Например, не сможет участвовать в полилоге, кроме примитивных фраз вследствие отсутствия нужной лексики в арсенале. А на других предметах, любой учащийся может вести свободную дискуссию, например, даже слабые учащиеся могут вступить в спор на уроках литературы, к примеру, у них лексический диапазон позволяет это делать.
Далее, мои размышления на тему сводятся к тому, что учителю нужно уметь выстраивать добрые близкие отношения с учащимися. Именно близкие. В каком смысле? В том, чтобы мы проявлять умели интерес к их интересам, к их успехам и неудачам даже. Как малыши, так и подростки хотят более тёплого, доверительного контакта со взрослыми. Они работают больше и лучше, когда знают, что мы отмечаем их успехи и гордимся ими. Видимо на склоне лет только лично я стала этому придавать намного больше внимания, чем раньше: гораздо важнее материала, который мы должны изложить им за урок, — ощущение самоуважения и нужности, которое они будут испытывать при общении с нами. Пусть это будет на перемене, пусть это будет на уроке, мы просто обязаны проявлять внимание к их личностям. И это сторицей воздастся. Нам нужно умело научиться ориентироваться на их увлечения. Чтобы реально заинтересовать учащихся, нужно встраивать их интересы в учебный процесс. У каждого ученика есть то, чем он любит заниматься и делает это хорошо. Если мы сможем раскрыть этот интерес во внеурочной деятельности, а затем придумаем, как задействовать его на уроке, это будет нечто позитивнее и величавее, о чём вы даже не подозреваете.
Другой важный момент нашей педагогической деятельности, это вера в способности учащихся. Вера и умение помогать переживать малейшие неудачи, преодолевать трудности: не просто пришёл, подошёл и помог, а с верой взглянул в глаза ученику, утешил добрыми словами. Всё это мотивирует ребенка обращать свой взор не только на личность учителя, но и уважительно смотреть на его предмет , которому учитель его обучает. При этом можно прибегать и к рассказам о себе. Каждый день класс видит нас в одной и той же роли — стоящего у доски и вещающего что-то разумное, доброе и вечное на тему урока. Но ведь у учителя есть и другие стороны его личности – детство, юность, повседневная жизнь, семья. И даже мимолётный рассказ из своей жизни , к примеру, как мы преодолевали трудности в учёбе, вдохновит не меньше, чем учебный материал и урок. Успешен тот, кто не прячется за профессией «учитель», а гордится, что может быть учеником наравне со своими мыслями и рассуждениями, взглядами на жизнь. При этом учителю полезно быть лидером. Естественно. Иногда учащимся нужно получить хороший толчок от учителя, чтобы начать что-то делать. Показать свой личный пример в каком-либо деле. То есть, учитель … должен уметь зажигать! Зажигать сердца детишек своими ординарными и неординарными идеями, подкидывать им всевозможные проекты. И это здорово работает. А вернее, работает успешно. А что собственно это значит – зажигать и быть лидером? Быть лидером значит быть в постоянном поиске знаний, активных методов обучения. Как лидер мы можем тренировать, формировать нужные умения в детях. Будучи лидером, учителя даже могут поддерживать и наставлять своих коллег в стремлении сделать каждый урок более увлекательным, чем предыдущий. Вести за собой, на первый взгляд совсем и не трудно. С чего начать? Хотя бы с того – придумывать и задавать вопросы. Вопросы - это разминка для ума, которая не даёт вниманию учащихся ослабевать. Чтобы вовлечение учащегося в дело урока было полным, обстановка в классе должна вдохновлять на настоящее исследование, то есть располагать к тому, чтобы ученики не стеснялись задавать всевозможные и располагающие к дискуссии вопросы. Благо, есть сейчас интернет, который может стать нашим самым практичным помощником в деле. Интернет – это ведь не только место, где можно искать и хранить информацию. Это самый современный инструмент для того, чтобы вести какие-либо дискуссии. Что плохого в том, если мы порою будем урочные вопросы обсуждать в социальных сетях?
Учителю приходится работать сверх меры. Многие учителя так и сетуют, что у них нет времени вдохновлять учеников на занятиях: слишком много материала нужно освоить по программе, дескать, некогда посмеяться и поулыбаться. Но давать детям время, чтобы они могли поработать, потворить, пообщаться и поразмышлять вместе — разве это дополнительная нагрузка? Это же как раз то, чего они от нас справедливо ожидают!
А как по поводу того, чтобы учить на примерах других? Это так называемое генеративное обучение — «процесс в процессе», то есть способность делиться и создавать что-то вместе с другими, воссоздавать то, что сделали до тебя. Такая технология работы только поощряется позитивно влияет на мотивацию учащегося.
Я согласна с теми, кто утверждает тот факт, что в учёбе должна присутствовать радость. Пока не настаёт время учиться, дети проводят огроменное количество часов за беззаботной игрой. Не зря обращают на процесс игры и радости ученые умы-педагоги: если мы хотим вырастить поколение мыслителей и инноваторов — тех, кого отличает любопытство и способность творчески мыслить, — мы обязаны вернуть в классы смех, радость, эмоции и учёбу в удовольствие. Поэтому, в своем арсенале учителю просто нужно иметь массу веселых заданий, которые создают простор воображению. Если у ребёнка на уроке будет простор для игры и воображения, будет возможность самому создавать и испытывать, исследовать и совершать ошибки, много общаться и взаимодействовать с другими, то в конечном итоге ведёт к заинтересованности занимаемым предметом, то есть к повышению мотивации в учёбе.
Мне очень нравится стихотворение, где есть такие строки – «…Кто-то пусть гениально играет на скрипке, а ещё гениальнее слушали вы…» Надо научиться слушать. В любой культуре умение слушать ценится высоко. То, насколько мы внимательны к собеседнику, говорит ещё и о том, насколько сильно мы способны вовлекаться в познавательный процесс. А ещё гениальнее, я всегда говорю своим учащимся, давайте научимся слушать и слышать. Каждый ученик обязан заботиться о своём образовании сам. Это ведь ему оно нужно. Но при этом мы, учителя, конечно же обязаны помнить: мы тоже несём общую ответственность за то, чтобы их мотивация не угасала. Атмосфера, которую мы создаём вокруг себя, в том числе в учебном классе, имеет , то есть играет большую роль. Поэтому подружить своих учеников и научить их толерантно , уважительно относиться друг к другу – важно и полезно. За пределами школы учащихся окружают друзья и родные и нужно создавать такие же крепкие связи в школе и обращать на эту сторону медали и во время урочного процесса. Одноклассники могут стать единомышленниками и они будут дружно и вместе покорять мир знаний. Согласитесь, архитекторы придумывают, каким будет пространство, где мы живём и работаем. А мы, учителя, создаём пространство, где ученик будет получать знания. Любое решение, которое мы принимаем, от выбора мебели в классе до вовремя проявленного сочувствия к ученику, сильно влияет на условия обучения.
На склоне преклонных лет, в заключении, так и хочется сказать те банальные вещи, которые есть аксиома учительской жизнедеятельности: Любите то, что делаете! Многие уже из нас доказали себе, что энергия и энтузиазм заразительны. Когда дети видят наше рвение и страсть, они хотят делиться своими, они хотят подать свои идеи , в них рождаются новые творческие замыслы! Любите то, что вы делаете, и держите хватку каждый день. Давайте помнить: Даже если мы проводим один и тот же урок не одну сотню раз, помните: ученики на нашем уроке всегда в первый раз! И для них всегда всё ново и всё зажигательно!
Другие статьи
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- Электронная презентация обобщения опыта работы учителя музыки по патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности.
- Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
- Воздействие музыки на человека - Музыкотерапия
- Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
- Преимущества использования интерактивного оборудования
- Системно-деятельностный подход
- Опыт использования персонального компьютера на уроках истории, обществознания и МХК
- Молодежное добровольчество
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ольга Михайловна, слишком много вопросов Вы подняли насущных в обучении иностранному языку. Это трудности в общении, если недостаточный запас лексики, и сам предмет кому-то трудный, и от установки родителей зависит, и много-много других проблем.
Поняла, что всё в вашей статье сводится к тому, что учиться надо с радостью. Да, Вы очень позитивный человек, и по Вашим учебным материалам могу судить, что каждый урок Вы стараетесь сделать радостным, ярким, запоминающимся.
Я согласна, поддерживаю Вашу концепцию! И даже не знаю откуда эти слова в тему в голову пришли: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Но, Ольга Михайловна, это трудно. Трудно балансировать, и держать грань между серьёзностью, ответственностью, умением четко упорно работать и совмещать это с удовольствием. И, самое главное, важно не переборщить с радостью.
Представилась мне молоденькая учительница, уроки которой я посещала будучи в роли администратора. На уроках дети играли, викторины, загадки, соревнования, конкурсы. Все рады, веселье, на урок шли как на праздник, оценки за активность отличные. Но... как оказалось, четких знаний у детей не было.Они не прилагали усилий к тому, чтобы запомнить!
Достался мне так же класс, такой шебутной, веселый, озорной, которые на уроках английского много играли, говорили, но встала проблема письма, чтения, аудирования. Эти разделы оказались почти на нуле. У них не было терпения, а иногда необходимо уметь выполнять работу, которая не приносит особой радости. Например, письмо. Писать и писать много раз одно и тоже ведь иногда полезно, чтобы запомнить.Сами знаете: говорим Ливерпуль, а пишем Манчестер.
Я может неуместно подняла вопрос, что не всегда учеба может быть радостью, но стремиться к этому, безусловно, должен каждый учитель!!! Вы настрой хороший дали в своей статье, призадуматься каждый учитель должен, как "зажечь" детей на уроке, как сделать так, чтобы они любили твой предмет? Только своей любовью, своим энтузиазмом.
Любовь Хабарова, дата: 22.12.2018 в 21:54
#2 Да, согласна, радость - радостью. Урок - уроком. Но увы! и без радости нам нельзя. Кому он нужен иностранный? Пусть каждый ответит сам себе, как хочет. Пусть хоть детки почувствуют радость в суете непредсказуемых трудностей, которые мы преодолеваем при преподавании иностранного. Мы преподаем настолько искусственно, настолько в искусственной среде, да и эти письма, эти аудирования, эти сногсшибательно трудные тексты для чтения в ЕГЭ и ГИА...К чему всё это? Пусть детям хоть радостно будет изучать этот иностранный через ту радость, которую мы создаем... Можно бесконечно вести полемику по этому поводу, но нам выпало честь сделать самый трудный урок легким и радостным:)
Ольга Степанова, дата: 22.12.2018 в 23:20
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.