Статья "Формирования познавательной активности у студентов СПО при изучении специальных дисциплин"
Елена Кулыгина
03.03.2021
2279
0
Мотивация учащихся
Кулыгина Елена Ивановна
преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ "Промышленно-технологический
колледж", г. Мичуринск Тамбовская область
преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ "Промышленно-технологический
колледж", г. Мичуринск Тамбовская область
Формирования познавательной активности у студентов СПО при изучении специальных дисциплин
Основой развития познавательной активности у студентов СПО является использование преподавателем специальных дисциплин активных форм обучения. Активные формы обучения, по моему мнению, развивают у студентов самостоятельность и интерес к изучаемому материалу.
Для развития познавательной активности у студентов, при объяснении нового материала или при проверке усвоения пройденного, на своих занятиях стараюсь использовать различные методы.
Словесный метод – это не только лекции, но и индивидуальные, и групповые беседы со студентами.
Из личного опыта могу сказать, что банальная традиционная форма проведения лекций, на которой преподаватель надиктовывает материал, а слушатели его только автоматически записывают, не способствует формированию познавательной активности у студентов.
На своих занятиях стараюсь активно общаться со студентами, использую наглядные методы обучения (таблицы, презентации), привожу примеры из своего профессионального опыта.
Но наиболее эффективным способом выстраивания отношений со студентами на своих занятиях считаю способ живого общения – дискуссий, обсуждений.
Опираясь на свой педагогический опыт, могу выделить следующие признаки, влияющие на взаимоотношения преподавателя со студентами:
- грамотная организация учебного процесса;
- активно-положительный стиль взаимоотношений студентов и преподавателя при решении учебных задач; взаимное доверие;
- стимулирование педагогам интересов студентов, их самостоятельности, практической инициативы, творчества;
- исключение, при взаимоотношениях преподавателя со студентами, принуждения, пассивного восприятия учащимися готовой информации;
- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Не меньшее влияние на учебно-познавательную деятельность оказывают и познавательные интересы учащихся.
Опираясь на собственный опыт работы в колледже, могу выделить следующие мотивы успешного обучения студентов:
- непосредственный интерес к содержанию учебного предмета;
- интерес, основанный на успехе в изучении предмета, склонностях к его изучению;
- связь предмета с будущей трудовой деятельностью;
- положительное влияния личности преподавателя, его качеств.
При обучении студентов колледжей, для развития их познавательной активности, необходимо внедрение новых образовательных технологий, соответствующих уровню развития общества.
Используя компетентностный подход при обучении студентов, преподаватель акцентирует внимание на конечном результате, при котором особенно важна не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентностный подход способствует формированию и развитию познавательной активности студентов, их самостоятельной деятельности и личной ответственности за конечный результат обучения.
Проблемно-ориентированное обучение, основанное на процессе поиска решения специально сформулированной проблемы, активно используется в учебном процессе нашего колледжа. В своей работе со студентами, проблемы при закреплении пройденного материала, стараюсь составлять так, чтобы они в процессе ее решения неизбежно обращались к теоретическому материалу, который требуется усвоить по программе.
Таким образом, преподаватель уже не дает информацию и знания, которые студенты потом должны как-то научиться применять, а задает проблему и выступает в роли помощника, который координирует дискуссию по решению проблемы на занятии и подсказывает при необходимости, куда учащимся стоит обратиться, чтобы прийти к решению проблемы. Необходимую литературу студенты осваивают самостоятельно, а на занятиях занимаются уже решением поставленной преподавателем проблемы.
Практико-ориентированное обучение в колледже, в отличие от традиционного образования, направлено на приобретение кроме знаний необходимых профессиональных умений и навыков - опыта практической деятельности.
Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
Преподаватель, при взаимодействии со студентами, должен способствовать поэтапному формированию и развитию познавательной деятельности у студентов во время аудиторных занятий. Работу нужно начинать с адаптации студентов к образовательному пространству, параллельно формируя у них понимание социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками. Только в этом случае у обучающего можно сформировать и развить познавательную активность при усвоении учебного материала. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Литература:
1. Антипова, Л. Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у студентов средних профессиональных учреждений – М.: Высш. шк., 2017. - 95с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности – М.: Мысль, 2018. - 158с.
3. Баронин, А. А. Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов – М., 2019. - с. 110-121.
4. Бессараб, В. Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся колледжей в процессе изучения специальной технологии – Челябинск, 2018.- 180 с.
5. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию – М.: Просвещение, 2018. - 144 с.
6. Гребенюк, О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности учащихся средних профессиональных учреждений – М.: Высш. шк., 2016. - 48 с
Для развития познавательной активности у студентов, при объяснении нового материала или при проверке усвоения пройденного, на своих занятиях стараюсь использовать различные методы.
Словесный метод – это не только лекции, но и индивидуальные, и групповые беседы со студентами.
Из личного опыта могу сказать, что банальная традиционная форма проведения лекций, на которой преподаватель надиктовывает материал, а слушатели его только автоматически записывают, не способствует формированию познавательной активности у студентов.
На своих занятиях стараюсь активно общаться со студентами, использую наглядные методы обучения (таблицы, презентации), привожу примеры из своего профессионального опыта.
Но наиболее эффективным способом выстраивания отношений со студентами на своих занятиях считаю способ живого общения – дискуссий, обсуждений.
Опираясь на свой педагогический опыт, могу выделить следующие признаки, влияющие на взаимоотношения преподавателя со студентами:
- грамотная организация учебного процесса;
- активно-положительный стиль взаимоотношений студентов и преподавателя при решении учебных задач; взаимное доверие;
- стимулирование педагогам интересов студентов, их самостоятельности, практической инициативы, творчества;
- исключение, при взаимоотношениях преподавателя со студентами, принуждения, пассивного восприятия учащимися готовой информации;
- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Не меньшее влияние на учебно-познавательную деятельность оказывают и познавательные интересы учащихся.
Опираясь на собственный опыт работы в колледже, могу выделить следующие мотивы успешного обучения студентов:
- непосредственный интерес к содержанию учебного предмета;
- интерес, основанный на успехе в изучении предмета, склонностях к его изучению;
- связь предмета с будущей трудовой деятельностью;
- положительное влияния личности преподавателя, его качеств.
При обучении студентов колледжей, для развития их познавательной активности, необходимо внедрение новых образовательных технологий, соответствующих уровню развития общества.
Используя компетентностный подход при обучении студентов, преподаватель акцентирует внимание на конечном результате, при котором особенно важна не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентностный подход способствует формированию и развитию познавательной активности студентов, их самостоятельной деятельности и личной ответственности за конечный результат обучения.
Проблемно-ориентированное обучение, основанное на процессе поиска решения специально сформулированной проблемы, активно используется в учебном процессе нашего колледжа. В своей работе со студентами, проблемы при закреплении пройденного материала, стараюсь составлять так, чтобы они в процессе ее решения неизбежно обращались к теоретическому материалу, который требуется усвоить по программе.
Таким образом, преподаватель уже не дает информацию и знания, которые студенты потом должны как-то научиться применять, а задает проблему и выступает в роли помощника, который координирует дискуссию по решению проблемы на занятии и подсказывает при необходимости, куда учащимся стоит обратиться, чтобы прийти к решению проблемы. Необходимую литературу студенты осваивают самостоятельно, а на занятиях занимаются уже решением поставленной преподавателем проблемы.
Практико-ориентированное обучение в колледже, в отличие от традиционного образования, направлено на приобретение кроме знаний необходимых профессиональных умений и навыков - опыта практической деятельности.
Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
Преподаватель, при взаимодействии со студентами, должен способствовать поэтапному формированию и развитию познавательной деятельности у студентов во время аудиторных занятий. Работу нужно начинать с адаптации студентов к образовательному пространству, параллельно формируя у них понимание социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками. Только в этом случае у обучающего можно сформировать и развить познавательную активность при усвоении учебного материала. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Литература:
1. Антипова, Л. Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у студентов средних профессиональных учреждений – М.: Высш. шк., 2017. - 95с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности – М.: Мысль, 2018. - 158с.
3. Баронин, А. А. Формирование познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов – М., 2019. - с. 110-121.
4. Бессараб, В. Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся колледжей в процессе изучения специальной технологии – Челябинск, 2018.- 180 с.
5. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию – М.: Просвещение, 2018. - 144 с.
6. Гребенюк, О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности учащихся средних профессиональных учреждений – М.: Высш. шк., 2016. - 48 с
Другие статьи
- Основные принципы сопровождения ребёнка и взрослого в рамках консультационного центра
- Моя педагогическая династия
- Система мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
- Коррекционная работа по формированию ученического коллектива школьников с задержкой психического развития
- К аспекту об изучении творчества омского художника А.Н. Либерова. Военные страницы
- Технология организации процесса самообразования
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
- Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности
- Портфолио педагога и учащегося как форма оценивания индивидуальных достижений
- Выявление и поддержка детской одаренности через инновационные формы внеурочной деятельности экологической направленности
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.