С нами 17311 учителей, 7331 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Профилактика девиантного поведения в центрах досуга"
Автор: учитель истории и обществознания
Хайсарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск

                                      Профилактика девиантного поведения в центрах досуга
 
Аннотация. В данной статье рассматривается профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в центрах досуга. Преимущество центра досуга от школы в профилактике девиантного поведения подростков.  
Ключевые слова: профилактика, подросток, центр досуга, девиантное поведение.
 
      Интерес к проблеме профилактике девиантного поведения подростков не случаен, так как на сегодняшний день в России число подростков  с девиантным поведение растет быстрым темпом. Причем девиантное поведение у подростка возникает не стихийно и не случайно. Личность подростка зависит от его ближайшего окружения: семьи, учебный коллектив, друзья и знакомые.
    Центр досуга – это внешкольные детские и культурно-просветительские учреждения. В этих центрах преобладает диспозитивный принцип образования, т.е. подросток сам решает какое дополнительное образование ему получить. Если школа дает определенные знания, умения и навыки для подростка и чаще всего школьник не властен управлять своим образованием, т.к. государство за него уже решила, тем самым поставила учащегося в некие рамки, то досуговые центры иначе[1].
    Главной целью центров досуга является социально активная, образованная, культурная, нравственная и физически здоровая личность, которая может адаптироваться к изменяющимся условиям социальной жизни. Поэтому центры решают множество задач, таких как развитее творческих, познавательных и профессиональных интересов подростка, создание условий для реализации духовного потенциала ребенка, создание активной социально-культурной личности, повышение этикета и культурного уровня подрастающего поколения и  др.
В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается свыше 8,5 тысяч учреждений дополнительного образования для детей, подростков и юношества, на базе которых функционируют более 500 тысяч детских досуговых объединений поисково-исследовательской, творческой, социально-культурной направленности[2].
   Центры досуга могут играть ведущую роль в профилактике девиантного поведения подростков при  условии:
- обеспечения свободного выбора каждым подростком конкретной области культуры, искусства, художественного или технического творчества, а также профиля образовательной программы и времени ее освоения;
- наличие различных видов деятельности, удовлетворяющих самый широкий спектр интересов,  склонностей и потребностей подростка;
- соблюдения деятельностно-развивающего характера образовательного процесса, способствующего активизации познавательных, творческих, коммуникативных навыков подростка, его самореализации и самоопределению;
- реализации личностно-ориентированного подхода к каждому подростку, создания социально-педагогической «ситуации успеха»;
- применения максимально гибких критериев оценки результативности продвижения подростка в границах избранной им области дополнительного образования, которые помогли бы ему осознать степень доступного, и, одновременно, стимулировали бы к дальнейшему развитию[3].
   Центры досуга, в отличие от школы, имеют большие преимущества в организации педагогической работы с трудными подростками, так как в них подросток попадает в совершенно в другой мир эмоций – непринужденный и доверительный, насыщенный положительными эмоциями, из-за того, что в центрах нет «обязаловки», принуждения, рамок, постоянного контроля, выставление оценок, здесь царит атмосфера игры , неформального общения и доброжелательности, в которой несовершеннолетний не сопротивляется воспитательному процессу, он становится его не только участником, но и сам влияет на образовательный и воспитательный процесс, подросток является активным субъектом собственного развития. Причем воспитание в центрах досуга зачастую носит скрытый характер, что естественно, положительно сказывается на его эффективность. Работа Центров досуга, в отличие от школьного обучения, менее формализована, менее регламентирована, и как можно больше индивидуализирована. Поэтому именно центры досуга способны оказать действительную помощь тем ребятам, проблемы которых не может и не в состоянии решать обычная школа. основой воспитательной работы в Центрах досуга является нормализация отношений в системах «индивид-индивид», «индивид-группа», «группа-группа», «группа-центр». Совместная деятельность объединяет все элементы работы центра досуга в единое целое. Эта работа повышает социальные интересы подростков, учит приспосабливаться друг к другу в процессе коллективного времяпрепровождения, активного отдыха, труда и развлечений.
   Таким образом, роль и значение центров досуга в социализации и социальной адаптации подростков очень высока. Занятия в различных досуговых объединениях позволяют подросткам расширить круг близких друзей, так как у несовершеннолетних одни интересы, а возможно и одно общее дела (соревнования в команде и т.д.), способствует формированию коммуникативных навыков, общительности и открытости, при этом повышать личный интерес и развиваться как личность. Подростками, занимающихся в досуговых учреждениях, глубже осознается ценность дружбы, общения, человеческих взаимоотношений, они становятся гуманными по отношению друг к другу, начинают ориентироваться на коллектив, на окружающий мир.
 
Литература:
  1. Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Юридическая психология. 2011 №1. С.25.
  2. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи. Российский следователь 2008№10. с 29 (29-31).
  3. Макарова Л.Н. Усов А.А. Профессионально-дидактическая культура педагога дополнительного образования. Учебное пособие Белгород-Тамбов, 2003.
 
[1] Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Юридическая психология. 2011 №1. С.25.
[2] Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи. Российский следователь 2008№10. с 29 (29-31).
[3] Макарова Л.Н. Усов А.А. Профессионально-дидактическая культура педагога дополнительного образования. Учебное пособие Белгород-Тамбов, 2003.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ