С нами 15717 учителей, 5389 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формирование читательской компетентности младших школьников посредством внеурочной деятельности (из опыта работы)"

Гордеева Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Сергачская СОШ №6»
г. Сергач Нижегородская область


 
Формирование читательской компетентности
младших школьников посредством внеурочной деятельности
(из опыта работы)

 
 «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»
                                                                                  В.А. Сухомлинский.
  С позиции ФГОС НОО читательская компетентность подразумевает:
  • владение техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знание книг и умение их самостоятельно выбирать,
  • сформированность духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания,
  • осознание себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средству самообразования.
   Читательская компетентность формируется не только на уроках, большую роль играет система внеурочной работы по данному направлению. С ростом уровня сформированности читательской самостоятельности повышается интеллектуальный и творческий потенциал личности, расширяется читательский кругозор, и как результат появляется потребность в чтении.
   Развитию читательского кругозора младших школьников и умения выбирать книги самостоятельно способствует посещение библиотеки. Мои ученики являются активными читателями школьной и районной библиотеки, библиотечных часов и книжных выставок, ведение читательских дневников.
    Мои учащиеся участники исследовательских проектов по литературному чтению на площадке Глобаллаб. Темы проектов: «Любимые сказочные герои»,
«В гостях у Маршака», «Читаем Чуковского», «Океан сказок», «Где есть место волшебству», «Книга волшебных сказок», «Дружба в литературе».
У каждого участника персональные знаки отличия. Мы отправились в путешествие по сказочной стране! Прочитали старые и сочинили новые сказки, нарисовали свои иллюстрации волшебных сказок.
   Любовь к сказке прививает и активное участие в жизни кукольного кружка «В гостях у сказки», мы выступаем перед юными зрителями с кукольными спектаклями «Заюшкина избушка», «Грибок-теремок», "Три медведя", "Маша и Медведь".
Кукольные спектакли помогают детям полюбить книги и чтение, и играют большую роль в воспитании культуры чтения. Работа над кукольным спектаклем – это такой вид творчества, который объединяет читателей в единый коллектив. Воспитываются такие важные качества как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. Слаженная и дружная работа над чтением книги и последующая постановка спектакля объединяет ребят.
Кукольный театр делает жизнь читателей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. 
 Совместная работа способствует дружбе, сплочению коллектива,  сопереживанию и работе с текстом, осмыслению текста, умению его обыграть и соприкоснуться с ним, а это очень важно.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. У детей формируется умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Он поможет построить мостик между книгой и ребёнком, а нам будет всегда хорошим помощником в работе и общении с детьми. Выступаем перед ГПД, 1-2 классом. Ребята с уловольствием участвуют в репетициях и выступлениях.
Изготовление настольного и пластилинового театра, книжек-малышек.
   Владению приемами понимания прочитанного произведения способствует  участию обучающихсяв различных конкурсах, викторинах и акциях.
Мы приняли участие в  Муниципальном  этап областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Мир книги», конкурсе семейной фотографии «Блюдо для литературного героя», межрегиональной сетевой акции «Читаем книги Н.Носова», межрайонной сетевой просветительской акции «Читаем книги Шуртакова», посвященная дню рождения писателя, викторинах «Мир сказок А.С.Пушкина», «В мире волшебных сказок», «В царстве русских сказок».
   Воспитание грамотного читателя дело трудное, и без помощи родителей обучающихся здесь не обойтись. Совместно с родителями в классе регулярно проводятся литературные праздники, игры.
Формирование положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения, стимулирующих их читательскую активность, обеспечивает эффективность формирования основ читательской компетентности младших школьников.
 
Источники
1.Азизова, З.Ф. Формирование у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного спектакля / З.Ф. Азизова // Воспитание школьников. – 2012. - №4. – С.44-47.
2.Безымянная, О. Школьный театр / О. Безымянная. – М.: Рольф, 2001С.3-6.
3.Одегова В.Ф. Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников // Нижегородское образование. – 2015. - №1. – с. 110-118.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Отличная статья, ведь не секрет, что современные школьники стали мало читать. Прививать интерес к чтению нужно именно с начальных классов.Ведение читательских дневников, посещение библиотек, кукольный театр - всё это приобщает и развивает интерес к чтению.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 19.10.2020 в 17:26  
#2 Спасибо за ваш отзыв!
Наталья Гордеева, дата: 30.11.2020 в 23:17  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.