С нами 17182 учителя, 7301 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Детское экспериментирование: вектор реализации ФГОС дошкольного образования"
Воронина Ирина Леонидовна,
воспитатель
первой квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область

 
Детское экспериментирование: вектор реализации ФГОС дошкольного образования
 
     Дети по своей природе исследователи, великие «почемучки», с радостью открывают для себя окружающий мир. Поддерживать интерес ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО.
       С точки зрения О.А. Зыковой, научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования института проблем детства, детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, о взаимоотношениях с другими предметами и явлениями, а также со средой, в которой они находятся. [1, с.3]
     Доказательством благотворного влияния экспериментальной деятельности на развитие ребенка является развитие памяти. У детей активизируются мыслительные процессы, в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивается речь. Ученые отмечают положительное влияние экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему. А в области экологического воспитания метод экспериментирования просто незаменим. Никакой рассказ взрослого, даже очень красочный, не заменит детям наглядно-чувственного восприятия этих зависимостей. [1, с.5]
     Термин «экспериментирование» И.Э. Куликовская и Н.Н. Совгир понимают как способ духовно–практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. [2, с. 4]
   Целью экспериментирования является развитие у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость и толерантность.  
     Г.П. Тугушева и А.Е. Чистякова предлагают проводить совместную деятельность с детьми в детской лаборатории один раз в неделю. С детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, а с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Экспериментирование проводится небольшими подгруппами по интересам детей. Во время работы в лаборатории проводится 1-2 эксперимента в среднем возрасте и 2-3 с детьми старшего дошкольного возраста.
     В игре–экспериментировании педагогу необходимо придерживаться определенной структуры:
  1. постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов;
  5. фиксация результатов;
  6. вопросы детей. [4, с.3].
     Детское экспериментирование требует от педагога длительной подготовки. Необходимо подготовить оборудование для лаборатории, которое включает в себя: микроскопы, увеличительные стекла, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, природные материалы; разные виды бумаги; игровое оборудование и др.
    Основным условием для организации работы является наличие водоснабжения в помещении и соблюдение правил безопасного поведения в лаборатории.
     Для начала проводятся самые простые и легко выполнимые ребенком эксперименты. Это могут быть эксперименты по смешиванию красок, опыты с песком, водой и воздухом. В старшем возрасте можно уже давать более длительные эксперименты или более сложные для исполнения и понимания ребенком, например опыты с магнитами, наблюдения за живыми объектами.
     В детском экспериментировании педагогу-дошкольнику важно соблюдать ряд правил [1, с.6]: 
  1.  Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов.
  2.  Появление у ребенка интереса к экспериментированию напрямую зависит от вашей заинтересованности, поэтому проявляйте искренний интерес к той деятельности, которой предлагаете заняться.
  3.  Не сдерживайте инициативы ребенка, представьте ему самому сделать все доступные для этого действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
  4.  Дошкольникам, в силу возрастных особенностей, пока сложны продолжительные эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при таких экспериментах периодически вместе с ребенком наблюдайте и обсуждайте его ход, ведите календарь наблюдений, где вместе с ребенком отмечайте происходящие изменения – это поможет интересу ребенка не угаснуть.
  5.  В заключение эксперимента всегда старайтесь подвести малыша к выводу: «О чем свидетельствует результат эксперимента, что это значит?..»
    Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. 
 
Список используемых источников:
  1. Зыкова, О.А., Экспериментирование с живой и неживой природой// Методические рекомендации.– М., 2012.–с. 104. 2. Куликовская, И.Э., Совгир Н.Н., Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст// Учебное пособие.– М., 2005. –с. 80.
  2. Марудова, Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб., 2013. –с.120.
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста// Методическое пособие. – СПб., 2014. –с.128. 
     
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ирина Леонидовна, поддерживать интерес ребенка к экспериментированию и создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые актуальны и в начальной школе. Ребятам очень нравится проектно-исследовательская работа. Трудно переоценить значимость такого вида деятельности. Прежде всего - это развитие межличностных отношений.
Юлия Пасынок, дата: 19.02.2019 в 9:48  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ