Статья "Формирование экологического сознания детей через нетрадиционные техники изодеятельности - пейп-арт"
Автор: Давыдова Ольга Николаевна
социальный педагог, высшая
квалификационная категория,
МДОУ "Детский сад комбинированнного
вида №17 "Колобок", г.Котлас,
Архангельская область
Формирование экологического сознания детей
через нетрадиционные техники изодеятельности – пейп-арт
С самого раннего детства надо учить детей жить в согласии с природой, понимать ее законы и принципы. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. В этом возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди, от них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в детском саду, но не только по средствам образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» или «Социально-коммуникативное развитие», но и в такой области, казалось бы не свойственной для формирования экологической культуры, как «Художественно-эстетическое развитие», а именно изодеятельность. Экологическое воспитание через декоративно-прикладное творчество детей – это новое направление, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними.
С этой целью мы решили разработать и реализовать проект «Люблю тебя, природа, в любое время года».
Цель нашего проекта - формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Наше внимание привлекла нетрадиционная техника пейп-арт, которую мы и стали использовать в реализации проекта.
В соответствии с целью были поставлены задачи.
Образовательные:
1. создать условия для формирования экологического сознания детей с использованием нетрадиционных техник изобразительного творчества (пейп-арт);
2. формировать представления у детей о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающий мир;
3. обучать умению в творческой работе отражать впечатления об окружающем мире в технике пейп-арт;
4. способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
Воспитательные:
1. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
2. воспитывать чувство сопереживания и умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Развивающие:
1. развивать у детей познавательный интерес к миру природы через изобразительное искусство;
2. развивать умение анализировать и применять на практике полученные ранее знания и умения.
Содержание проекта представлено обучением детей различным способам декорирования предметов в технике «Пейп-арт».
«Пейп-арт» в переводе с английского обозначает «бумажное искусство». Первоначально эта техника называлась «Салфеточная пластика». Появилась она в 2006 году. Основателем данной техники стала Татьяна Сорокина.
Пейп-арт – это техника декорирования бумажными салфетками, а точнее выполнение рисунка нитью из салфеток. Техника проста в исполнении, так как изначально придумана для детей в студии, и работает на дешёвом и бросовом материале. Поэтому её успешно можно использовать в работе с дошкольниками. Для пейп-арта используют двух или трехслойные салфетки, которые нарезают на полоски и из полосок скручивают жгутики. Движения, выполняемые при скручивания жгутика, напоминают прядение из шерсти или другого волокна. Этими жгутиками можно декорировать что угодно: бутылки, шкатулки, упаковку для подарка, горшки для цветов, настенные тарелки. В технике пейп-арт создают картины, украшения, декорируют предметы интерьера. Для цветных работ салфетки не окрашиваются, а применяются их натуральные цвета.
Проект «Люблю тебя, природа, в любое время года» был рассчитан на один учебный год и включал в себя следующие разделы: «Путешествие в лес»; «Чудеса природы»; «Кладезь витаминов»; «Волшебница вода»; «Веселый зоопарк»; «Пернатые друзья»; «Наш дом – Земля».
В каждом разделе были запланированы разнообразные мероприятия как с детьми, так и с родителями. Сначала мы изучали, беседовали, играли, а потом все вместе изготовляли разнообразные поделки в технике пейп-арт.
Так, например, в разделе «Пернатые друзья» использовали сюрпризный момент. В группу к детям залетела синичка. Она поведала детям, как пернатые друзья живут в Лесной стране. Дети, выслушав ее историю, предложили ей помощь: смастерить кормушку, угостить зернышками. И в нашей мастерской закипела работа! Некоторые мастерили кормушки для синички, кто-то гнездышки, а затем пригласили пернатых друзей в столовую для птиц.
В разделе «Наш дом – Земля» провели Экологическую акцию «День Земли» Закрепили знания о том, что на Земле обитает много живых существ (в воде, на суше, под землей) и всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая Земля, но планета Земля в опасности. С целью закрепления правил поведения в природе с детьми изготовили знаки.
В конце апреля мы пригласили в нашу творческую мастерскую родителей и детей на мастер-класс «Декорирование в технике пейп-арт». На этом мероприятии родители познакомились с техникой пейп-арт: дети рассказали, как предмет с помощью обычной салфетки может превратиться в произведение искусства.
Родители совместно с детьми попробовали себя в роли мастеров, украсив крылья бабочек различными цветами радуги. Дети не только мастерили бабочек, но и рассказывали родителям о жизни привлекательных и необычных насекомых в природе.
Завершили мы реализацию проекта организацией выставки семейных работ «Волшебство пейп-арт», посетить которую можно было всем детям детского сада.
Идея создания из бросовых материалов предметов декоративно-прикладного творчества возникла не случайно, вещи которые уже нигде не пригодятся, не хочется выкидывать. Если отнестись к таким материалам рационально и творчески, то нет таких отходов, которые нельзя пустить в дело.
Если ребенок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и кружевной папоротник, – это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться к растительному миру и природе в целом. Он лучше поймет необходимость охраны бесценных богатств флоры, он станет ее защитником в будущем. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с природными явлениями, красотой окружающего мира закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало и пробуждает в детях желание самим заняться творчеством и привести в порядок свою планету.
Литература:
1. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
2. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. — М.: Просвещение, 2002.
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
- Психологические особенности младших школьников "группы риска"
- Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
- Лингвистический анализ текста на уроках литературы
- Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе
- Форма реализации и стиль ученического самоуправления
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Основные принципы сопровождения ребёнка и взрослого в рамках консультационного центра
- Организация исследовательской деятельности с обучающимися воспитанниками с особыми образовательными потребностями в рамках реализации ФГОС НОО
- Культура здоровья субъектов образовательного процесса как индикатор качества образования