Статья "Проектирование технологической карты классного часа"
Наталья Чубаева
25.12.2019
3195
6
В помощь учителю
Автор: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
воспитатель группы продлённого дня,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Проектирование технологической карты классного часа
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в учебно-воспитательном процессе нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях?
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования и воспитания сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться, способствовать самостоятельному принятию решения через личностное «Я». Реализация этой задачи обеспечивается системно-деятельностным подходом.
В чём же смысл системно-деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для педагога принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «педагог-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях?
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования и воспитания сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться, способствовать самостоятельному принятию решения через личностное «Я». Реализация этой задачи обеспечивается системно-деятельностным подходом.
В чём же смысл системно-деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для педагога принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «педагог-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- планировать внеклассное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
Классный час по новым стандартам? Каков он?
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- планировать внеклассное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
Классный час – главная составная часть воспитательного процесса. Воспитательная деятельность воспитателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся к обсуждению того или иного вопроса во многом определяется уровнем проведения классного час, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как сделать так, чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на занятии, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь педагогу в подготовке такого классного часа. Изложим их в той последовательности, в которой проектируется такое занятие
1. С чего надо начать подготовку к занятию?
-четко определить и сформулировать для себя его тему
- определить место темы в учебном курсе
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку занятия. В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции классного часа.
3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?
а) Подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
б) Подобрать задания, которые обеспечат:
применение знаний в новой ситуации
применение знаний в незнакомой ситуации
творческий подход к знаниямв)
в)Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
4. Продумать «изюминку» занятия
Каждый классный час должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть жизненная ситуация, видеосюжет, рассказ.
5. Систематизировать отобранный материал
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Подготовить оборудование для занятия.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов и т. д.
7. Подготовленное таким образом занятие должно быть отражено в технологической карте.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта внеклассного занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся.
Технологическая карта предназначена для проектирования воспитательного процесса.
Моделирование и проведение занятия с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный воспитательный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в систметизации знаний.
На каждом этапе занятия мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту занятия можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ занятия.
Как сделать так, чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на занятии, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь педагогу в подготовке такого классного часа. Изложим их в той последовательности, в которой проектируется такое занятие
1. С чего надо начать подготовку к занятию?
-четко определить и сформулировать для себя его тему
- определить место темы в учебном курсе
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку занятия. В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции классного часа.
3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?
а) Подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
б) Подобрать задания, которые обеспечат:
применение знаний в новой ситуации
применение знаний в незнакомой ситуации
творческий подход к знаниямв)
в)Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
4. Продумать «изюминку» занятия
Каждый классный час должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть жизненная ситуация, видеосюжет, рассказ.
5. Систематизировать отобранный материал
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Подготовить оборудование для занятия.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов и т. д.
7. Подготовленное таким образом занятие должно быть отражено в технологической карте.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта внеклассного занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся.
Технологическая карта предназначена для проектирования воспитательного процесса.
Моделирование и проведение занятия с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный воспитательный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в систметизации знаний.
На каждом этапе занятия мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту занятия можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ занятия.
Параметры карты.
Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность воспитателя и деятельность обучающихся.
Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места занятия в рассматриваемом направлении и его вид.
2. Формулировка цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов занятия в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа занятия.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на занятии.
7. Разработка характеристики и способов деятельности воспитателя и обучающегося.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Поэтому свой выбор остановили на структуре такой технологической карты занятия:
3. Обозначение этапов занятия в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа занятия.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на занятии.
7. Разработка характеристики и способов деятельности воспитателя и обучающегося.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Поэтому свой выбор остановили на структуре такой технологической карты занятия:
1.Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
2. Постановка проблемной ситуации.
3. Постановка целей и задач занятия
4. Актуализация знаний
5. Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
Технологическая карта позволит педагогу:
• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• на практике реализовать межпредметные связи;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта внеклассного занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия воспитателя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты внеклассного мероприятия:
1. необходимость описания всего процесса деятельности;
2. указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты внеклассного занятия необходимо предусмотреть следующие возможности:
1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
1. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
2. введение самооценки учащихся на каждом этапе занятия.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
2. Постановка проблемной ситуации.
3. Постановка целей и задач занятия
4. Актуализация знаний
5. Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
Технологическая карта позволит педагогу:
• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• на практике реализовать межпредметные связи;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта внеклассного занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия воспитателя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты внеклассного мероприятия:
1. необходимость описания всего процесса деятельности;
2. указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты внеклассного занятия необходимо предусмотреть следующие возможности:
1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
1. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
2. введение самооценки учащихся на каждом этапе занятия.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Источники
- Открытый урок 1 сентября [Электронный ресурс]. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. - 21.02.2013, Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/
- Педмастерство. Всероссийский педагогический журнал [Электронный ресурс]. Тищенко Оксана Александровна. Проектирование урока, направленное на формирование УУД. - 09.02.2015. , Режим доступа: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/8/articles/364
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. Бойко Н.В. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. - 04.12.2017. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/12/04/tehnologicheskaya-karta-uroka-kak-sovremennaya-forma
Другие статьи
- Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
- Истоки. Нравственность и искусство
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся
- Метод кооперативного обучения на основе использования краеведческого материала как средство развития коммуникативной компетенции
- Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников
- Использование технологии Активные Методы Обучения на уроках химии
- Публичный доклад
- Планирование и проведение внеурочных мероприятий школьного уровня по предмету - английский язык
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Наталья Николаевна, грамотно изложена проблема, и мысль- учитель маг и творец всего процесса классного мероприятия, не совсем согласна с выводом китайских мудрецов «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Многие дети "слухачи", кто-то воспринимает зрительно лучше... у каждого свои особенности, на которые и ориентируется учитель. Творить только вместе, дети услышат...
Ирина Алексеева, дата: 03.01.2020 в 23:13
#2 Наталья Николаевна, конечно, технологическая карта для классного часа - это, может быть, и хорошо! Но моё мнение такое, что их придумывал тот, кто в школе не работал вообще, а только создаёт теории. Если к каждому кл. часу готовить такую технологическую карту, то надо только этим и заниматься, а дети будут, ну, просто мешать этому творческому процессу. Жаль, конечно, что эту работу опять сгрузили на простого воспитателя, учителя, а где же наши ученые-методисты?
Татьяна Медведева, дата: 07.01.2020 в 11:26
#3 Наталья Николаевна, здравствуйте! Хороший материал, полезный. Я считаю, что технологическая карта - это та основа, которая помогает провести мероприятие именно индивидуально, спланировано. Опираясь на базу, изложенную в карте, педагог легко выдержит временные рамки каждого запланированного этапа, не забудет про изюминки классного часа, что и позволит получить продукт работы и сделать выводы об эффективности проведенного
Елена Маратовна Онищук, дата: 08.01.2020 в 12:00
#4 Татьяна Александровна,спасибо за отзыв. К каждому классному часу оформлять технологическую карту - это очень кропотливо, но это требования СФГОС НОО, которые необходимо соблюдать.
Наталья Чубаева, дата: 08.01.2020 в 12:17
#5 Наталья Николаевна, ну, конечно, я же не против технологической карты. Пусть основу сделают наши ученые-методисты, а мы будем вносить свои коррективы, добавляю ту самую "изюминку", о которой написала Елена Маратовна.
Татьяна Медведева, дата: 10.01.2020 в 8:58
#6 Татьяна Александровна, подобной технологической карты в Интернете не имеется, а методистами разработаны модели технологических карт уроков. Однако мною проанализированы технологические карты уроков и на их основе представлена модель технологической карты классного часа, как формы проведения воспитательного мероприятия. Данная деятельность, когда педагог способен разработать что-то на основе чего - то, в нашем регионе называется "Инновационная деятельность". А раздел "Инновационная деятельность" - обязательная составляющая модулей системы АИС "Аттестация". Я предложила единый готовый шаблон тех.карты для педагогов, которые имеют функции классного руководителя в школе, педагогов - воспитателей школ-интернатов...
Наталья Чубаева, дата: 10.03.2020 в 9:24
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.