Статья "Статья «Создание мотивации на уроках информатики через использование облачных технологий»"
Наталья Коротаева
01.11.2020
2488
1
ИКТ
Автор: Наталья Егоровна Коротаева
учитель информатики, высшей
квалификационной категории
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Нижневартовский район ХМАО
Обучение становится личностно - ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития.
Значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением учащегося в деятельность, их любовь к социальным сетям и вообще, к виртуальной реальности.
Со стороны родителей есть положительные моменты, они видят, что домашний компьютер используется для обучения и развития ребенка, а не только для общения в социальных сетях. Web - серфинг в сети Интернет превращается в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута.
Использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно - образовательную среду, соответствующую требованиям ФГОС нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий:
познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- постановка и формулировка проблемы;
- моделирование;
регулятивные УУД:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
личностные УУД:
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение строить логические рассуждения и делать выводы;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- планирование и регуляция деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической речью [2].
Список использованной литературы:
1. Заславская О. Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230). – С. 45-50.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – 2010. - URL:минобрнауки.рф/документы/938.
3. Культяева Н. Л. Использование облачных технологий на уроках информатики/ Итоговая работа. Самара. – 2014.
учитель информатики, высшей
квалификационной категории
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Нижневартовский район ХМАО
Создание мотивации на уроках информатики через использование облачных технологий
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Компьютер завораживал обучающихся тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Сейчас мы наблюдаем картину, что компьютер стал фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. На уроках информатики, можно услышать слова «Я не буду это учить и выполнять, потому что это никогда не понадобится». Но наука шагнула вперед!
Для создания мотивации можно использовать облачные технологии, которые позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней через активное использование в учебно - воспитательном процессе.
Выбор применения облачных технологий в образовательном процессе, а именно, на уроках информатики, обоснован [3]:
- расширением возможности представления учебной информации;
- возможностью коллективной (групповой) работы с созданным документом, как в классе, так и за его пределами;
- работать в облаке можно из любой точки, где есть доступ в сеть Интернет;
- для работы в облаке не требуется наличия на компьютере особого программного обеспечения;
- доступ к образованию детей с ограниченными возможностями (дистанционное обучение).
На уроках информатики можно использовать облачные сервисы Google – это один из вариантов сервисов Web 2.0, они просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей, как для обучающихся, так и для учителей. Целесообразно использовать следующие возможности сервиса Google Docs:
• Google Документ (написание совместных текстовых работ, проведение проверочных работ, работа над совместными творческими проектами, создание школьной газеты, выполнение домашнего задания и др.);
• Google Презентация (подготовка презентации для своего выступления, на уроках – создание коллективной презентации по определенной теме, где каждый обучающийся может оформить определенный слайд, отвечая на конкретный вопрос (находит его в учебной литературе или интернете) и др.);
• Google Таблицы (создание кроссвордов или проведение исследования на уроке, создание сводной ведомости результатов работы обучающихся и др.);
• Google Форма (создание тестов для проверки знаний, анкетирования; возможен сбор ответов учащихся на задания, что позволяет педагогу проверять задания в удобное для него время; к тому же, педагог может проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность обучающихся);
• Google Сайты (создание коллективных интернет - страниц, интернет-сайтов);
• Google Диск (бесплатный сервер для хранения файлов, обмен файлами, неограниченное время хранения) [1].
Необходимо отметить, что наряду с «плюсами» использования облачных технологий в образовательном процессе существуют и «минусы». Пользование ресурсами подразумевает высокую степень зависимости от сервисов сторонних производителей:
- зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний (подключение к сети Интернет);
- уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учетных записей блогов);
- серьезнейшим недостатком сервисов, где контент касается социально - значимых вопросов и допускаются пользователи под псевдонимами и анонимно, все чаще становится «затопление вздором» (английский термин BS-flooding; создание фейковых аккаунтов).
Кроме этого есть и ограничения применения технологии:
- наличие компьютеров на уроке, число которых должно соответствовать числу обучающихся;
- для получения качественных услуг необходимо иметь надежный и быстрый доступ к сети Интернет;
- время работы за компьютером регламентировано нормами СанПиН;
Для создания мотивации можно использовать облачные технологии, которые позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней через активное использование в учебно - воспитательном процессе.
Выбор применения облачных технологий в образовательном процессе, а именно, на уроках информатики, обоснован [3]:
- расширением возможности представления учебной информации;
- возможностью коллективной (групповой) работы с созданным документом, как в классе, так и за его пределами;
- работать в облаке можно из любой точки, где есть доступ в сеть Интернет;
- для работы в облаке не требуется наличия на компьютере особого программного обеспечения;
- доступ к образованию детей с ограниченными возможностями (дистанционное обучение).
На уроках информатики можно использовать облачные сервисы Google – это один из вариантов сервисов Web 2.0, они просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей, как для обучающихся, так и для учителей. Целесообразно использовать следующие возможности сервиса Google Docs:
• Google Документ (написание совместных текстовых работ, проведение проверочных работ, работа над совместными творческими проектами, создание школьной газеты, выполнение домашнего задания и др.);
• Google Презентация (подготовка презентации для своего выступления, на уроках – создание коллективной презентации по определенной теме, где каждый обучающийся может оформить определенный слайд, отвечая на конкретный вопрос (находит его в учебной литературе или интернете) и др.);
• Google Таблицы (создание кроссвордов или проведение исследования на уроке, создание сводной ведомости результатов работы обучающихся и др.);
• Google Форма (создание тестов для проверки знаний, анкетирования; возможен сбор ответов учащихся на задания, что позволяет педагогу проверять задания в удобное для него время; к тому же, педагог может проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность обучающихся);
• Google Сайты (создание коллективных интернет - страниц, интернет-сайтов);
• Google Диск (бесплатный сервер для хранения файлов, обмен файлами, неограниченное время хранения) [1].
Необходимо отметить, что наряду с «плюсами» использования облачных технологий в образовательном процессе существуют и «минусы». Пользование ресурсами подразумевает высокую степень зависимости от сервисов сторонних производителей:
- зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний (подключение к сети Интернет);
- уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учетных записей блогов);
- серьезнейшим недостатком сервисов, где контент касается социально - значимых вопросов и допускаются пользователи под псевдонимами и анонимно, все чаще становится «затопление вздором» (английский термин BS-flooding; создание фейковых аккаунтов).
Кроме этого есть и ограничения применения технологии:
- наличие компьютеров на уроке, число которых должно соответствовать числу обучающихся;
- для получения качественных услуг необходимо иметь надежный и быстрый доступ к сети Интернет;
- время работы за компьютером регламентировано нормами СанПиН;
- недостаточное количество времени у педагогов для подготовки к урокам.
Однако этот «риск» оправдан, с внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс, происходит формирование новых, более эффективных образовательных технологий, которые способствуют воспитанию всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь осознанно выбирать свой профессиональный путь и быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни.
При использовании в образовательном процессе возможностей облачных технологий, можно увидеть ряд преимуществ. Прежде всего, это возможность организации совместной продуктивной деятельности школьников. Теперь они имеют возможность создавать коллективные документы, работать над совместными творческими проектами. И сегодня увлечены сотворчеством... и учащиеся, и педагоги...
Именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа.Однако этот «риск» оправдан, с внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс, происходит формирование новых, более эффективных образовательных технологий, которые способствуют воспитанию всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь осознанно выбирать свой профессиональный путь и быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни.
При использовании в образовательном процессе возможностей облачных технологий, можно увидеть ряд преимуществ. Прежде всего, это возможность организации совместной продуктивной деятельности школьников. Теперь они имеют возможность создавать коллективные документы, работать над совместными творческими проектами. И сегодня увлечены сотворчеством... и учащиеся, и педагоги...
Обучение становится личностно - ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития.
Значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением учащегося в деятельность, их любовь к социальным сетям и вообще, к виртуальной реальности.
Со стороны родителей есть положительные моменты, они видят, что домашний компьютер используется для обучения и развития ребенка, а не только для общения в социальных сетях. Web - серфинг в сети Интернет превращается в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута.
Использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно - образовательную среду, соответствующую требованиям ФГОС нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий:
познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- постановка и формулировка проблемы;
- моделирование;
регулятивные УУД:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
личностные УУД:
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение строить логические рассуждения и делать выводы;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;
- планирование и регуляция деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической речью [2].
Список использованной литературы:
1. Заславская О. Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230). – С. 45-50.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – 2010. - URL:минобрнауки.рф/документы/938.
3. Культяева Н. Л. Использование облачных технологий на уроках информатики/ Итоговая работа. Самара. – 2014.
Другие статьи
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичными детьми
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Я-учитель
- Психологические особенности учителя и учеников при изучении учебных дисциплин
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
- Методики изучения детей с отклонениями в развитии
- Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения учебной мотивации детей с задержкой психического развития в начальной школе в классно – урочной системе
- Базовые понятия информатики и ИТ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Хорошая статья. В современном мире использование новшеств - явление повсеместное и где, как не в школе и именно на уроках информатики учить ребят использовать различные сервисы. Знаю, что хороший эффект использования облачных технологий прослеживается и при организации исследовательской и проектной деятельности школьников.
Елена Маратовна Онищук, дата: 16.07.2021 в 15:25
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.