Статья "Детское экспериментирование: вектор реализации ФГОС дошкольного образования"
Ирина Воронина
17.02.2019
1302
1
Дошкольное образование
Воронина Ирина Леонидовна,
воспитатель
первой квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область
воспитатель
первой квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область
Детское экспериментирование: вектор реализации ФГОС дошкольного образования
Дети по своей природе исследователи, великие «почемучки», с радостью открывают для себя окружающий мир. Поддерживать интерес ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование в условиях реализации ФГОС ДО.
С точки зрения О.А. Зыковой, научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования института проблем детства, детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, о взаимоотношениях с другими предметами и явлениями, а также со средой, в которой они находятся. [1, с.3]
Доказательством благотворного влияния экспериментальной деятельности на развитие ребенка является развитие памяти. У детей активизируются мыслительные процессы, в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивается речь. Ученые отмечают положительное влияние экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему. А в области экологического воспитания метод экспериментирования просто незаменим. Никакой рассказ взрослого, даже очень красочный, не заменит детям наглядно-чувственного восприятия этих зависимостей. [1, с.5]
Термин «экспериментирование» И.Э. Куликовская и Н.Н. Совгир понимают как способ духовно–практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. [2, с. 4]
Целью экспериментирования является развитие у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость и толерантность.
Доказательством благотворного влияния экспериментальной деятельности на развитие ребенка является развитие памяти. У детей активизируются мыслительные процессы, в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивается речь. Ученые отмечают положительное влияние экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему. А в области экологического воспитания метод экспериментирования просто незаменим. Никакой рассказ взрослого, даже очень красочный, не заменит детям наглядно-чувственного восприятия этих зависимостей. [1, с.5]
Термин «экспериментирование» И.Э. Куликовская и Н.Н. Совгир понимают как способ духовно–практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. [2, с. 4]
Целью экспериментирования является развитие у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость и толерантность.
Г.П. Тугушева и А.Е. Чистякова предлагают проводить совместную деятельность с детьми в детской лаборатории один раз в неделю. С детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, а с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Экспериментирование проводится небольшими подгруппами по интересам детей. Во время работы в лаборатории проводится 1-2 эксперимента в среднем возрасте и 2-3 с детьми старшего дошкольного возраста.
В игре–экспериментировании педагогу необходимо придерживаться определенной структуры:
В игре–экспериментировании педагогу необходимо придерживаться определенной структуры:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов;
- фиксация результатов;
- вопросы детей. [4, с.3].
Детское экспериментирование требует от педагога длительной подготовки. Необходимо подготовить оборудование для лаборатории, которое включает в себя: микроскопы, увеличительные стекла, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, природные материалы; разные виды бумаги; игровое оборудование и др.
Основным условием для организации работы является наличие водоснабжения в помещении и соблюдение правил безопасного поведения в лаборатории.
Для начала проводятся самые простые и легко выполнимые ребенком эксперименты. Это могут быть эксперименты по смешиванию красок, опыты с песком, водой и воздухом. В старшем возрасте можно уже давать более длительные эксперименты или более сложные для исполнения и понимания ребенком, например опыты с магнитами, наблюдения за живыми объектами.
Основным условием для организации работы является наличие водоснабжения в помещении и соблюдение правил безопасного поведения в лаборатории.
Для начала проводятся самые простые и легко выполнимые ребенком эксперименты. Это могут быть эксперименты по смешиванию красок, опыты с песком, водой и воздухом. В старшем возрасте можно уже давать более длительные эксперименты или более сложные для исполнения и понимания ребенком, например опыты с магнитами, наблюдения за живыми объектами.
В детском экспериментировании педагогу-дошкольнику важно соблюдать ряд правил [1, с.6]:
- Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов.
- Появление у ребенка интереса к экспериментированию напрямую зависит от вашей заинтересованности, поэтому проявляйте искренний интерес к той деятельности, которой предлагаете заняться.
- Не сдерживайте инициативы ребенка, представьте ему самому сделать все доступные для этого действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
- Дошкольникам, в силу возрастных особенностей, пока сложны продолжительные эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при таких экспериментах периодически вместе с ребенком наблюдайте и обсуждайте его ход, ведите календарь наблюдений, где вместе с ребенком отмечайте происходящие изменения – это поможет интересу ребенка не угаснуть.
- В заключение эксперимента всегда старайтесь подвести малыша к выводу: «О чем свидетельствует результат эксперимента, что это значит?..»
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Список используемых источников:
- Зыкова, О.А., Экспериментирование с живой и неживой природой// Методические рекомендации.– М., 2012.–с. 104. 2. Куликовская, И.Э., Совгир Н.Н., Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст// Учебное пособие.– М., 2005. –с. 80.
- Марудова, Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб., 2013. –с.120.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста// Методическое пособие. – СПб., 2014. –с.128.
Другие статьи
- Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся
- Письмо моей любимой бабушке
- День Святого Валентина и я - его сторонница!
- Если назвался учителем, будь им!
- Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»
- Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
- Программа факультатива по английскому языку в 5 классе "Enjoy Reading"
- Инновационная деятельность воспитателя в условиях группы продлённого дня в режиме специального (коррекционного) образовательного учреждения интернатного типа
- Плюсы и минусы на сайте
- Педагогическая этика учителя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ирина Леонидовна, поддерживать интерес ребенка к экспериментированию и создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые актуальны и в начальной школе. Ребятам очень нравится проектно-исследовательская работа. Трудно переоценить значимость такого вида деятельности. Прежде всего - это развитие межличностных отношений.
Юлия Пасынок, дата: 19.02.2019 в 9:48
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.