С нами 15035 учителей, 5190 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Мой опыт работы с родителями"

Автор: Абраконова Маргарита Вячеславовна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
МБОУ «Храбровская СОШ»
Гурьевского городского округа
Калининградской области
 
 
Мой опыт работы с родителями 
 
 Вступление
 
                Одной из важнейших проблем современного российского общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Существенным негативным фактором является то, что сегодня активными родителями являются люди, проходившие личностное становление в 90-е годы XX века, которые в силу специфики общественно-политических событий того периода не получили достаточного опыта семейного воспитания.  Поэтому необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства. 
               Для достижения целей необходима выработка не только единых методических и содержательных подходов на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации, но и создания общенациональных новых форм трансляции психолого-педагогических знаний в родительскую среду.
              Просвещение родителей – это форма дополнительного образования взрослых, основной целью которой является формирование навыков формулировки и самокорректировки родительской позиции.
              Цель просвещения родителей – создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования. 

 
 Актуальность просвещения родителей
 
                Актуальность развития просвещения родителей определяется перспективной возможностью решения целого ряда проблем: 
- необходимость развития родительских компетенций, в том числе по вопросам  требований к современному образованию, к роли школьного воспитания и обучения в становлении личности ребенка;
- наличие значительной дистанции в отношениях между родителями и школой и необходимости их активизации;

 
«Инструменты» работы с родителями.
 
               Некоторые методы общения с родителями являются инструментами информирования: они просто позволяют учителю оперативно отправлять информацию.
              Другие же являются инструментами двусторонней связи, которые способствуют взаимодействию и позволяют родителям отвечать.
 
К односторонним «инструментам вещания» для обмена информацией относятся:
 
Ежемесячные информационные бюллетени, созданные учениками
 
         Этим инструментом начинаю пользоваться лишь в третьем классе, так как дети уже достаточно свободно излагают свои мысли.
         Информационный бюллетень может быть распечатан для отправки домой с учениками. А может быть создан в цифровом формате для отправки по электронной почте родителям. Или создан для размещения на защищённом веб-сайте или в системе управления школьным обучением. В нашем случае это Электронный журнал и закрытая группа во «Вконтакте».
           Когда я привлекаю учеников к созданию информационного бюллетеня, то не только создаётся более ценный (и интересный) контент для родителей. Это помогает ученикам развивать практические навыки в области письма и публикации.
            
Еженедельные электронные письма/сообщения
 
           Стараюсь сделать это письмо как можно более простым: простой маркированный список наиболее важных фактов, которые должны знать родители, можно написать за 5 -10 минут без лишних вступлений и увещеваний - сразу к делу.   Пятничный день после работы - самое время для написания и отправки этих еженедельных итоговых электронных писем/сообщений
      Сохраняю весь контент в месте, из которого могу легко копировать/вставлять информацию в следующем году, чтобы потом не пришлось переписывать всё с нуля.
          Существует много видов инструментов и приложений для хранения и организации информации (я пользуюсь приложением  Evernote). Идея в том, чтобы хранить все шаблоны писем/сообщений за год в одном месте.
 
Инструменты для двусторонней связи для упрощения связи с родителями
 
        Помимо возможности рассылать родителям обновления информации, касающейся всего класса, важно также создать им условия, при которых они могли бы делиться информацией с вами, отвечать вам.
Чем более развитую структуру я предоставляю, тем меньше времени трачу, пытаясь угнаться за всеми полученными родительскими сообщениями во всех возможных ресурсах, которые удобны им.
           Гораздо проще отслеживать и контролировать переписку с родителями, когда большая ее часть идет через один инструмент связи, чем иметь дело с 4 электронными письмами, 2 голосовыми сообщениями, 3 рукописными заметками и импровизированным родительским собранием, информацию после которого надо держать в голове в конце дня.
           А телефонные разговоры вообще сейчас под большим сомнением, поскольку потом вы не сможете никому доказать, что именно вы говорили этому “трудному родителю”, и как именно он вам ответил.
Поскольку мы хотим, чтобы все родители использовали один инструмент для основного общения с учителем, важно выбрать инструмент, который отвечает большинству их потребностей, и помочь им узнать, как его использовать.
           Я в качестве такого инструмента использую ВК, WhatsApp, Viber.
           Главная проблема “родительских чатов” в том, что их невозможно контролировать: рано или поздно они начинают жить своей жизнью – уже нельзя управлять этими сообщениями, а действительно важные уведомления теряются в каше негатива и “А что нам задали?” и “А почему у нас “4”?
         Кроме того, использование отдельного сервиса для общения с родителями поможет провести чёткую границу между школой и личной жизнью.
         Важно не приучать родителей ожидать, что учитель будет проверять свой телефон в течение всего дня и сразу же отвечать на их сообщения. В течение рабочего времени мой приоритет-помочь всем детям класса учиться, и мое внимание должно сосредоточиться здесь. И родителям следует это знать. Я выделяю время на то, чтобы ответить на сообщения в конце рабочего дня перед уходом домой.
По вечерам и выходным мой приоритет - моя семья.
          Даже если есть родители с ограниченным доступом к интернету или компьютеру, думаю, что почти у 100% из них есть возможность обмена текстовыми сообщениями и функции электронной почты на телефонах, и они могут получить доступ к Wi-Fi, где угодно. Да и на смартфонах сейчас у всех есть интернет даже вне дома.
            Какой бы способ общения я ни выбрала, нужно быть готовой  к тому, что некоторые родители могут игнорировать инициативу учителя и не захотят использовать инструменты, которые я предлагаю.
Это просто жизненный факт: независимо от того, насколько лёгким сделается весь процесс, всё равно найдутся те, кто решит не использовать ресурс.
           Другие родители могут воспринять новое в штыки, и по-прежнему будут настаивать на ежедневных телефонных звонках и индивидуальных отчётах и личных беседах об успехах своих детей, потому что "вы должны", и им "так удобно".
        С самого начала надо сосредоточиться на том, чтобы внедрить единое средство общения с родителями всего класса.
           Вот что важно сделать: сразу, в самом начале просто принять тот факт, что не все родители будут участвовать, и не все родители оценят усилия учителя. Учитель не должен принимать это на свой счёт и разочаровываться их ответом.
          Продолжать задуманное, не отказываясь от своего плана. Делиться информацией и приглашать семьи участвовать в новых процессах.
          Сосредоточиться на родителях, которые ценят усилия учителя и получают удовольствие, увидев, что вы выполняете свою работу превосходно и действительно стараетесь.
 
Эффективные способы организации собраний и грамотного планирования своего времени
 
             Не обязательно встречаться со всеми родителями сразу в строго утвержденную дату родительского собрания, даже если она уже официально назначена. Попытка встретиться со всеми семьями за один день очень истощает, а для начинающих учителей это практически невыполнимая задача. Мы, скорее всего, обнаружим, что кто-то из родителей “не могу сегодня, можно я завтра к вам индивидуально подойду…”, и в итоге родительские собрания заканчиваются тем, что перетекают в мини-собрания с отдельными родителями или группой энтузиастов в течение следующих недель, а порой почти ежедневно.
          Возникает ощущение, что у тебя совершенно не остается времени для планирования уроков или чего-то еще, потому что постоянно встречаешься с родителями!
         Я в своем классе выбрала вариант встреч с родителями по четвергам на второй и четвертой неделе месяца, так называемый «родительский офис».
         Я воспринимаю эти дни как «время наверстывания упущенного» или «буферную неделю», когда я, наконец, запланировала время для тех небольших и несрочных задач, накопившихся за какой-то период.
 
Быстрое документирование контактов с родителями и их организация
 
          Сейчас идет много разговоров о необходимости уменьшения лишних бумажных документов, которые не нужны. Но время, потраченное на документирование общения с родителями, полностью оправдано, потому что это избавляет от лишнего стресса. Это позволит при необходимости доказать, что вы выполнили свою работу качественно, даже если родитель заявляет, что не был проинформирован о чем-то важном.
            Я веду журнал общения, который является просто записью моей версии общения с родителями. Но его наличие позволяет вспомнить, что было сказано и когда, все детали разговора.
            При необходимости, например, по запросу администрации щколы, я могу распечатать этот журнал.
        
Общение с родителями во внеклассной жизни
 
           С родителями мы общаемся очень тесно. Они мои первые помощники во всех делах. В моем классе учатся дети из разных этнических групп, разных культур. И, чтобы найти общий язык со всеми, пришла идея провести фестиваль «Мы разные, но мы вместе». Во время подготовки и проведения фестиваля ребята с удивлением узнавали об особенностях и традициях разных народов, пробовали блюда национальной кухни, приготовленные их родителями, исполняли национальные песни и танцы.
          Семейный праздник «Моя семья- мое богатство» был направлен на то, чтобы сплотить родителей и детей класса, понять, как здорово вместе работать и отдыхать.
         Очень часто родители предлагают помощь в сопровождении класса на экскурсии в музеи. И, конечно же, превращают наше классное помещение в комфортное место для учебы и отдыха, помогая производить ремонт.
          А родительские собрания нередко проходят у нас за круглым столом, где мы видим глаза друг друга. Обсуждаемые вопросы на собраниях позволяют родителям поразмышлять о себе, о детях, о своих взаимоотношениях с ними. Иногда проводим совместные собрания с детьми. Нередко на них мы приглашаем учителей – предметников, психолога, где даются консультации для нуждающихся в них. Наша совместная деятельность приводит к тому, что улучшаются отношения между детьми, выравнивается учеба.
             В 2018 году наша школьная жизнь прошла в написании Книги класса. Это значимый социальный проект, организованный в рамках Всероссийской школьной летописи издательством «Живая классика».
          Написание книги о самих себе – короткие рассказы, сказки, истории, воспоминания. И пусть эти рассказы и воспоминания по-детски наивны, просты, но в них сама жизнь в деталях. И это дорогого стоит! В этом огромную помощь детям и мне оказали родители. Ведь кто, как не они, смогли направить, организовать и упорядочить мысли своих детей? За что им  всем огромное спасибо!
         Получая книги в твердой обложке на выпускном вечере, дети не скрывали своих чувств. Они бережно перелистывали страницы о своей жизни в школе и не только. Громко обменивались впечатлениями от увиденного. И родители, не верившие в результат, и не представлявшие до конца масштабности проекта, также были впечатлены. Некоторые даже до слез.
 
Заключение
 
        Еще французские просветители 18 в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации.           
            Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде.  Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это – семья.
           Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.
         Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
 
Используемые источники:
  1. Материалы Школы «Учитель в порядке» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teachers-ok.ru/
  2. Методические рекомендации для классных руководителей, социальных педагогов, вожатых и других педагогических работников, занимающихся воспитательной работой
по организации и проведению мероприятий для обучающихся и их родителей по популяризации и формированию семейных ценностей в среде обучающихся образовательных заведений.      [Электронный ресурс] г. Москва, 2018г. Режим доступа: http://school30.my1.ru/VR/formirovanie_semejnykh_cennostej.pdf
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Статья очень интересная, работа с родителями, общение учителя: учитель, ребёнок и родители всегда были на первом месте. В статье представлен очень богатый опыт работы, привлекает внимание "Книга класса". Спасибо, желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 28.09.2020 в 17:12  
#2 Людмила Петровна, благодарю за комментарий. Работа с родителями для любого классного руководителя очень важна. Результативное общение учителя и родителя-залог комфортного пребывания ребенка в стенах школы, как минимум. А максимум-залог успешного обучения.
Маргарита Абраконова, дата: 28.09.2020 в 22:36  
#3 Маргарита Вячеславовна, Вы правы, ребёнок будет комфортно себя чувствовать.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 29.09.2020 в 9:00  
#4 Маргарита Вячеславовна, а мне понравился Ваш опыт в создании "родительского офиса". Обязательно порекомендую Вашу статью своим классным руководителям, хотя некоторые приёмы и методы, представленные Вами в статье, они, конечно, используют. Спасибо Вам за Ваш актуальный материал!
Татьяна Медведева, дата: 04.10.2020 в 13:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.