С нами 14092 учителя, 5022 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование обучающих карточек в воспитательной работе"

 Автор: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель МОУ «С(К)ОШИ №4 
первой квалификационной категории,
Челябинская область, город Магнитогорск

 
 Использование обучающих карточек в воспитательной работе
 
    Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях школы – интерната, безусловно, неразделимые понятия. При разработке любого урока формулируются задачи обучающего характера, а при разработке воспитательного мероприятия педагогом определяются воспитательные задачи.
  Одной из новых форм подачи материала педагогом детям является использование на занятиях обучающих карточек. Обучающие карточки разрабатываются воспитателем для занятий по направлениям воспитательной работы, реализующих в рамках программы воспитательной системы класса.

 
Цель и задачи обучающих карточек
 
Цель: создание оптимальных условий для развития навыков самостоятельной работы у обучающихся воспитанников посредством использования обучающих карточек на различных этапах организации и проведения воспитательных занятий.
Задачи:
- формирование положительной мотивации к познанию нового и неизведанного
- активизировать познавательную деятельность ребёнка через использование инновационных технологий
- реализовывать личностно-ориентированный подход к обучающимся воспитанникам через различные средства наглядности.
   Обучающие карточки разрабатываются в программе PowerPoint 2010 для удобства, так как функционал программы позволяет преобразовать слайды в изображения. Сами карточки в размере формата А4 распечатываются на цветном принтере с двух сторон на плотной бумаге, ламинируются и помещаются в пластиковые скоросшиватели с файлами. Такой вариант хранения карточек продлит возможность их использования на более длительный срок.
   Другим вариантом разработки карточек может быть вариант их создания в программе Microsoft Office Publisher.
Приоритетными направлениями воспитательной работы в МОУ «С (К)ОШИ №4» являются:
  1. Профилактика дорожно-транспортного травматизма
  2. Пожарная безопасность обучающихся воспитанников.
  3. Основы здорового образа жизни.
    Поэтому серии обучающих карточек к занятиям, проводимых в рамках реализации вышеперечисленных направлений, сгруппированы и классифицированы по модулям (разделам).  В каждом модуле в полной мере отражены: целеполагание, возможные темы занятий, в рамках которых имеет место использования карточек.
 
Модуль Целеполагание Примерные темы занятий
Обучающие карточки «Безопасная дорога детства» -профилактика дорожно – транспортного травматизма среди детей и подростков 1.         «Дорога, транспорт, пешеход» (основные определения и понятия по курсу внеурочной деятельности «Безопасная дорога детства»»).
2.         «Виды транспортных средств»
3.         «Дорожные знаки. Группы дорожных знаков»
4.         «Перекрёсток. Виды перекрёстков»
5.         «Сигналы светофора и регулировщика»
Обучающие карточки «Пожарная безопасность» - Воспитание потребности в собственной безопасности в ситуации возникновения пожара 1.         «Пожар. Причины возникновения пожара»
2.         «Огонь  - друг, огонь – враг человека (шалости детей с огнем, опасности детских игр со спичками)».
3.         «Первичные средства пожаротушения»
4.         «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре (при ожогах и отравлении продуктами горения)».
5.         «Пожарная техника и противопожарное оборудование пожарных автомобилей.»
 
Обучающие карточки «Здоровое поколение» - Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста 1.         «Быть здоровым – здорово!»
2.         «Вредные и полезные для здоровья привычки»
3.         «Основные жемчужины здоровья»
4.         «Что такое режим дня? Режим дня младшего школьника»
5.         «Правильное питание – залог здоровья»
 
   Обучающие карточки используются в работе воспитателя как на этапе знакомства с новым материалом, так и на этапе его закрепления. Дети могут работать с карточками в системе, что позволит им на длительный срок запомнить ту или иную информацию.
  Значение использования обучающих карточек в практике педагога – воспитателя во внеурочной деятельности очень велико, так как:
- при многократном  использовании обучающих карточек у детей сформируются и совершенствуются навыки самостоятельной работы;
-  ребята учатся выстраивать ответы в логической последовательности, чётко и ясно излагать собственную точку зрения;
- при работе с карточками дети учатся применять ту или иную терминологию по назначению;
- карточки можно использовать при выполнении проектных и исследовательских работ, выполнять творские работы, оформлять листовки, газеты;
Кроме того, карточки служат отличными  помощниками для обучающихся  при даче развёрнутых ответов на вопрос педагога по той или иной теме занятия.
 
Используемая литература:
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, с интересом познакомилась с Вашей статьёй, Вашим опытом работы. Есть вопрос: карточки хранятся в кабинете ПДД или используются постоянно в группах? Хотелось бы увидеть ещё оформленные готовые карточки, чтобы можно было предложить учителям своей школы для использования. Большое спасибо за ценный материал!
Татьяна Медведева, дата: 12.08.2019 в 21:37  
#2 Татьяна Александровна, спасибо за комментарий) Да, карточки хранятся в группе, используются на занятиях, которые я провожу по плану воспитательной работы. Классные часы по ПДД мы должны проводить не менее 2 часов в неделю + одно занятие в неделю проводит Педагог внеурочной деятельности - Ираида Александровна, которой отданы вторые экземпляры карточек в кабинет ПДД, как раздаточный материал для занятий. А одна из карточек уже опубликована на нашем сайте в качестве примера. Мне жаль, что вы её не увидели)) Вот ссылка: uchportfolio.ru/materials/show/85335
Наталья Чубаева, дата: 13.08.2019 в 4:48  
#3 Карточки по ЗОЖ, ПБ хранятся так же в нашем с учителем кабинете, некоторые из них ею используются на уроках окружающего мира. А вторые экземпляры хранятся в кабинете ОБЖ!
Наталья Чубаева, дата: 13.08.2019 в 4:52  
#4 Наталья Николаевна, я имела ввиду не карточку по ПДД, а на другие темы, о которых Вы упоминали в своей статье.
Татьяна Медведева, дата: 15.08.2019 в 14:51  
#5 Татьяна Александровна, вами был задан конкретный вопрос: " Есть вопрос: карточки хранятся в кабинете ПДД или используются постоянно в группах?". И я вам на него ответила! Просьба формулировать вопросы более чётко!
Наталья Чубаева, дата: 15.08.2019 в 15:06  
#6 Наталья Николаевна, очень надежное и долговечное пособие с нестареющими темами для детей.
Ирина Алексеева, дата: 24.08.2019 в 12:34  
#7 А примера карточек так и нет...
Нина Васильевна Ефимова, дата: 12.11.2019 в 4:30  
#8 Нина Васильевна, здравствуйте! Примеры карточек опубликованы, пока только по ПДД. Приглашаю познакомиться: uchportfolio.ru/materials/show/85341, uchportfolio.ru/materials/show/85340, uchportfolio.ru/materials/show/85335.
Наталья Чубаева, дата: 12.11.2019 в 9:21  
#9 Здравствуйте, Наталья Николаевна, посмотрела карточки. Очень хорошо оформлены и доступны пониманию.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 12.11.2019 в 16:35  
#10 Здравствуйте, Наталья Николаевна, посмотрела карточки. Очень хорошо оформлены и доступны пониманию.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 12.11.2019 в 16:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.