
Статья "Индивидуальный образовательный маршрут: структура, особенности составления"
Автор: Онищук Елена Маратовна,
учитель математики МАОУ г. Хабаровска
«Средняя школа № 3», г. Хабаровск,
Хабаровский край
Нынешнее состояние образования характеризуется необходимостью поиска наиболее эффективных форм образовательной деятельности, которые смогли бы проявить и раскрыть способности ребенка, развить те положительные качества, которыми ребенок уже обладает. Создание условий для проявление этих качеств, их развития является важным аспектом в работе педагога. Индивидуализация образования позволяет максимально учесть индивидуальные особенности ученика, выявить проблемные моменты в его знаниях, активизировать желание выразить себя через приобретение новых знаний, компетенций.
Если работа с одаренными детьми носит четкий, яркий характер в плане разнообразия форм работы, то работа с детьми, имеющими недостаточный уровень успешности, на мой взгляд, является ювелирной работой со стороны учителя. И это именно тот момент, когда индивидуализация работы должна быть особенно продуманной, имеющей ненавязчивые, но притягательные инструменты, способные вовлечь ученика в глубокую и содержательную учебную деятельность. Для эффективности такой работы составление индивидуального образовательного маршрута является важной составляющей частью. Именно индивидуальный образовательный маршрут позволяет с минимальной точностью реализовать личностно – ориентированный подход, определить личную траекторию развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
При составлении индивидуального образовательного маршрута педагог должен учитывать уровень индивидуальные возможности и способности ребенка, т.е. его уровень готовности к освоению материала. Но вместе с тем, в настоящее время применяют и такие понятия как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный ученый план», которые требуют четкого понимания в плане отличия и сходства.
учитель математики МАОУ г. Хабаровска
«Средняя школа № 3», г. Хабаровск,
Хабаровский край
Индивидуальный образовательный маршрут: структура, особенности составления
Нынешнее состояние образования характеризуется необходимостью поиска наиболее эффективных форм образовательной деятельности, которые смогли бы проявить и раскрыть способности ребенка, развить те положительные качества, которыми ребенок уже обладает. Создание условий для проявление этих качеств, их развития является важным аспектом в работе педагога. Индивидуализация образования позволяет максимально учесть индивидуальные особенности ученика, выявить проблемные моменты в его знаниях, активизировать желание выразить себя через приобретение новых знаний, компетенций.
Если работа с одаренными детьми носит четкий, яркий характер в плане разнообразия форм работы, то работа с детьми, имеющими недостаточный уровень успешности, на мой взгляд, является ювелирной работой со стороны учителя. И это именно тот момент, когда индивидуализация работы должна быть особенно продуманной, имеющей ненавязчивые, но притягательные инструменты, способные вовлечь ученика в глубокую и содержательную учебную деятельность. Для эффективности такой работы составление индивидуального образовательного маршрута является важной составляющей частью. Именно индивидуальный образовательный маршрут позволяет с минимальной точностью реализовать личностно – ориентированный подход, определить личную траекторию развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
При составлении индивидуального образовательного маршрута педагог должен учитывать уровень индивидуальные возможности и способности ребенка, т.е. его уровень готовности к освоению материала. Но вместе с тем, в настоящее время применяют и такие понятия как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный ученый план», которые требуют четкого понимания в плане отличия и сходства.
Термин | Явление |
Индивидуальная образовательная программа | Программные представления ученика об образовательной деятельности, о ее содержании, о взаимодействии с учениками и учителями. |
Индивидуальная образовательная траектория | Конкретный результат, свершившееся событие. Личный смысл ученика в освоении содержания образования. |
Индивидуальный образовательный маршрут | Составленная педагогом в определенном порядке последовательность компонентов содержания образования. |
Индивидуальный учебный план | Набор учебных предметов, которые выбраны для изучения тем или иным учеником из учебного плана школы. |

- Ресурсными возможностями педагога;
- Интересами, особенностями, ожиданиями ученика и его родителей;
- Возможностями удовлетворить образовательные потребности или возможностью педагога заинтересовать ученика образовательной деятельностью.
- Цель;
- Содержание;
- Технологии и методики;
- Диагностическое сопровождение;
- Педагогическое сопровождение.
В своей работе я применяю следующую, разработанную мной, форму индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут по
______________________
указание учебного предмета
ученика ____ класса __________________________
учреждение
__________________________________
ФИО обучающегося
(202__/202__ уч.г.)
Тема | Цель | Номера/задания, рекомендуемые для выполнения | Рекомендуемые сроки выполнения | Подпись обучающегося о прохождении маршрута с указанием сроков |
Зачетная работа с указанием номеров заданий и источника | Срок проведения | Отметка | Подпись учителя, расшифровка | Подпись обучающегося С результатом работы ознакомлен (а) |
(Зачетная работа прилагается)
Итак, индивидуальный образовательный маршрут – метод обучения, который помогает ликвидировать пробелы в знаниях, заинтересовать обучающегося тем или иным учебным предметом, повысить мотивацию к учебному предмету и, как следствие, получить выпускника, способного применить полученные знания на практике, что является одной и основных целей обучения.
Источник:
Н.А.Будаева, Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. [Электронный ресурс] Режим доступа https://spbschool553.com/разработка-и-оформление-индивидуаль/
Другие статьи
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- «Облако слов» сетевого сервиса Web 2.0 в образовательном процессе (из опыта работы)
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
- Эффективные формы взаимодействия семьи и школы – залог успеха учебно- воспитательного процесса в специальном(коррекционном) образовательном учреждении интернатного типа
- Советы родителям будущих первоклассников
- Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников
- Моё призвание - учитель
- Из истории Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале ХХ века.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии

#1 Елена Маратовна, спасибо за актуальную и полезную статью. Выпустить из школы ученика,который способен применить свои знания на практике,- это главная цель любого учителя -предметника и школы в целом.
Ирина Щербакова, дата: 06.08.2020 в 8:16

#2 Елена Маратовна, материал очень актуальный и своевременный! Спасибо, что делитесь своими наработками!
Юлия Пасынок, дата: 10.08.2020 в 9:13
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.