Статья "Похвала - окрыляюще-мотивационный инструмент учителя"
Ольга Степанова
15.01.2019
5282
6
Мотивация учащихся
Степанова Ольга Михайловна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории,
МБОУ " Цивильская СОШ №1
имени героя Советского Союза М.В. Силантьева",
г. Цивильск,
Чувашская Республика,
2019 год
учитель английского языка
первой квалификационной категории,
МБОУ " Цивильская СОШ №1
имени героя Советского Союза М.В. Силантьева",
г. Цивильск,
Чувашская Республика,
2019 год
Похвала - окрыляюще-мотивационный инструмент учителя
Начиная работать над этой темой, мне сразу же вспомнилась всем известная пословица «Доброе слово и кошке приятно». Наверное, в жизни у каждого бывали такие моменты, когда даже если ты сделал что-то не на все сто процентов, а на тебя не рычат, тебя не ругают, тебе улыбаются и тебя поддерживают. Поддерживают словами добрыми, подбадривают, вселяют надежду на хорошее в будущем. Иногда получаешь от кого-нибудь или, наоборот, даришь кому-нибудь "волшебный пендаль". И как он отзовётся? Только положительно. Никак не иначе.
Не секрет, как окрыляет и придает сил похвала. Даже в преклонном возрасте, работая в школе, как только слышу слова в свой адрес хорошие и добрые в поддержку, или похвальные слова за удачно сделанное дело, на душе приятно. И тут же кажется, что какой-то просвет появляется внутри и прокладывает дорогу ещё к большему, к доброму и большому. А сколько случаев в нашей жизни, когда мы похвалим непокладистого ученика перед всеми? У них глаза возгораются, лица озаряются … Уже сейчас напрашивается вывод, что мы просто обязаны находить повод частенько окрылять своих учеников через хвалебные слова, или похвальные слова . Мы ведь давно убедились в том, похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. И этот инструмент нужно уметь использовать в практике всегда. Сила мысли , сила выражения мысли словами - неисчерпаема! Помните, как говорил Апостол Павел? Он говорил: "Вера - от слышания". Мы верим в то, что мы говорим, верим в то, что мы слышим. Именно поэтому так важно мыслить позитивно, замечать лучшее, верить в хорошее, говорить приятное. Известный в стране психиатр и психотерапевт В. Леви тоже придерживается такой же точки зрения по поводу похвалы детей. Он так и говорит: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!»
И вправду, ценность учительской похвалы неизмеримо велика.
Начнем с того школьного, учительского закона, что хвалить ученика нужно обязательно! Будет ли плюс? Будет и обязательно! Мы похвалим нашего ученика, чтобы оценить его старания, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к учёбе. Одобрение учителя способно творить чудеса! Оно подобно той воде, попавшей на увядающий цветок. Ведь она действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Глотнув капли воды, цветок начинает распрямлять тут же свои «крылышки» и вы скоро заметите, как он начинает дышать, жить. А в нашем случае, главная функция похвалы – передать искреннюю веру нашу в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребенка, что у него многое получится, что он будет справляться с заданиями.
Есть много правил и советов для учителей, как хвалить ребенка и за то хвалить его. В первую очередь, нужно отмечать старания школьника. Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Лучшие педагогические умы нам советуют, что при этом нужно хвалить действия школьника, а не личность! В похвале очень важно высказать одобрение действиям, поступкам и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. При всем при этом, важно, чтобы школьник понимал, осознавал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какой красивый натюрморт тебе удалось изобразить! Особенно мне понравилось, как ты расположил предметы. И фон оень красивый, спокойный…» При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником.
Хвалить нужно уместно. Уместно да ещё в меру и по делу! Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам. В таких случаях говорят, что ребёнок может подсесть на похвалу. то это значит? Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка («хорошо», «молодец», «правильно»), он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимание на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь.
Ещё один важный момент. Если ребёнок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это – обязательно похвалить вслух словами? Ответ: просто не сказать ничего. Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. Посмотрите, как трактуется ситуация! - если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей! В классах Монтессори вообще не принято хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в Монтессори-среде заложен контроль ошибок – это означает, что ребенок может сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом правильно ли он выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают оценочных суждений действий ребенка.
Советы от психологов таковы, что выражать нужно похвалу через призму своих чувств. Сравним две фразы - «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!». Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
Хвалить – такое тонкое искусство. Ни в коем случае нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке , если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с учеником. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не только зависть, злостную зависть, а даже агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!
Как мы видим , спектр возможностей выразить одобрение в адрес ученика-школьника довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что мы совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у нас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах. А чувства мы можем показать при этом невербальными компонентами - улыбкой, мимикой, открытыми жестами, добрым взглядом. Они в свою очередь обладает большей силой и эффективностью. У психологов есть один такой важный прием для этих целей. Он называется «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Пользуйтесь этим замечательным инструментом как похвала. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и Вы обязательно его найдете!
Источник:
Вноградова В Как правильно хвалить ребенка https://letidor.ru/psihologiya/kak-pravilno-hvalit-rebenka.htm
Макаревич С Как правильно похвалить ученика http://pedsovet.su/publ/47-1-0-4151?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Другие статьи
- Дистанционное обучение детей-инвалидов - открытый мир образования для каждого
- "Новой" школе - "новый" учитель!
- Измерители социальной успешности обучающихся в школьном научном обществе
- Стиль общения педагога с детьми
- Комсомол – школа жизни в Советском Союзе
- «Я в «Гармонии», гармония во мне»
- Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта
- Психодиагностическое исследование внутрисемейной обстановки учащихся (из опыта работы)
- Система работы с одарёнными детьми в МБОУ «Прогимназия № 2»
- Postcrossing – находка как для учителей английского языка, так и для их учеников
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Отличная статья. Как много вы смогли рассказать о таком простом действии - похвала. Меня особенно интересовало - а как быть, когда одноклассники таких умненьких и всегда готовых к уроку, которых учителя часто хвалят, "ботанами" называют и еще как-то? Вы дали ответ - будьте осторожны, чтобы не вызвать зависть у других!!! Правильно!
Мне кажется , что похвала нужнее даже не сильному и активному ученику. Она нужнее всего "увядшему цветку", чтобы вселить уверенность.
Все вспоминаю слова одной старушки: "Хвалено слово погано".О чем это она? Как раз о том, какую зависть и злобу может эта самая похвала породить. Будьте осторожны все-таки!
Любовь Хабарова, дата: 17.01.2019 в 0:54
#2 Полностью согласна со словами, которые Вы вынесли в название своей статьи! Я считаю, что для успешного образовательного процесса похвала важнее, чем критика (для ученика).
Елена Ваторопина, дата: 20.01.2019 в 16:21
#3 Результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, то есть напрямую зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.
Анастасия Хряпова (Монакова), дата: 07.02.2019 в 18:08
#4 Каждому преподавателю известно, что похвала — один из действенных способов повлиять на ученика. Грамотная похвала способна повысить мотивацию и самооценку ребёнка, стимулировать его развитие, привить интерес к обучению. Для каждого важно признание и одобрение, и поддержка учителя в процессе обучения играет очень значимую роль.
Татьяна Косенкова, дата: 07.02.2019 в 18:11
#5 Отличная статья! Нельзя не согласиться, что похвала - это важно. Ситуацию успеха никто не отменял. Главное, чтобы похвала была заслуженной и ребенок не удивился, за что, собственно, его хвалят.?Недохвалить, как и первый рехвалить - плохо. Обесценивается.
Любовь Пестрякова, дата: 09.02.2019 в 23:41
#6 Действительно, похвала очень важна. Но она должна быть заслуженной и обоснованной. Что бы это не вызывало зависти у других учеников и не сформировало ложную уверенность, что всё даётся легко.
Дарья Перова, дата: 20.02.2019 в 19:25
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.