С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Особенности школьной адаптации детей с задержкой психического развития"
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район,
Амурская область
 
Особенности школьной адаптации детей с  задержкой психического развития
 
       Развернувшиеся в последнее время процессы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду нормативных сверстников вызвали к жизни важнейшую проблему коррекционной и педагогической психологии — школьной адаптации таких детей. Состояния легкого психического недоразвития (в том числе задержка психического развития, или ЗПР) лежат в основе нарушений школьной адаптации.  По данным Е.Л. Инденбаум, дети с задержкой психического развития составляют 50 % детей, испытывающих трудности в обучении     
     Требования современного общества к развитию личности считают необходимым полную реализацию идеи индивидуального обучения, которое учитывало бы готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуальные особенности. Весь учебно-воспитательный процесс должен быть построен с учетом особенностей каждого ребенка, и это должно стать нормой работы общеобразовательной школы.
     Сейчас в школах применяется инклюзивное обучение, что означает совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Это поможет детям социально адаптироваться в коллективе сверстников.   
       Успешность адаптации детей с ЗПР в общеобразовательной школе зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.
       В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо в первую очередь рекомендовать родителям пройти обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Основная задача ПМПК - определение программы обучения ребенка. Следующим шагом является получение от родителей   заявления на имя директора школы об обучении ребенка по указанной в заключением ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида.
       Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном классе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе.  Обучение детей с ЗПР не требует создания специальных условий пребывания в школе. Устав общеобразовательного учреждения, обучающих детей с ЗПР должен предусматривать дополнения к содержанию:
  • разработка учебных планов, программ;
  • обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
  • содержание образования по программе VII вида определяется образовательными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей школьника, принимаемых и реализуемых учреждением самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
       В целях преодоления отклонений в развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Учреждение имеет право в течение учебного года изменить программу обучения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Образовательный процесс с обучающимися осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности. На право ведения деятельности по образовательным программам для детей с задержкой психического развития образовательному учреждению необходимо получить лицензию.
       Преемственные связи начальной ступени школы со средним звеном образовательного учреждения дают возможность выбора различных путей дальнейшего развития детей данной с ЗПР при выпуске их из 4-го класса.
       Обучающиеся, у которых отмечается значительная положительная динамика в развитии, определенная компенсация отклонений, подтверждаемые положительной аттестацией, направляются с соответствующей характеристикой для обследования к врачу-психиатру. Если врач не подтверждает предыдущий диагноз «ЗПР», то ребенок направляется на ПМПК и согласно ее заключению переводится в 5-й класс для обучения по общеобразовательной программе.
       Дети, у которых продвижение в развитии и компенсация отклонений не создадут прочной основы для усвоения школьной программы среднего звена, продолжают обучаться в среднем звене по общеобразовательной программе с учетом особенностей познавательной сферы данной категории детей.   
Таким образом, общий срок обучения большинства детей с ЗПР по коррекционной программе составляет не более 4-6 лет.
       Учитель школы при оценивании обучающихся среднего звена руководствуется общеобразовательной программой и наличием у ребенка с ЗПР способности работать по алгоритмам. Истинная задержка психического развития, если даже она не компенсируется к подростковому возрасту полностью, проявляется в более медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, в сниженной способности к волевым усилиям, в неумении самостоятельно организовать деятельность, осуществлять самоконтроль. Все это сказывается на учебной деятельности. Вместе с тем, ребенок удовлетворительно усваивает общеобразовательную программу.   Но всегда ли так бывает?
       Анализ сведений, полученных в результате исследования, показал, что в адаптации к школьному обучению детей с ЗПР ведущую роль играют факторы микросоциального окружения, в частности организация обучения детей по посильной их возможностям образовательной программе.
 
Источники:
http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=280
Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. – 1992. - № 1. С.24-28.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ