Статья "Дыхательная гимнастика в ДОУ"
Наталья Дьяур
17.03.2021
1722
2
Дошкольное образование
Автор: Дьяур Наталья Вячеславовна
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»,
Оренбургская область, п. Красный Коммунар
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»,
Оренбургская область, п. Красный Коммунар
Дыхательная гимнастика в ДОУ
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в оздоровительной работе ДОУ занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
1.Нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» , в дыхании участвует только диафрагма, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя;
2.Среднее или «реберное»;
3.Верхнее или «ключичное»;
4.Смешанное или «полное дыхание йогов».
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубина вдоха и определяется частота дыхания.
Легкие являются не только органом дыхания, но и органом выделения, регуляции температуры тела. Они принимают так же участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Следовательно, дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей.
Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с младшей группы. Для малышей 3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой взрослый участвует наравне с дошкольниками. Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что представляет дыхание, показать, как можно вдыхать и выдыхать, дать детям возможность понаблюдать за своим дыханием, дуя на ленточку или ветряные вертушки, приводя их в движение. На этом этапе нужно обогатить среду дыхательным пособием: «Подуй на снежинки», «Приведи в движение зверушек», «Птички».
Затем можно предложить детям игровые упражнения: «Погреем ручки», «Понюхаем цветочек», «Музыкальный носик». Проводить эти упражнения лучше на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, длительностью 3 – 5 мин.
Очень интересна детям дыхательная гимнастика в стихотворной форме, интересные сюжеты увлекают детей, и они очень охотно выполняют дыхательные упражнения.
1.Нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» , в дыхании участвует только диафрагма, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя;
2.Среднее или «реберное»;
3.Верхнее или «ключичное»;
4.Смешанное или «полное дыхание йогов».
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубина вдоха и определяется частота дыхания.
Легкие являются не только органом дыхания, но и органом выделения, регуляции температуры тела. Они принимают так же участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Следовательно, дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей.
Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с младшей группы. Для малышей 3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой взрослый участвует наравне с дошкольниками. Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что представляет дыхание, показать, как можно вдыхать и выдыхать, дать детям возможность понаблюдать за своим дыханием, дуя на ленточку или ветряные вертушки, приводя их в движение. На этом этапе нужно обогатить среду дыхательным пособием: «Подуй на снежинки», «Приведи в движение зверушек», «Птички».
Затем можно предложить детям игровые упражнения: «Погреем ручки», «Понюхаем цветочек», «Музыкальный носик». Проводить эти упражнения лучше на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, длительностью 3 – 5 мин.
Очень интересна детям дыхательная гимнастика в стихотворной форме, интересные сюжеты увлекают детей, и они очень охотно выполняют дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
«Серый волк в густом лесу»
«Серый волк в густом лесу»
Цель: Укрепление мышц дыхательной системы, сочетая плавный и резкий выдох с тихим и громким голосовым сопровождением
Серый волк в густом лесу: (вдох глубокий носом, выдох плавный) «У- у - у»
Тихо воет на луну: (выдох тихий плавный) «У – у – у – у».
Как услышишь страшный вой: (выдох резкий громкий) «У – у – у – у»
Уходи скорей домой: (выдох плавный) «У – у – у-у».
С детьми среднего возраста дыхательные упражнения усложняются: детей учат более глубокому, протяженному «реберному» дыханию. Ребенок уже в состоянии регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание, приводя организм в нужное психологическое состояние (расслабление). К вышеизложенным упражнениям, в среднем дошкольном возрасте, детям нужно предлагать соревновательные игры: «Кто дальше дунет», «Передуй - ка», «Кто дальше прокатит шарик», «Кто больше выдует». Присоединяются дыхательные упражнения с двигательным сопровождением: «Откинем мяч» (со звуком ш – ш – ш), «Петушок кричит и машет крылышками», «Упали в ямку» (присед со звуком «Ох»), «Меч» (махи рукой со звуком «ха»).
Детей старшего дошкольного возраста нужно учить полному дыханию, приводя в действие весь дыхательный аппарат. Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть: слегка выпятить живот, поднимая и расширяя ребра, заканчивать поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществлять в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинаковая.
В старшем дошкольном возрасте, помимо прочих упражнений и игр, можно практиковать методику А. Стрельниковой или Восточные дыхательные гимнастики: «Цигун», «Йога», даосские практики, так как дети с помощью взрослого осознано подходят к выполнению полезных заданий.
Главная особенность методики Стрельниковой частый и резкий вдох через нос, сопровождающийся движением, выдох обычный.
Серый волк в густом лесу: (вдох глубокий носом, выдох плавный) «У- у - у»
Тихо воет на луну: (выдох тихий плавный) «У – у – у – у».
Как услышишь страшный вой: (выдох резкий громкий) «У – у – у – у»
Уходи скорей домой: (выдох плавный) «У – у – у-у».
С детьми среднего возраста дыхательные упражнения усложняются: детей учат более глубокому, протяженному «реберному» дыханию. Ребенок уже в состоянии регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание, приводя организм в нужное психологическое состояние (расслабление). К вышеизложенным упражнениям, в среднем дошкольном возрасте, детям нужно предлагать соревновательные игры: «Кто дальше дунет», «Передуй - ка», «Кто дальше прокатит шарик», «Кто больше выдует». Присоединяются дыхательные упражнения с двигательным сопровождением: «Откинем мяч» (со звуком ш – ш – ш), «Петушок кричит и машет крылышками», «Упали в ямку» (присед со звуком «Ох»), «Меч» (махи рукой со звуком «ха»).
Детей старшего дошкольного возраста нужно учить полному дыханию, приводя в действие весь дыхательный аппарат. Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть: слегка выпятить живот, поднимая и расширяя ребра, заканчивать поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществлять в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинаковая.
В старшем дошкольном возрасте, помимо прочих упражнений и игр, можно практиковать методику А. Стрельниковой или Восточные дыхательные гимнастики: «Цигун», «Йога», даосские практики, так как дети с помощью взрослого осознано подходят к выполнению полезных заданий.
Главная особенность методики Стрельниковой частый и резкий вдох через нос, сопровождающийся движением, выдох обычный.
В гимнастике «Цигун» дыхательные упражнения проводятся с движением всего тела в плавном спокойном темпе. В «Йоге» выполняя дыхательные упражнения, нужно предельно концентрироваться на внутреннем состоянии организма. Даосские мастера учат управлять своим дыханием, дышать так, чтобы волос, который человек держит перед носом, вообще не двигался. Они считают, что нам всем необходимо брать пример с дыхании черепахи, которая живет очень долго, а дышит медленно, легко и равномерно. Восточная мудрость гласит – кто умеет управлять своим дыханием, тот в состоянии контролировать свои эмоции, свою энергию, управлять своей жизнью.
Другие статьи
- Использование интернет-сервиса LearningApps.org в практике работы дошкольной организации
- Использование ИКТ в обучении английскому языку в школе
- Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса (из опыта работы)
- Игровые технологии на уроках русского языка
- Тактильные книги для детей с нарушениями зрения
- Сила чтения вслух на иностранном
- Организация защиты исследовательской работы обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями
- Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
- Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка
- Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Наталья Вячеславовна, познакомилась с Вашей статьёй, очень интересная подборка упражнений! Взяла себе на заметку.
Ольга Будаева, дата: 18.04.2021 в 21:41
#2 Наталья Вячеславовна, добрый день! Хорошая полезная статья. Читала и думала, что в таком сложном процессе как обучение, даже дыхательная гимнастика играет свою немаловажную роль. И очень хорошо, что есть педагоги, которые обращают на это внимание на ступени дошкольного образования. Я на своих уроках на этапе физминутки частенько провожу упражнения на дыхание. Еще раз убедилась, что делаю ве правильно. Спасибо вам за работу!
Елена Маратовна Онищук, дата: 03.07.2021 в 14:43
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.