Статья "Развитие познавательного интереса учащихся к английской и русской литературе во внеурочной деятельности по английскому языку"
Елена Ваторопина
20.01.2019
1378
3
Иностранный язык
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОО СОШ № 1,
г. Сысерть, Свердловская область
В наше время проблема отсутствия у детей интереса к чтению является весьма актуальной. К сожалению, Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Ученые, исследующие данную проблему, предрекают, что в ближайшем будущем интерес к книге будет только падать, поскольку подрастающее поколение особой любви к чтению не питает. Многие школьники предпочитают вместо чтения посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры. Живое общение заменяют социальные сети, skype, интернет. Чтобы добыть необходимую информацию, не нужно идти в библиотеку. Ее легко и быстро можно найти в интернете.
По мнению многих педагогов, качество образования зависит от качества чтения. Одни из главных проблем, связанных с отсутствием опыта в чтении, это падение грамотности учащихся и сужение их кругозора. Сейчас молодёжь мало читает русскую классику и произведения Шекспира и Стивенсона. Художественная литература играет важную роль в формировании человеческой личности. С одной стороны, чтение способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления, учит работать с большим количеством информации. С другой стороны, – учит сопереживать и верить в добро.
Чтение художественной литературы зарубежных авторов расширяет кругозор обучающихся, дает им возможность узнать больше о культуре других народов, говорящих на этом языке, а также увеличить свой активный и пассивный словарный запас. Чтение на английском языке способствует формированию межкультурной коммуникативной компетенции учащихся – осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям.
Важную роль в развитии познавательного интереса учащихся к английской и русской литературе играет внеурочная деятельность в школе. Одним из направлений внеурочной деятельности по английскому языку в нашей школе является работа над проектом «Школьный английский журнал». Цель данного образовательного проекта – развитие познавательного интереса школьников к изучению английского языка, а одна из главных задач – развитие интереса учащихся к чтению, изучению английской и русской литературы.
Разделы нашего журнала, которые посвящены работе с книгой, – «Reading is a ticket to everywhere», «Our translations», «Projects. Investigations» и др. Самостоятельно и на занятиях по внеурочной деятельности ребята изучают биографии, творчество, отдельные произведения известных поэтов и писателей. Так, за последние три года мы читали популярные произведения русских и англоязычных авторов: Павла Бажова, Льюиса Кэрролла, Кэтрин Патерсон, Билли Коллинза, Джонатана Свифта, Роберта Л. Стивенсона.
Конечно, чтение английских произведений на языке автора представляет определенную трудность для школьников. Это зависит и от уровня владения детьми языком. Чтобы сделать процесс чтения более комфортным для детей, я использую разные способы и вспомогательные материалы:
Данные материалы могут быть использованы учителем и учащимися на уроках по темам «My favourite book»; «Famous writers»; «My hobby» и др., а также при проведении внеклассных мероприятий по английскому языку.
Необходимо отметить важность исследовательской и проектной деятельности для развития интереса учащихся к чтению. Так, мои ученики работали над исследовательскими проектами "My native land in P. Bazhov's tales" и "Alice's Adventures in Wonderland by Lewis Carroll: extraordinary world of the fairy tale" и успешно защитили их на НПК и конкурсах проектов (видео их выступления на школьной НПК).
По своему опыту знаю, что эта работа требует от учителя большой кропотливой подготовки и времени, но цель, к которой мы стремимся, стоит того!
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОО СОШ № 1,
г. Сысерть, Свердловская область
Развитие познавательного интереса учащихся к английской и русской литературе во внеурочной деятельности по английскому языку
Ни одним уголовным кодексом не предусмотрено наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книги костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же это преступление совершает нация – она платит за это своей историей.
И. А. Бродский,
лауреат Нобелевской премии
в области литературы
лауреат Нобелевской премии
в области литературы
В наше время проблема отсутствия у детей интереса к чтению является весьма актуальной. К сожалению, Россию уже давно не называют «самой читающей страной в мире». Ученые, исследующие данную проблему, предрекают, что в ближайшем будущем интерес к книге будет только падать, поскольку подрастающее поколение особой любви к чтению не питает. Многие школьники предпочитают вместо чтения посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры. Живое общение заменяют социальные сети, skype, интернет. Чтобы добыть необходимую информацию, не нужно идти в библиотеку. Ее легко и быстро можно найти в интернете.
По мнению многих педагогов, качество образования зависит от качества чтения. Одни из главных проблем, связанных с отсутствием опыта в чтении, это падение грамотности учащихся и сужение их кругозора. Сейчас молодёжь мало читает русскую классику и произведения Шекспира и Стивенсона. Художественная литература играет важную роль в формировании человеческой личности. С одной стороны, чтение способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления, учит работать с большим количеством информации. С другой стороны, – учит сопереживать и верить в добро.
Чтение художественной литературы зарубежных авторов расширяет кругозор обучающихся, дает им возможность узнать больше о культуре других народов, говорящих на этом языке, а также увеличить свой активный и пассивный словарный запас. Чтение на английском языке способствует формированию межкультурной коммуникативной компетенции учащихся – осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям.
Важную роль в развитии познавательного интереса учащихся к английской и русской литературе играет внеурочная деятельность в школе. Одним из направлений внеурочной деятельности по английскому языку в нашей школе является работа над проектом «Школьный английский журнал». Цель данного образовательного проекта – развитие познавательного интереса школьников к изучению английского языка, а одна из главных задач – развитие интереса учащихся к чтению, изучению английской и русской литературы.
Разделы нашего журнала, которые посвящены работе с книгой, – «Reading is a ticket to everywhere», «Our translations», «Projects. Investigations» и др. Самостоятельно и на занятиях по внеурочной деятельности ребята изучают биографии, творчество, отдельные произведения известных поэтов и писателей. Так, за последние три года мы читали популярные произведения русских и англоязычных авторов: Павла Бажова, Льюиса Кэрролла, Кэтрин Патерсон, Билли Коллинза, Джонатана Свифта, Роберта Л. Стивенсона.
Конечно, чтение английских произведений на языке автора представляет определенную трудность для школьников. Это зависит и от уровня владения детьми языком. Чтобы сделать процесс чтения более комфортным для детей, я использую разные способы и вспомогательные материалы:
-
предварительное ознакомление с кратким содержанием произведения или его части;
-
работа над словарем – изучение основной лексики для понимания текста;
-
практика в чтении вслух и переводе самого интересного отрывка;
-
показ м/м презентации о произведении и др.
При выборе текста (произведения) для чтения очень важным является фактор мотивации учащихся. На мой взгляд, школьники должны быть лично заинтересованы в чтении текста и рассматривать его, прежде всего, как интересную форму досуга. Стимулом к чтению книги может стать просмотр фильма или спектакля по мотивам произведения.
Многие книги сопровождаются замечательными иллюстрациями известных художников, и для школьников (особенно, младшего и среднего возраста), которые увлекаются рисованием, живописью, это также может стать серьезным мотиватором для знакомства с произведением и его героями.
Эффективными способами развития интереса к чтению являются:
Многие книги сопровождаются замечательными иллюстрациями известных художников, и для школьников (особенно, младшего и среднего возраста), которые увлекаются рисованием, живописью, это также может стать серьезным мотиватором для знакомства с произведением и его героями.
Эффективными способами развития интереса к чтению являются:
-
написание заметок, сочинений о прочитанных книгах, их героях, особенностях их характера, авторах популярных книг, создание рисунков к произведениям;
-
обсуждение материалов с членами редколлегии и активными корреспондентами школьного журнала;
-
публикация заметок учащихся на страницах журнала в рубриках «Reading is a ticket to everywhere», «Our translations», «Projects. Investigations» и др.
За последние два года в журнале «Friendship» были опубликованы следующие материалы учащихся (заметки, переводы, рисунки), посвященные теме чтения:
-
«Pavel Bazhov, the singer of the Urals» ("Friendship" № 1, с. 16-19)
-
«Alice's Adventures in Wonderland by Lewis Carroll: extraordinary world of the fairy tale» ("Friendship" № 3, с. 16-17)
-
«My native land in P.Bazhov's tales» ("Friendship" № 4, с. 16-17)
-
«Alice’s Adventures in Wonderland by Lewis Carroll. Our translations» ("Friendship" № 6, с. 16-17)
-
«Jules Verne - 190»
-
«P.P. Bazhov, our countryman» ("Friendship" № 7 , с. 6-7)
-
«Gulliver’s Travels by Jonathan Swift»
-
«Bridge to Terabithia»
-
«Heather Ale by Robert Louis Stevenson»
-
«Enjoy Reading!» ("Friendship" № 10, с. 8-10)
Данные материалы могут быть использованы учителем и учащимися на уроках по темам «My favourite book»; «Famous writers»; «My hobby» и др., а также при проведении внеклассных мероприятий по английскому языку.
Необходимо отметить важность исследовательской и проектной деятельности для развития интереса учащихся к чтению. Так, мои ученики работали над исследовательскими проектами "My native land in P. Bazhov's tales" и "Alice's Adventures in Wonderland by Lewis Carroll: extraordinary world of the fairy tale" и успешно защитили их на НПК и конкурсах проектов (видео их выступления на школьной НПК).
По своему опыту знаю, что эта работа требует от учителя большой кропотливой подготовки и времени, но цель, к которой мы стремимся, стоит того!
Другие статьи
- Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
- Технология организации процесса самообразования
- Равные условия обучения - для каждого
- Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Методика организации и проведению активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня
- Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе через игровую деятельность
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения
- Участвуй в акции "Мой вопрос Президенту"
- Урок как диалог: «Читать нужно о том, от чего не спится по ночам…»
- Использование проектной технологии с младшими школьниками во внеурочной деятельности в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы - интерната VII вида в рамках реализации ФГОС НОО
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Абсолютно согласна с Вам, Елена Васильевна. Нынешние школьники не читают, а от качества чтения зависит качество образования. Меня однажды на урке дети удивили. Мы читали сказку Шарля Перро "Кот в сапогах" на английском языке. Все учащиеся сказали "Какая интересная сказка!" Я была поражена, что они не читали сами и им в детстве на читали эту сказку. Вот так! Благодаря урокам английского языка, дети знакомятся с литературными произведениями не только английских авторов.
Любовь Хабарова, дата: 21.01.2019 в 20:53
#2 Меня удручает безграмотность многих наших детей (в т.ч., на русском языке). Даже ребята эрудированные, с широким кругозором, умеющие рассуждать и доказывать свою точку зрения, зачастую в письменных работах делают ошибки в простых словах и не помнят правил пунктуации. Главная причина этого, на мой взгляд, кроется в недостатке практики чтения. Многие представители детей и молодежи считают чтение неважным и необязательным. Считаю, что долг учителя - убедить их в обратном!
Елена Ваторопина, дата: 22.01.2019 в 4:08
#3 Тема, связанная с развитием познавательного интереса учащихся всегда актуальна. Метапредметный подход, в связи с переходом на ФГОС особенно важен в работе учителя. Статья хорошо продемонстрировала опыт работы в данном направлении. Спасибо за представленный полезный и результативный материал.
Светлана Жарикова, дата: 22.01.2019 в 10:51
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.