С нами 14804 учителя, 5183 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Использование ТРИЗ - педагогики в начальной школе"

Чаркова Маргарита Анатольевна
 учитель начальных классов
 высшая квалификационная категория
 МБОУ СОШ №4
 г. Никольск
 Пензенская область


 
Использование ТРИЗ - педагогики в начальной школе

 
Каждый ребенок изначально талантлив и даже
гениален, но его надо научить ориентироваться
в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимум эффекта.
                             Г.С. Альтшуллер
 
     Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них самый результативный.
      Младшим школьникам в образовательном процессе ещё недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда учащимся удаётся высказать своё мнение, отстоять свою позицию, объективно оценить свои и чужие идеи.
      Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. В основе ТРИЗпедагогики лежат: 1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); 2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); 3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Потребность общества и педагогической практики обусловили появление данной программы, которая реализуется в МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области с 2014 года в курсе внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» (РТВ и ТРИЗ). Программа разработана на основе авторской программы «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» 
     Авторы пособий В.Б. Крячко, Е.Л.Пчёлкина, Т.С.Широкова. Имеются рабочие тетради и методические пособия, разработанные для проведения данного курса.
    Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.
      Сфера применения программы
Данный курс разработан для детей 1-4 класса.
На уроки РТВ или ТРИЗ отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 27 часов в год в 1 классе и по 34 часа в год во 2,3 и 4 классах.
   Цель программы:
способствовать формированию творческих способностей учащихся.
      Задачами программы являются   
 развитие:
  • интеллекта,
  • системного мышления,
  • логического мышления,
  • критичности мышления,
  • гибкости, беглости, подвижности мышления,
  • нестандартного подхода к решению мыслительных задач,
  • ассоциативного мышления,
  • пространственного представления,
  • творческого воображения, фантазии,
  • интереса к интеллектуальным играм, заданиям,
  • речи;
 формирование:
  • мотивации к учебной деятельности,
  • уверенности в интеллектуальной и социальной сферах,
  • позитивного мышления,
  • творческих качеств личности,
  • самоконтроля и самооценки выполненной работы и своей деятельности на уроке,
  • коммуникативных навыков,
  • настойчивости в поисках решения задач,
  • активной позиции,
  • умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.
     На уроках РТВ с элементами ТРИЗ учащиеся овладевают определённой суммой знаний, учатся применять их в любых условиях, в том числе и в нестандартных, выдвигают идеи, находят решения мыслительных задач.
 
   Дидактические принципы обучения
  1. Целенаправленное развитие каждого ребёнка.
  2. Сознательность.
  3. Доступность учебного материала.
  4. Последовательность.
  5. Использование межпредметных связей.
  6. Преемственность в обучении.
  7. Реализация дидактических условий обучения.
      Формы организации познавательной деятельности учащихся
  Формы организации познавательной деятельности учащихся могут быть самыми разнообразными:
  • фронтальная  (классная),
  • групповая,
  • коллективная,
  • индивидуальная.
     Методы обучения
  В процессе обучения можно использовать всё многообразие методов и приёмов обучения: беседу, спор, игру, самостоятельную работу, выполнение практических упражнений и заданий, решение проблемных ситуаций и др.
       Планируемые результаты освоения курса
 К концу четвёртого класса учащиеся должны знать:
– приёмы фантазирования «дробление–объединение»,  «ускорение-замедление», «смещение во времени»;
– методы «снежного кома» и «золотой рыбки»;
– методы «фантастического сложения» (произвольный префикс) и фантастического вычитания (Робинзона Крузо);
– способ разрешения проблемных ситуаций при помощи ресурсов;
– способы применения «системного оператора» для разрешения проблемных ситуаций;
– триаду ТРИЗ: техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие;
– приёмы (принципы) устранения противоречий: дробление, объединение, матрёшка,  копирование, наоборот, выход в другое измерение, обратить вред в пользу, использование гибких оболочек и тонких плёнок, посредник, самообслуживание; принципы предварительного действия и заранее подложенной подушки.
      Учащиеся должны уметь:
– применять изученные приёмы фантазирования для создания фантастических сюжетов и разрешения реальных проблемных ситуаций;
– применять методы «снежного кома» и «золотой рыбки» для анализа и синтеза фантастических произведений;
– применять метод «Робинзона Крузо» для поиска ресурсов;
– использовать системный оператор для фантазирования и решения задач;
– строить схему «пара технических противоречий» для проблемных ситуаций;
– определять идеальный конечный результат для любого технического противоречия;
– формулировать физическое противоречие для удовлетворения идеального конечного результата.
– узнавать в готовых решениях изученные приёмы (принципы) устранения технических противоречий);
– находить идеи разрешения  противоречий при помощи изученных приёмов (принципов) разрешения противоречий.
    Курс обучения изложен в методических руководствах для учителя, снабжённых рабочими тетрадями для учеников.
В целом, экспериментальные данные свидетельствуют о позитивном влиянии этих уроков  на младших школьников и подтверждают, что РТВ с элементами ТРИЗ может использоваться как эффективный инструмент формирования творческих способностей учащихся.
      Итак, можно сделать вывод,  что в процессе преподавания РТВ и ТРИЗ создаются такие условия, при которых у детей повышается мотивация к обучению, уверенность  в себе и коммуникативная компетентность. Ускоренными темпами идёт развитие познавательной сферы и общей личностной зрелости.
     На уроках: дети свободно излагают свои мысли, придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи, в том числе и лимерики (весёлые стихи-нелепицы), фантазируют на заданную тему с помощью различных методов и приёмов фантазирования, изменяют предметы, добавляя или исключая какие-либо их части, объединяют предметы в единое целое, комбинируют части предметов с целью получения новых объектов, не существовавших ранее, высказывают свои предположения, гипотезы по поводу прогнозирования будущего и причин возникновения предложенной учителем ситуации, разрешают проблемные ситуации, решают нестандартные задачи, предлагают различные варианты решения и выбирают среди них лучшие, способны видеть у предметов противоречивые свойства и действия, справляются  с противоречивыми требованиями к выполнению заданий, охотно выполняют творческие задания.
Что же дают эти занятия детям?
 Во-первых, по определению, даёт знания приёмов и методов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения проблемной ситуации, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок, идеи по устройству объектов техники и т. д.
 Во-вторых, это регулярная тренировка творческого мышления, практика решения большого количества изобретательских задач. Даже если не сам ребёнок решает, он от товарищей набирает большой объём вариантов решений, которые в дальнейшем служат ему аналоговой базой для самостоятельного решения.
   В-третьих, на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая компетентность (способность применять знания в реальных ситуациях), которую наконец-то востребовало общество как результат образования.
Что даёт этот урок учителю?
 Во-первых, знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем.
 Во-вторых, развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления.
   В- третьих, воспитывает в нас готовность к восприятию нового.
   В-четвёртых, это обеспечивает профессиональный рост.
   В-пятых, это просто очень интересно!
   Считаю, что систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.
 
 
Литература
 
1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.
2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у до школьников. – Саратов, 2001.
4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. – № 4.
5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.